РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Тацинская 7 октября 2010 г.
Судья Тацинского районного суда Ростовской области Сорокин А.М.
C участием прокурора – помощника прокурора Тацинского района Беликовой И.А.
При секретаре Бааль Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тацинского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области об обязании устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, а также в камерах ОВД по Тацинскому району для административно заключенных
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к ОВД по Тацинскому району в интересах государства и неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что при проверке ИВС ОВД по Тацинскому району были выявлены нарушения требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1996 г. №103-ФЗ и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. №950 в части оборудования помещений ИВС, что выразилось в отсутствии в ИВС санпропускника (в условиях отсутствия на территории района бани общего пользования); не соблюдении в камерах нормы санитарной площади – 4 кв.м. на одного человека, отсутствии в камерах столов и скамеек по лимиту мест, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок для вызова дежурного, кранов с водопроводной водой, канализации и санитарных узлов с соблюдением требований приватности. Так же в исковом заявлении указывается, что в ИВС ОВД по Тацинскому району отсутствует прогулочный двор, что нарушает права содержащихся в ИВС лиц на ежедневную прогулку; отсутствуют камеры оборудованные для содержания женщин с детьми. Ссылаясь на то, что не обеспечение бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены и нормам санитарной площади, установленных законодательством, для лиц содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району унижает человеческое достоинство лиц содержащихся в ИВС, подрывает авторитет государства, прокурор просил обязать ОВД по Тацинскому району устранить выявленные нарушения прав неопределенного круга лиц содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади, обеспечив в ИВС ОВД по Тацинскому району оборудование специального санпропускника; камеры для содержания женщин с детьми; прогулочного двора; нар в камерах в расчете не менее 4 кв.м. на одного содержащегося в камере, столов и скамеек по лимиту мест, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок для вызова дежурного, кранов с водопроводной водой, канализации и санитарных узлов с соблюдением требований приватности.
В процессе рассмотрения дела прокурор Тацинского района предъявил эти же исковые требования к соответчику - ГУВД по Ростовской области.
В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Тацинского района поддержала исковые требования и просила обязать ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области устранить выявленные нарушения, обязав в срок до 1 февраля 2010 г. обеспечить в ИВС ОВД по Тацинскому району оборудование специального санпропускника; камеры для содержания женщин с детьми; прогулочного двора; нар в камерах в расчете не менее 4 кв.м. на одного содержащегося в камере, столов и скамеек по лимиту мест, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок для вызова дежурного, кранов с водопроводной водой, канализации и санитарных узлов с соблюдением требований приватности.
Представитель ответчика - ОВД по Тацинскому району, полагал иск к ОВД по Тацинскому району не подлежащим удовлетворению, в связи с отсутствием финансирования для проведения работ по приведению ИВС ОВД Тацинского района в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель ГУВД по Ростовской области в судебное заседание не прибыл, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях представитель ГУВД по Ростовской области указывал, что изолятор временного содержания ОВД по Тацинскому району, является структурным подразделением ОВД по Тацинскому району и содержится за счет средств Федерального бюджета по смете МВД РФ. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением направленности их на финансирование конкретных целей и любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетных средств, либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства. Таким образом, органы внутренних дел могут использовать для реконструкции ИВС только те денежные средства, которые поступают из Федерального бюджета на эти цели. Денежные средства из федерального бюджета для ОВД поступают в Управление федерального казначейства по Ростовской области, а ГУВД по Ростовской области распределяет поступившие денежные средства по органам внутренних дел исходя из утвержденных смет и поступивших денежных средств согласно лимита (т.1л.д.40-41).
В судебное заседание так же не прибыл представитель МВД РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, о причинах неявки суду не сообщено, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица не заявлено.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено в отсутствие представителя ГУВД по Ростовской области и МВД РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора и представителя ответчика – ОВД по Тацинскому району, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования предъявляемые прокурором к ГУВД по Ростовской области и не подлежащими удовлетворению исковые требования предъявляемые к ОВД по Тацинскому району.
Установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, что в соответствии с Положением об изоляторе временного содержания ОВД по Тацинскому району, ИВС является структурным подразделением ОВД по Тацинскому району, располагается в нежилом здании по адресу: ....
Условия содержание подозреваемых и обвиняемых в ИВС регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона №103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться настольными играми. В соответствии со ст.23 указанного Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В соответствии со ст.30, подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия.
Согласно Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950 в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (пункт 14 Приказа №950); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42), камеры ИВС оборудуются: столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, кнопкой для вызова дежурного, детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми (пункт 45); не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47); подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час, продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается (пункт 130); прогулка проводится на территории прогулочных дворов (пункт 132).
Согласно п.6 Положения о порядке отбытия административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. №726 и п. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД РФ от 06.06.2000г. №605 ДСП «О введении в действие правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
Согласно акта обследования ИВС ОВД по Тацинскому району от 25.11.2009г. комиссией в составе зам. прокурора Тацинского района, начальника штаба ОВД, начальника ИВС, начальника ОГПН по Тацинскому району, специалиста-эксперта ТО управления Роспотребнадзора по РО в г. Белая Калитва и Тацинском районе, при обследовании ИВС по Тацинскому району были выявлены следующие недостатки: отсутствуют в нарушение п. 14 Приказа МВД РФ №950 от 27.11.2005г. (далее по тексту –Приказ), санпропускника ИВС (баня общего пользования на территории населенного пункта отсутствует), дезинфекционная камера, нет условий санобработки вновь прибывших лиц; отсутствуют в нарушение п. 45 Приказа, столы и скамейки по лимиту мест в камерах, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, вешалки для верхней одежды, краны с водопроводной водой и канализация; отсутствуют камеры оборудованные для содержания женщин с детьми; в нарушение требований п.47 Приказа, отсутствуют условия для проведения не реже одного раза в неделю санобработки содержащихся лиц (помывка в душе); в нарушение требований п. 130 Приказа, отсутствует прогулочный двор для обеспечения подозреваемым и обвиняемым ежедневной прогулки. В ИВС имеются камеры для содержания лиц задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту, которые выведены за блок камер ИВС. (т.1л.д.7-8).
Таким образом, судом установлено, что условия содержания обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений лиц в камерах ИВС ОВД по Тацинскому району и в камерах для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту, не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов.
Согласно информации и.о.начальника ОВД по Тацинскому району и приобщенных к информации ситуационного плана и плана-схемы ИВС, техническая возможность проведения переоборудования ИВС ОВД по Тацинскому району в целях приведения ИВС в соответствие с требованиями Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 г. и санитарного законодательства, имеется (т.2л.д.55-61). Данные обстоятельства так же подтверждаются заключением специалиста – начальника СДО ЗАО «Шахта им. Б.Ф.Братченко» (организации имеющей лицензию на соответствующие виды деятельности) и приложением к заключению (т.2л.д.100-101).
Ответчиками предпринимались определенные меры по приведению условий содержания спецконтингента в соответствие с требованиями закона и приказов. В 2007г. был проведен капитальный ремонт ИВС, принимались меры по укомплектованию ИВС необходимым инвентарем, регулярно при предоставлении отчетности по ИВС, ОВД по Тацинскому району запрашивались денежные средства на реконструкцию и ремонт ИВС.
После проведения обследования ИВС по Тацинскому району 25 ноября 2009 г., ОВД по Тацинскому району 26.11.2009 г. и 9.12.2009 г. в ГУВД Ростовской области были направлены заявки о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств для устранения нарушений, выявленных при проверке ИВС 25.11.2009 г. (т.1л.д.25-26), в январе 2010 г., с привлечением специалиста ЗАО «Шахта им. Б.Ф.Братченко», была составлена локальная смета капитального ремонта ИВС, включающая в себя работы по устранению выявленных недостатков (т.1л.д.172-182).
Согласно информации начальника Департамента охраны общественного порядка МВД РФ, в 2007-2009 г.г. МВД РФ на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту ИВС ГУВД по Ростовской области было выделено 19 881,0 тыс. руб. из них 1 322,0 тыс. руб. на ремонт ИВС ОВД по Тацинскому району. В 2010г. ГУВД по РО на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту органов внутренних дел области, в.т.ч. ИВС, относящихся к объектам федеральной собственности, выделено 8 000,0тыс.руб. Указанные средства распределены в соответствии с Планом проведения капитального ремонта объектов ГУВД по РО на 2010г., при этом мероприятий по устранению недостатков по ИВС ОВД Тацинского района, в плане отсутствуют (т.1л.д. 222).
Согласно информации финансово-экономического управления ГУВД по РО, в 2007г. на реконструкцию ИВС ОВД по Тацинскому району было выделено 750,0тыс.руб., в результате проведенных работ по капитальному ремонту помещений ИВС, объем освоенных бюджетных ассигнований составил – 744,2 тыс. руб. В январе 2010г. в МВД была направлена заявка на проведение капитального ремонта административных зданий и сооружений, в том числе ИВС, в состав необходимых ассигнований, включены денежные средства на капитальный ремонт ИВС ОВД по Тацинскому району в сумме 2973,0руб. (т.1л.д.237).
Ответчик и соответчик не отрицают наличие в ИВС перечисленных недостатков и необходимость их устранения, но в своих возражениях ссылаются на недостаточность финансирования.
Однако данное обстоятельство не может являться основанием для нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, на обеспечение условий содержания, соответствующих требованиям гигиены и санитарной площади, установленных законодательством.
В то же время, суд считает, что обязанность устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, а также в камерах ОВД по Тацинскому району для административно заключенных, должна быть возложена на ответчика – ГУВД по Ростовской области.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В своих исковых требованиях прокурор просит обязать устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району одновременно обоих ответчиков: и ГУВД по Ростовской области, и ОВД по Тацинскому району.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", резолютивная часть решения суда должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести.
Прокурору предлагалось уточнить исковые требования, указав, кто из ответчиков и какие действия должен произвести по заявленным исковым требованиям. Исковые требования уточнены не были. Принятие решения о возложении обязанности по совершению действий, указанных в исковых требованиях на обоих ответчиков не будет соответствовать требованиям, предъявляемых к судебному решению.
В то же время судом учитывается, что в соответствии с п.12 Положения об отделе внутренних дел по Тацинскому району, утвержденному Приказом начальника ГУВД по Ростовской области от 12.03.2007 г. №260, финансирование ОВД осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета Ростовской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.13 Положения, материально-техническое обеспечение ОВД осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России. В соответствии с п.15 Положения, непосредственный контроль за деятельностью ОВД осуществляет ГУВД по Ростовской области.
В соответствии с п.п.38 п.16 Положения о Главном управлении внутренних дел по Ростовской области, утвержденного Приказом МВД РФ от 20.01.2007 г. №56, ГУВД по Ростовской области осуществляет распределение выделенных бюджетных ассигнований и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел. В соответствии с п.п.25 и 26 п.19 Положения о Главном управлении внутренних дел по Ростовской области начальник ГУВД по Ростовской области является главным распорядителем бюджетных средств, утверждает подчиненным органам внутренних дел сметы доходов и расходов, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между подразделениями аппарата ГУВД, подчиненными органами внутренних дел.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что проведение работ по устранению недостатков, указанных в исковом заявлении, влекущих нарушение прав лиц содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району возможно лишь при наличии соответствующего финансирования, суд приходит к выводу, что обязанность устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, должна быть возложена на ответчика – ГУВД по Ростовской области, как орган, в компетенцию которого входит распределение бюджетных ассигнований, материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел, а так же руководство деятельностью подчиненного органа – ОВД по Тацинскому району.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит обязать произвести устранение нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району в срок до 1 февраля 2010 г.
Определяя срок, в течение которого ГУВД по Ростовской области должно быть исполнено решение суда, суд учитывает, что финансирование работ по устранению выявленных недостатков возможно после утверждения бюджетной сметы на 2011 г., после чего, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ необходимо размесить заказ на выполнение соответствующих работ, заключить контракт с подрядчиком. Принимая во внимание изложенное, а так же учитывая время необходимое для проведение самих работ по переоборудованию ИВС, суд считает, что для исполнения настоящего решения суда необходимо установить срок до 1 июля 2011 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ :
Обязать ГУВД по Ростовской области в срок до 1 июля 2011 г. устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, а также в камерах ОВД по Тацинскому району для административно заключенных, обеспечив оборудование в ИВС ОВД по Тацинскому району специального санпропускника; камеры для содержания женщин с детьми; прогулочного двора; нар в камерах в расчете не менее 4 кв.м. на одного содержащегося в камере, столов и скамеек по лимиту мест, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок для вызова дежурного, кранов с водопроводной водой, канализации и санитарных узлов с соблюдением требований приватности.
В удовлетворении исковых требований к ОВД по Тацинскому району отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2010 г.
Председательствующий: