РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.05.2010г. ст. Тацинская.
Тацинский районный суд Ростовской области в составе :
председательствующего судьи Солошенко А.В.
с участием прокурора Беликовой И.А.
при секретаре Корсуновой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тацинского района в интересах ... и неопределенного круга лиц к ... и ... об обязании устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и нормам санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ...у, а также в ... для административно арестованных
УСТАНОВИЛ.
Прокурор обратился в суд с иском, в интересах ... и неопределенного круга лиц, к ответчику и просил обязать ...у произвести устранение нарушений действующего законодательства в части обеспечения для содержащихся в ... подозреваемых и обвиняемых, а также административно-арестованных, бытовых условий, отвечающим требованиям гигиены и нормам санитарной площади, в том числе в ... и камерах для административно-арестованных :оборудовать специальный санпропускник для санитарной обработки вновь поступающих лиц и их еженедельной помывки ; оборудовать камеры нарами для лиц в расчете не менее 4 кв.м. на одного содержащегося в камере, столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопками вызова дежурного, кранами с водопроводной водой, канализацией и санитарными узлами с соблюдением требований приватности ;оборудовать не менее одной камеры для возможного содержания женщин с детьми ; оборудовать прогулочный двор для обеспечения ежедневных прогулок содержащихся лиц ссылаясь на то, что в ... имеется 8 камер для содержания специального контингента (№№3-8), а также 2 камеры для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту (№№1-2), в нарушение требований действующего законодательства, вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не имеют возможности для прохождения в первые сутки прибытия санитарной обработки, поскольку в ... отсутствует санпропускник (при отсутствии на территории бани общего пользования), также отсутствует душ, для проведения еженедельной санитарной обработки (помывки в душе) подозреваемых и обвиняемых, не соблюдаются нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв.м. Все 8 камер ... (№№3-10) имеют площадь от 6 до 11 кв.м., однако в камерах установлено по двое двух ярусных нар для 4-х лиц, что существенно превышает санитарные нормы по площади. В камерах отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного, краны с водопроводной водой, канализация и санитарные узлы с соблюдением правил приватности. Также в ... отсутствуют камеры, оборудованные детскими кроватями для содержания женщин с детьми, что делает невозможным надлежащее содержание такого контингента лиц, в случае их поступления. Нарушается право содержащихся в ... подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку, поскольку в ... отсутствует прогулочный двор. Также нарушаются права лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и лиц подвергнутых административному аресту на проведение при их поступлении санитарной обработки, а также на проведение еженедельной санитарной обработки (помывки в душе). В камерах отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного, краны с водопроводной водой, канализация и санитарные узлы с соблюдением правил приватности. Отсутствуют условия для реализации прав административно-арестованных на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа, поскольку отсутствует прогулочный двор.
В процессе рассмотрения дела прокурор Тацинского района предъявил исковые требования и к соответчику ....
В судебном заседании прокурор Беликова И.А.поддержала исковые требования к ответчику и соответчику и дополнительно просила указать в решении суда срок исполнения решения – до 01 октября 2010г..
Представитель ответчика ..., на основании доверенности, ФИО3 полагал иск подлежащим удовлетворению.
По заявлению представителя соответчика ... ФИО5 и ФИО4 судебное разбирательство дела проведено без их участия.
В письменном отзыве соответчик иск не признал и указал, что ...у, является структурным подразделением ... и содержится за счет средств Федерального бюджета по смете ..., бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением направленности их на финансирование конкретных целей и любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетных средств, либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства. Таким образом органы внутренних дел могут использовать для реконструкции ... только те денежные средства, которые поступают из Федерального бюджета на эти цели. Денежные средства из федерального бюджета для ... поступают в ..., а ... распределяет поступившие денежные средства по органам внутренних дел исходя из утвержденных смет и поступивших денежных средств согласно лимита.
Определением суда в качестве третьего лица по делу было привлечено .... По ходатайству представителя третьего лица, на основании доверенности, ФИО4 судебное разбирательство проведено без ее участия.
Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя ответчика ... и изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании было установлено, что в соответствии с Положением об изоляторе временного содержания ..., ... является структурным подразделением ..., располагается в нежилом здании по адресу : ..., данное здание на основании договора безвозмездного пользования №3 от 01.01.2008г. передано ... в безвозмездное пользование ....
Согласно акта обследования ... от 25.11.2009г. комиссией в составе зам. прокурора Тацинского района, начальника штаба ..., Начальника ..., начальника ..., специалиста-эксперта ТО ..., лимит мест в ... – 17, количество камер для содержания спецконтингента - 8, в.т.ч. : камера №3 – 6,15кв.м. ; камера №4 – 7,92кв.м. ; камера №5- 10,8кв.м. ; камера №6 – 9,36кв.м., камера №7 – 9,36кв.м. ; камера №8 – 9,4 кв.м. ; камера №9 – 8,4 кв.м. ; камера №10 – 9,45 кв.м.
Камеры для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту, выведены за блок камер ..., закреплены приказом начальника ... за дежурной частью ОВД :камера №1 – 5,76кв.м. ; камера №2 – 6,12 кв.м.
При обследовании ... были выявлены следующие недостатки : отсутствуют в нарушение п. 14 Приказа МВД РФ №950 от 27.11.2005г. (далее по тексту –Приказ), санпропускник ... (баня общего пользования на территории населенного пункта отсутствует), дезинфекционная камера, нет условий санобработки вновь прибывших лиц ; отсутствует в нарушение п. 25 Приказа, фотоаппарат для фотографирования вновь прибывшего спец. контингента ; отсутствует в нарушение п. 45 Приказа, столы и скамейки по лимиту мест в камерах, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, вешалки для верхней одежды, краны с водопроводной водой и канализация, отсутствуют камеры оборудованные для содержания женщин с детьми ;в нарушение требований п.47 Приказа, отсутствуют условия для проведения не реже одного раза в неделю санобработки содержащихся лиц (помывка в душе) ; в нарушение требований п. 130 Приказа, отсутствует прогулочный двор для обеспечения подозреваемым и обвиняемым ежедневной прогулки.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в ... регулируется федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» :
-ст. 15, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
-ст. 16, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ;
-ст.17, подозреваемые и обвиняемые имеют право:
в.т.ч. получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка, пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
-ст.23, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
-ст.30, подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет.
В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.
Приказом МВД РФ от 22.11.2005г. утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, согласно которых :
-п. 3,организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС;
-п.14, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
-п. 42, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
-п. 45, камеры ИВС оборудуются:
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
краном с водопроводной водой;
вешалкой для верхней одежды;
кнопкой для вызова дежурного;
детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;
-п.46, для женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, а также для беременных женщин создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание, в том числе осмотр детей врачом-педиатром, устанавливается улучшенное питание и вещевое обеспечение по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
-п. 47, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
-п. 130, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.
-п.132, прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно п.6 Положения о порядке отбытия административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. №726 и п. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД РФ от 06.06.2000г. №605 дсп «О введении в действие правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
Таким образом судом установлено, что условия содержания обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений лиц в камерах ... и в камерах для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту, не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и влекут за собой обоснованные обращения граждан с жалобами в различные инстанции на нарушение их прав.
Так в октябре 2006г. в прокуратуру Тацинского района обратился с жалобой на условия содержания в ... осужденный ФИО7, который просил оборудовать каждую камеру ... : столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц содержащихся в камере ; санитарным узлом ; водопроводной водой ;шкафом для продуктов ; вешалкой для верхней одежды ; полкой для туалетных принадлежностей ; кнопкой для вызова представителя администрации ; предоставить возможность всем заключенным содержащимся в ... проводить часть дня за пределами своих камер в прогулочных двориках для занятий полезными видами деятельности, в.т.ч. спортом.
Ответчик предпринимал определенные меры по приведению условий содержания спецконтингента в соответствие с требованиями закона и приказов, в 2007г. проведен капитальный ремонт ..., предпринимались меры по укомплектованию ... необходимым инвентарем, регулярно при предоставлении отчетности по ..., ответчиком запрашивались денежные средства на реконструкцию и ремонт ....
Согласно информации руководителя ..., в 2007-2009г.г. МВД РФ на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту ..., выделено 19 881,0 тыс. руб. из них 1 322,0 тыс. руб. на ремонт ..., в 2010г. ... на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту органов внутренних дел области, в.т.ч. ..., относящихся к объектам федеральной собственности, выделено 8 000,0тыс.руб. Указанные средства распределены в соответствии с Планом проведения капитального ремонта объектов ... на 2010г., при этом мероприятий по устранению недостатков по ..., в плане отсутствуют.
В условиях ограниченного финансирования вопрос о целевом выделении лимитов возможен при наличии обоснованного определения стоимости работ и при дополнительном поступлении средств из федерального бюджета.
Согласно информации финансово-экономического управления ..., в 2007г. на реконструкцию ... было выделено 750,0тыс.руб., в результате проведенных работ по капитальному ремонту помещений ..., объем освоенных бюджетных ассигнований составил – 744,2 тыс. руб. В январе 2010г. в ... была направлена заявка на проведение капитального ремонта административных зданий и сооружений, в том числе ..., в состав необходимых ассигнований, включены денежные средства на капитальный ремонт ... в сумме 2973,0руб.
Ответчик и соответчик не отрицают наличие в ... перечисленных недостатков но в своих возражениях ссылаются на недостатки финансирования и в подтверждение ссылаются на многочисленные письма, с просьбой выделения денежных средств, в адрес ... и ....
Суд не может согласится с возражениями ответчика поскольку, согласно договора безвозмездного пользования административным зданием, в том числе и зданием ..., №3 от 01.01.2008г., обязанность по текущему и капитальному ремонту здания, возложена на ..., вышеуказанными Федеральным Законом и приказами МВД РФ, обязанность обеспечения режима содержания специального контингента возлагается на ..., федеральный закон N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которым определены основные требования к режиму содержания в ИВС, действует с 1995 года, никаких ссылок на неприменение указанного закона, в следствии финансовых трудностей, данный закон не содержит, как следует из информации ..., возможность финансирования расходов на капитальный ремонт ... существует, при наличии обоснованного определения стоимости работ, в заявке ..., направленной в адрес ... в январе 2010г., на выделение финансирования на капитальный ремонт ..., включены денежные средства в объеме 2973,0тыс.руб. на ремонт ... и поэтому исковые требования к ... необходимо удовлетворить.
В удовлетворении иска к ... необходимо отказать, поскольку вышеперечисленными нормативными актами, обязанность по обеспечению Правил содержания спецконтингента в ..., возложена на ... и соответчик по настоящим исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Обязать ... произвести устранение нарушений действующего законодательства в части обеспечения для содержащихся в ... подозреваемых и обвиняемых, а также административно-арестованных, бытовых условий, отвечающим требованиям гигиены и нормам санитарной площади, в том числе в ... и камерах для административно-арестованных в срок до 01.10.2010г. :оборудовать специальный санпропускник для санитарной обработки вновь поступающих лиц и их еженедельной помывки ; оборудовать камеры нарами для лиц в расчете не менее 4 кв.м. на одного содержащегося в камере, столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопками вызова дежурного, кранами с водопроводной водой, канализацией и санитарными узлами с соблюдением требований приватности ;оборудовать не менее одной камеры для возможного содержания женщин с детьми ; оборудовать прогулочный двор для обеспечения ежедневных прогулок содержащихся лиц.
В удовлетворении иска к ... отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.05.2010г.
Пред-ющий :