о признании права собственности на земельные участки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст.Тацинская 10 мая 2011 г.

Тацинский районный суд Ростовской области

В составе председательствующего судьи Сорокина А.М.

При секретаре Бааль Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Польшенской Т.А. к Польшенскому В.В. и Воротынцевой Т.А. о признании права собственности на земельные участки

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС №22 о признании права собственности на земельные участки, ссылаясь на то, что она является членом КФХ «Литер», которое было образовано в 1994 г. В 1994 г. в состав КФХ «Литер» с земельным участком площадью 68 га. вошли она, ее супруг Польшенский В.В., Г.С., Н.А. Впоследствии в состав КФХ «Литер» вошли так же А.Г. и В.Я., в связи с чем земельный участок членов КФХ был увеличен до 104,7 га. Главой КФХ являлся ее супруг – Польшенский В.В. В настоящее время она осталась единственным членом КФХ, так как остальные члены КФХ умерли. Наследники у умерших членов КФХ Г.С., Н.А. и В.Я. отсутствовали, их похоронил и распорядился их имуществом ее супруг Польшенский В.В. Наследником Польшенского В.В. является она. В связи с отсутствием в ИФНС сведений о членах КФХ «Литер» она не имеет возможности оформить свое право на земельные участки, принадлежавшие ранее членам КФХ на праве общей собственности, в связи с чем истец просила признать ее право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 104,7 га.

В качестве соответчика судом к участию в деле было привлечено Территориальное управление Росимущества в Ростовской области.

Впоследствии истица изменила исковые требования и просила признать за ней право собственности на земельные участки: площадью 18000 кв.м. кадастровый номер ; площадью 560000 кв.м., кадастровый номер ; площадью 120000 кв.м., кадастровый номер ; площадью 60000 кв.м., кадастровый номер ; площадью 159000 кв.м., кадастровый номер ; площадью 130000 кв.м., кадастровый номер , образованные при разделе земельного участка площадью 104,7 га. с кадастровым номером , принадлежавшего членам КФХ «Литер».

В процессе рассмотрения дела ответчики: Межрайонная ИФНС №22 и Территориальное управление Росимущества в Ростовской области, с согласия истца, были заменены на надлежащих ответчиков: наследников члена КФХ А.Г. - Воротынцеву Т.А. и Польшенского В.В., которые иск не признали, ссылаясь на то, что в земельном участке, принадлежавшем членам КФХ «Литер», находится земельный участок, принадлежавший их матери А.Г., который они желают выделить в свою собственность.

Третье лицо – Лысенко С.С., являющаяся наследником умершей Г.Н., которая в свою очередь являлась наследником умершего члена КФХ «Литер» Н.А., будучи надлежаще извещенной о рассмотрении дела, в судебное заседание не прибыла, отложить рассмотрение дела не просила, причины неявки суду не сообщила, в связи с чем дело было рассмотрено в ее отсутствие, согласно положений ст.167 ГПК РФ.

Заслушав истца и его представителя, ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Тацинского района №403 от 25.04.1994 г. истице, Польшенскому В.В., Г.С. и Н.А. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства был предоставлен земельный участок общей площадью 68 га., главой КФХ был утвержден Польшенский В.В., членами КФХ: истица, Г.С. и Н.А. Постановлением главы администрации Тацинского района от 4.05.1994 г. №434 было зарегистрировано КФХ «Литер». 25 мая 1994 г. Польшенскому В.В. было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок из земель сельхозназначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства площадью 68 га. Г.С. умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки администрации Суховского сельского поселения Г.С. на момент смерти проживал один, его похоронил и распорядился его имуществом Польшенский В.В. Согласно свидетельств на право собственности на землю, А.Г. и В.Я., каждому, принадлежала доля в праве общей долевой собственности на земельный массив кооператива «Тацинский» размером 648,4 баллогектаров, площадью 17 га. Постановлением главы администрации Тацинского района от 2.06.2000 г. №297, в счет принадлежащих им земельных долей, А.Г. был предоставлен земельный участок площадью 18,9 га., В.Я. площадью 17,8 га., с земельными паями они были введены в члены КФХ «Литер», после чего площадь земельного участка принадлежащего КФХ «Литер» была увеличена до 104,7 га. Согласно кадастровой выписки, 22.12.2005 г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке площадью 1047000 кв.м. принадлежащего КФХ «Литер», разрешенное использование: производство сельскохозяйственной продукции. Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, В.Я. умер ДД.ММ.ГГГГ, А.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Польшенскому В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ Из информации нотариуса и сообщения отдела ЗАГС следует, что наследницей Н.А. являлась Г.К., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследницей Г.К. является С.С.; заявление о принятии наследства, открывшегося после смерти А.Г. подано Воротынцевой Т.В., наследницей Польшенскому В.В. является истица.

Согласно сведений, представленных межрайонной ИФНС №22, КФХ «Литер» состоит на налоговом учете с 15.11.1994 г., сведения о персональных данных КФХ «Литер» в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Согласно кадастровых паспортов земельных участков, а так же титульного листа межевого дела, земельные участки с кадастровыми номерами: были образованны при разделе земельного участка с кадастровым номером

Согласно сведений, представленных управлением Росреестра по Ростовской области, сведения о правах на земельные участки с кадастровыми номерами не зарегистрированы.

В соответствии со ст.15 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, в редакции от 24.12.1993 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшим на момент организации КФХ «Литер», имущество крестьянского хозяйства принадлежало его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности.

Ст. 257 ГК РФ, введенного в действие с 1.01.1995 г., установила, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав которого входит и предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Ст. 258 ГК РФ было установлено, что при выходе из хозяйства одного из его членов, земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

Аналогичные положения впоследствии были закреплены и в ст.ст. 6 и 9 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии со ст.10 указанного Федерального закона, наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил ст.ст. 253 - 255 и ст.ст. 257 - 259 настоящего Кодекса. Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается. В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст.ст. 258 и 1182 ГК РФ.

Положение, установленные ст.1179 ГК РФ вступили в действие с 1.03.2002 г.

Ранее отношения по наследованию земельного участка, принадлежавшего члену КФХ, регулировались ст.26 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которой земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передавался по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства, а при отсутствии таковых - одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передавался по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства, а наследник земельного участка имел право на получение стоимости земельного участка, на которую не распространялось право наследования.

Аналогичная норма была включена в ст.61 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.93 №2287, ст.26 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», была признана утратившей силу, однако ст.61 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г. продолжала действовать вплоть до признания ЗК РСФСР утратившим силу Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Принимая во внимание, что в настоящее время истица является единственным членом КФХ «Литер», так как остальные члены КФХ умерли, суд приходит к выводу, что она приобрела право собственности на земельные участки, ранее принадлежавшие членам КФХ «Литер» на праве общей собственности.

Возражения ответчиков Воротынцевой Т.В. и Польшенского В.В. о том, что в земельном участке, принадлежавшим членам КФХ «Литер», находится земельный участок, выделявшийся их матери, который они желают выделить в свою собственность, суд не может принять во внимание, так как в соответствии со ст.1179 ГК РФ земельный участок, принадлежавший членам КФХ «Литер», в связи со смертью членов КФХ, в том числе А.Г., являвшейся матерью ответчиков Воротынцевой Т.В. и Польшенского В.В., разделу не подлежал. Истица до настоящего времени является членом КФХ «Литер». Ответчики членами КФХ «Литер» не являлись и не являются, желание войти в состав членов КФХ не изъявляли. На основании изложенного, с учетом положений ст.ст.258 и 1179 ГК РФ, суд приходит к выводу, что у ответчиков Воротынцевой Т.В. и Польшенского В.В., после смерти их матери А.Г., возникло лишь право требовать выплаты компенсации, наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов КФХ.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать право собственности Польшенской Т.А. на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

земельный участок площадью 18000 кв.м., <данные изъяты>

земельный участок площадью 560000 кв.м., <данные изъяты>

земельный участок площадью 120000 кв.м., <данные изъяты>

земельный участок площадью 60000 кв.м., <данные изъяты>

земельный участок площадью 159000 кв.м., <данные изъяты>

земельный участок площадью 130000 кв.м., <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2011 г.

Председательствующий: