РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2011 г.
Судья Тацинского районного суда Ростовской области Супрун В.В..
C участием прокурора Беликовой И.А.
При секретаре Гоглоборщевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тацинского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области об обязании устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, а также в камерах ОВД по Тацинскому району для административно арестованных
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к ОВД по Тацинскому району в интересах государства и неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что при проверке ИВС ОВД по Тацинскому району были выявлены нарушения требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1996 г. №103-ФЗ и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. №950 в части оборудования помещений ИВС, что выразилось в отсутствии в ИВС санпропускника (в условиях отсутствия на территории района бани общего пользования); не соблюдении в камерах нормы санитарной площади – 4 кв.м. на одного человека, отсутствии в камерах столов и скамеек по лимиту мест, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок для вызова дежурного, кранов с водопроводной водой, канализации и санитарных узлов с соблюдением требований приватности. Так же в исковом заявлении указывается, что в ИВС ОВД по Тацинскому району отсутствует прогулочный двор, что нарушает права содержащихся в ИВС лиц на ежедневную прогулку; отсутствуют камеры оборудованные для содержания женщин с детьми. Ссылаясь на то, что не обеспечение бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены и нормам санитарной площади, установленных законодательством, для лиц содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району унижает человеческое достоинство лиц содержащихся в ИВС, подрывает авторитет государства, прокурор просил обязать ОВД по Тацинскому району устранить выявленные нарушения прав неопределенного круга лиц содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади, обеспечив в ИВС ОВД по Тацинскому району оборудование специального санпропускника; камеры для содержания женщин с детьми; прогулочного двора; нар в камерах в расчете не менее 4 кв.м. на одного содержащегося в камере, столов и скамеек по лимиту мест, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопок для вызова дежурного, кранов с водопроводной водой, канализации и санитарных узлов с соблюдением требований приватности.
В процессе рассмотрения дела прокурор Тацинского района предъявил эти же исковые требования к соответчику - ГУВД по Ростовской области.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил обязать ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области устранить выявленные нарушения, обязав в срок до 1 сентября 2011 г. обеспечить в ИВС ОВД по Тацинскому району оборудование специального санпропускника для санитарной обработки вновь поступающих лиц и их еженедельной помывки; оборудование камер нарами для лиц в расчете не менее 4 кв. м на одного содержащегося в камере, столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопками для вызова дежурного, кранами с водопроводной водой, канализацией и санитарными узлами с соблюдением требований приватности; прогулочного двора; оборудование прогулочного двора для обеспечения ежедневных прогулок содержащихся лиц.
Представитель ответчика - ОВД по Тацинскому району, полагал иск к ОВД по Тацинскому району не подлежащим удовлетворению, в связи с отсутствием финансирования для проведения работ по приведению ИВС ОВД Тацинского района в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель ГУВД по Ростовской области в судебное заседание не прибыл, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель 3-лица - МВД РФ, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, поэтому дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя 3-лица.
Представитель привлеченного судом в качестве 3-лица Комитета по управления имуществом Администрации Тацинского района считал исковые требования обоснованными и пояснил, что здание, в котором расположен ИВС ОВД по Тацинскому району находится в муниципальной собственности и передано ОВД по Тацинскому району по договору безвозмездного пользования сроком до 24 сентября 2011г. Комитет по управлению имуществом не возражает против проведения ремонта в этом здании и против реконструкции (переустройства) этого здания.
Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора и представителя ответчика – ОВД по Тацинскому району, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением об изоляторе временного содержания ОВД по Тацинскому району, ИВС является структурным подразделением ОВД по Тацинскому району, располагается в нежилом здании по адресу: ст. Тацинская ул. М.Горького 24.
Условия содержание подозреваемых и обвиняемых в ИВС регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона №103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться настольными играми. В соответствии со ст.23 указанного Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В соответствии со ст.30, подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия.
Согласно Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950 в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (пункт 14 Приказа №950); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42), камеры ИВС оборудуются: столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, кнопкой для вызова дежурного, детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми (пункт 45); не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47); подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час, продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается (пункт 130); прогулка проводится на территории прогулочных дворов (пункт 132).
Согласно п.6 Положения о порядке отбытия административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. №726 и п. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД РФ от 06.06.2000г. №605 ДСП «О введении в действие правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
Согласно акта обследования ИВС ОВД по Тацинскому району от 25.11.2009г. комиссией в составе зам. прокурора Тацинского района, начальника штаба ОВД, начальника ИВС, начальника ОГПН по Тацинскому району, специалиста-эксперта ТО управления Роспотребнадзора по РО в г. Белая Калитва и Тацинском районе, при обследовании ИВС по Тацинскому району были выявлены следующие недостатки: отсутствуют в нарушение п. 14 Приказа МВД РФ №950 от 27.11.2005г. (далее по тексту –Приказ), санпропускника ИВС (баня общего пользования на территории населенного пункта отсутствует), дезинфекционная камера, нет условий санобработки вновь прибывших лиц; отсутствуют в нарушение п. 45 Приказа, столы и скамейки по лимиту мест в камерах, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, вешалки для верхней одежды, краны с водопроводной водой и канализация; отсутствуют камеры оборудованные для содержания женщин с детьми; в нарушение требований п.47 Приказа, отсутствуют условия для проведения не реже одного раза в неделю санобработки содержащихся лиц (помывка в душе); в нарушение требований п. 130 Приказа, отсутствует прогулочный двор для обеспечения подозреваемым и обвиняемым ежедневной прогулки. В ИВС имеются камеры для содержания лиц задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту, которые выведены за блок камер ИВС. (т.1 л.д.7-8).
Таким образом, судом установлено, что условия содержания обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений лиц в камерах ИВС ОВД по Тацинскому району и в камерах для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и подвергнутых административному аресту, не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов.
В соответствии с п.12 Положения об отделе внутренних дел по Тацинскому району, утвержденному Приказом начальника ГУВД по Ростовской области от 12.03.2007 г. №260, финансирование ОВД осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета Ростовской области, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.13 Положения, материально-техническое обеспечение ОВД осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России. В соответствии с п.15 Положения, непосредственный контроль за деятельностью ОВД осуществляет ГУВД по Ростовской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 927 от 19.07.2004 г. таким федеральным органом является Министерство внутренних дел РФ, которое в силу п.п.36 п. 8 данного Положения осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с типовым Положением о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту РФ (Приложение к Приказу МВД РФ № 846 от 25.10.2006 г.) ГУВД по субъекту РФ – орган исполнительной власти, реализующий в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел РФ на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно п. 9,11 названного Положения – ГУВД по субъекту РФ являются юридическими лицами, за ГУВД по субъекту РФ в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (сооружения, строения), помещения, оборудование, техника, инвентарь, и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливаются в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными актами субъекта РФ.
В силу п. 12 названного Положения ГУВД по субъекту РФ обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.
В соответствии с Типовым Положением о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту РФ, утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ от 25.10.2006 г. № 846, Управление внутренних дел по субъекту РФ не обладает полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно п.п. 36 п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, Утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. №927, функции главного распорядителя средств федерального бюджета осуществляет Министерство внутренних дел РФ.
Таким образом, органом, ответственным за материально-техническое обеспечение ИВС в соответствии с положениями действующего законодательства является МВД РФ.
Поскольку характер спорных правоотношений носит публичный характер необходимо установить бездействие или незаконность действий государственного органа.
В соответствии с действующим законодательством бездействие выражается в противоправном неисполнении органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей, т.к. непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.
Ответчиком ОВД по Тацинскому району предпринимались меры по приведению условий содержания лиц, содержащихся в ИВС, в соответствие с требованиями закона и приказов. В 2007г. был проведен капитальный ремонт ИВС, принимались меры по укомплектованию ИВС необходимым инвентарем, регулярно при предоставлении отчетности по ИВС, ОВД по Тацинскому району запрашивались денежные средства на реконструкцию и ремонт ИВС.
После проведения обследования ИВС по Тацинскому району 25 ноября 2009 г., ОВД по Тацинскому району 26.11.2009 г. и 9.12.2009 г. в ГУВД Ростовской области были направлены заявки о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств для устранения нарушений, выявленных при проверке ИВС 25.11.2009 г. (т.1 л.д.25-26), в январе 2010 г., с привлечением специалиста ЗАО «Шахта им. Б.Ф.Братченко», была составлена локальная смета капитального ремонта ИВС, включающая в себя работы по устранению выявленных недостатков (т.1 л.д.172-182).
Согласно информации начальника Департамента охраны общественного порядка МВД РФ, в 2007-2009 г.г. МВД РФ на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту ИВС ГУВД по Ростовской области было выделено 19 881,0 тыс. руб. из них 1 322,0 тыс. руб. на ремонт ИВС ОВД по Тацинскому району. В 2010г. ГУВД по РО на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту органов внутренних дел области, в.т.ч. ИВС, относящихся к объектам федеральной собственности, выделено 8 000,0тыс. руб. Указанные средства распределены в соответствии с Планом проведения капитального ремонта объектов ГУВД по РО на 2010г., при этом мероприятий по устранению недостатков по ИВС ОВД Тацинского района, в плане отсутствуют (т.1 л.д. 222).
Согласно информации финансово-экономического управления ГУВД по РО, в 2007г. на реконструкцию ИВС ОВД по Тацинскому району было выделено 750,0тыс.руб., в результате проведенных работ по капитальному ремонту помещений ИВС, объем освоенных бюджетных ассигнований составил – 744,2 тыс. руб. В январе 2010г. в МВД была направлена заявка на проведение капитального ремонта административных зданий и сооружений, в том числе ИВС, в состав необходимых ассигнований, включены денежные средства на капитальный ремонт ИВС ОВД по Тацинскому району в сумме 2973,0руб. (т.1 л.д.237).
Из материалов дела следует, что ответчиком ГУВД по Ростовской области также предпринимались меры для получения целевого финансирования строительства и реконструкции ИВС в целях обеспечения условий содержания граждан в специальных учреждениях милиции, что подтверждается соответствующими письмами, направленными руководителем ГУВД по Ростовской области в Министерство внутренних дел. (л.д. т.1 л.д. 61-74) Указанные обращения руководителя ГУВД по Ростовской области были рассмотрены и оставлены без удовлетворения. На обращение руководства ГУВД по Ростовской области в Администрацию Ростовской области по вопросу выделения денежных средств на ремонт, реконструкцию ИВС были получены ответы, что выделение средств из областного бюджета на ремонт, реконструкцию ИВС не представляется возможным, так как финансирование ИВС по Ростовской области осуществляется из средств федерального бюджета.
Кроме того, в процессе рассмотрения данного дела ответчик ОВД по Тацинскому району провел мероприятия для устранения других нарушений также не требующих больших финансовых затрат, в том числе была оборудована камера для женщин с детьми, что впоследствии повлекло уточнение первоначально заявленных требований.
Суд считает, что не устранение нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно задержанных, требующих значительных финансовых затрат, не может рассматриваться как незаконное бездействие ответчиков ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области, поскольку эти ответчики не обладают полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, а их обращения по поводу выделения средств для устранения указанных нарушений остались без удовлетворения. Указанные функции главного распорядителя средств федерального бюджета осуществляет Министерство внутренних дел РФ, к которому прокурор никаких самостоятельных требований относительно приведения изоляторов временного содержания и специальных приемников в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ не предъявил.
При наличии таких обстоятельств, суд считает, что незаконного бездействия по устранению выявленных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений и содержании административно задержанных, ответчик ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области не допустил, проведение работ по устранению недостатков, указанных в исковом заявлении, влекущих нарушение прав лиц содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району возможно лишь при наличии соответствующего финансирования, ответчики ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области не обладают полномочиями распорядителя средств федерального бюджета, а потому в иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ :
Прокурору Тацинского района в удовлетворении исковых требований к ОВД по Тацинскому району и ГУВД по Ростовской области об обязании устранить нарушения прав на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарной площади неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Тацинскому району, а также в камерах ОВД по Тацинскому району для административно арестованных отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2011 г.
Судья: