об обжаловании действий прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 октября 2010 года р.п. Татищево

Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.Н., при секретаре Аристарховой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Татищевского районного отдела судебных приставов УФССП по Саратовской области о признании незаконными действий прокурора Татищевского района Саратовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющая обязанности начальника отдела - старший судебный пристав Татищевского районного отдела судебных приставов Лукина Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий прокурора Татищевского района Саратовской области Трапезникова В.Г. по изъятию 27.09.2010 года неоконченных исполнительных производств и исполнительных документов в Татищевском РОСП, указывая на то, что 27.09.2010 года в Татищевском РОСП прокурором Татищевского района была проведена проверка, в ходе которой необоснованно изъяты исполнительные производства, находящиеся на исполнении у судебных приставов-исполнителей, а также исполнительные документы, поступившие в отдел. При этом, по утверждению заявителя, требования об их изъятии или представлении в установленном порядке с указанием оснований, прокурором не предъявлялись, изъятие исполнительных производств и документов каким-либо способом не фиксировалось и не оформлялось, несмотря на то, что ответственность за указанные исполнительные производства и иные документы возложена на должностных лиц Татищевского РОСП. Заявитель указывает, что изъятие исполнительных документов и неоконченных исполнительных производств у судебных приставов-исполнителей привело к тому, что работа отдела была дестабилизирована, судебные приставы были лишены возможности принять меры к возбуждению исполнительных производств и к совершению запланированных исполнительных действий. Таким образом, по мнению заявителя, прокурором при изъятии исполнительных документов и исполнительных производств созданы препятствия к осуществлению судебными приставами-исполнителями Татищевского РОСП их прав и обязанностей по исполнению требований исполнительных документов, которые возложены на них действующим законодательством. Кроме того, как указывает заявитель, действия прокурора при изъятии исполнительных производств и документов создают условия для их утраты, поскольку документальная фиксация сведений об изъятых исполнительных производствах и документах отсутствует.

Исполняющая обязанности начальника отдела - старший судебный пристав Татищевского районного отдела судебных приставов Шевель О.А., исполняющая обязанности с 5 октября 2010 года, в судебном заседании заявление о признании незаконными действий прокурора Татищевского района Саратовской области поддержала, пояснив, что изъятие прокурором исполнительных документов и неоконченных исполнительных производств и удержание их прокурором до настоящего времени дестабилизировало работу Татищевского РОСП: отсутствует возможность возбудить исполнительные производства по поступившим в отдел исполнительным документам, а также судебные приставы лишены возможности осуществлять принудительные меры исполнения по неоконченным исполнительным производствам.

Прокурор Татищевского района Саратовской области Трапезников В.Г. в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснив, что в июле 2010 года в связи с жалобами граждан на действия судебных приставов-исполнителей Татищевского РОСП прокуратурой Татищевского района была проведена проверка соблюдения сотрудниками Татищевского РОСП законодательства об исполнительном производстве, по итогам которой в адрес руководителя УФССП России по Саратовской области было вынесено представление. 16.09.2010 года Управлением Федеральной Службы Судебных приставов по Саратовской области на данное представление был дан ответ, согласно которого доводы прокуратуры не нашли своего подтверждения. Для проверки данных фактов, а также в связи с заданием Саратовской областной прокуратуры о проверке деятельности структурных подразделений службы приставов и участвующих в исполнительном производстве учреждений за второе полугодие 2009 года и 10 месяцев 2010 года 27.09.2010 года им и помощником прокурора Гориным И.А. была проведена проверка исполнения законодательства об исполнительном производстве в Татищевском РОСП, в ходе которой, по утверждению прокурора, был выявлен ряд нарушений. Так, было выявлено, что исполнительные документы, поступающие в отдел, своевременно не регистрируются, в исполнительных производствах, числящихся оконченными по компьютерной базе, отсутствуют постановления об окончании исполнительного производства и ряд других нарушений. В связи с большим количеством документов, по которым старшему судебному приставу Лукиной Е.В. было предложено дать объяснения, отсутствием обустроенных рабочих мест в отделе: отсутствием необходимого количества столов, стульев, документы погрузили в автомашину помощника прокурора Горина И.А. и доставили в прокуратуру района, где они до сих пор и находятся. Заинтересованное лицо - прокурор Татищевского района, утверждает, что неоконченных исполнительных производств среди них нет. Кроме того, по утверждению прокурора, документы он не изымал, а в силу п.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ», потребовал предоставить, что судебные приставы и сделали. Причину нахождения документов до настоящего времени в прокуратуре поясняет тем, что исполняющая на тот момент обязанности старшего судебного пристава Лукина Е.В. до настоящего времени не предоставила ему объяснения и не явилась в прокуратуру 29.09.2010 года, куда была вызвана для дачи объяснений по фактам выявленных нарушений при проведении проверки Татищевского РОСП 27.09.2010 года. То обстоятельство, что документы находятся в прокуратуре без какой-либо описи, поясняет, что направил письмо в УФССП по Саратовской области о проведении совместной проверки и получил ответ, в соответствии с которым ему предложено уточнить дату и время проведения совместной проверки.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица - прокурора Татищевского района Саратовской области Трапезникова В.Г., объяснения свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст.ст. 22, 27, 30, 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

На основании п.1 ст.22 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса 27.09.2010 года в Татищевском РОСП прокурором Татищевского района Саратовской области была проведена проверка исполнения законодательства об исполнительном производстве.

Согласно рапорта исполняющей на тот момент обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Татищевского РОСП Лукиной Е.В. от 27.09.2010 года на имя руководителя УФССП по Саратовской области, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 27.09.2010 года вх.№ 12730, 27.09.2010 года около 10 часов в Татищевском РОСП при проверке прокуратурой Татищевского района в лице прокурора были изъяты для проверки неоконченные исполнительные производства и исполнительные документы более 2000 штук л.д. 57).

Допрошенная в судебном заседании Лукина Е.В. пояснила, что после того, как из столов судебных приставов-исполнителей и из шкафов, по требованию прокурора, достали исполнительные производства и исполнительные документы, прокурор, пояснив, что данные производства и документы изымаются для установления нарушений в исполнительном производстве, дал ей указание грузить исполнительные производства и исполнительные документы в автомашину помощника прокурора Горина И.А., а ей прибыть в прокуратуру для дачи объяснений. Она, будучи напуганной, выполнила требования прокурора и сказала судебным приставам Завидову А.Ю. и Шевякову Н.Н., чтобы они грузили исполнительные документы и исполнительные производства в машину помощника прокурора Горина И.А., что те и сделали. После чего она с другими судебными приставами проследовала в прокуратуру, где в кабинете помощника прокурора Горина И.А., в котором находились исполнительные производства и исполнительные документы, она стала составлять рапорт на имя руководителя УФССП по Саратовской области, где указывала номера изъятых исполнительных производств, после чего её вызвали в Управление Федеральной службы судебных приставов, она уехала, а судебный пристав Цыганова Е.В. продолжила переписывать номера изъятых исполнительных производств.

То же подтвердил и допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Горин И.А., который пояснил, что находился в своем рабочем кабинете и занимался составлением статистического отчета, а Лукина Е.В. писала рапорт на имя руководителя, в котором указывала исполнительные производства, которые в тот момент вместе с исполнительными документами находились у него в кабинете.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля судебный пристав Цыганова Е.В. в судебном заседании пояснила, что после того, как Лукину Е.В. вызвали в Управление Федеральной службы судебных приставов, она дописала список изъятых исполнительных производств, находившихся в кабинете помощника прокурора Горина И.А., после чего Горин И.А., сказав, что наступило обеденное время, попросил покинуть его рабочий кабинет. После этого она и судебный пристав Завидов А.Ю. покинули здание прокуратуры, спросив разрешения у прокурора Трапезникова В.Г. и получив на это согласие.

По смыслу действующего законодательства, прокурор имеет право на беспрепятственный вход при предъявлении служебного удостоверения на территории и в помещения органов, указанных в п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», имеет право на доступ к их документам и материалам, то есть имеет право на месте знакомиться с документами и материалами в целях получения информации о фактах нарушения закона и в случае необходимости обращаться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов. Задачи проверки исполнения законов состоят в установлении фактов их нарушения, правовой оценке, выявлении лиц, ответственных за нарушение закона, определении характера и размера причиненного вреда, причин и условий, способствовавших правонарушениям. Такие проверки проводятся при наличии соответствующих поводов и оснований. Поводами для производства проверок служат любые поступившие в прокуратуру сведения о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

В судебном заседании установлено, что прокурору Трапезникову В.Г. 27.09.2010 года во время проверки в Татищевском РОСП был предоставлен беспрепятственный вход во все помещения подразделения, обеспечен доступ к документам и материалам и у него имелась реальная возможность на месте знакомиться с ними в целях получения информации о фактах нарушения закона, однако он распорядился погрузить документы в автомашину помощника прокурора Горина И.А. и перевез их в помещение прокуратуры Татищевского района, где они и находятся до настоящего времени.

Таким образом, фактически прокурор Татищевского района в ходе проверки изъял исполнительные производства и исполнительные документы из Татищевского РОСП, нарушив, тем самым, пункт 1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», который не предусматривает право прокурора при осуществлении возложенных на него функций, производить в указанных органах изъятие документов.

Доводы прокурора о том, что в Татищевском РОСП отсутствуют в необходимых количествах столы и стулья, в связи с чем возникла необходимость перевезти документы для проверки в помещение прокуратуры, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судом при вынесении решения, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность изъятия документов, в случае недостаточной обустроенности рабочих мест в помещении, где проводится проверка. Более того, по утверждению работников Татищевского РОСП, помещение, где расположено их подразделение, таковым не является.

Доводы прокурора о том, что он не изымал документы, а они были предоставлены по его требованию старшим судебным приставом, доводы о том, что указание грузить документы в автомашину помощника прокурора Горина И.А. давал не он, а старший судебный пристав Лукина Е.В., а также доводы о том, что среди документов не было неоконченных исполнительных производств, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами: объяснениями Шевель О.А., свидетельскими показаниями Цыгановой Е.В., Лукиной Е.В., Завидова А.Ю., которые согласуются между собой, соответствуя фактическим обстоятельствам дела и, кроме того, подтверждены письменными доказательствами - рапортом Лукиной Е.В., который был составлен в день проведения проверки.

Показания свидетеля Шевякова Н.Н. о том, что указание грузить в машину помощника прокурора Горина И.А. документы давала Лукина Е.В., не опровергают показаний вышеназванных свидетелей и Лукиной Е.В., которая в судебном заседании пояснила, что прокурор дал ей указание грузить исполнительные производства и исполнительные документы в автомашину помощника прокурора Горина И.А. Она выполнила требования прокурора и сказала судебным приставам Завидову А.Ю. и Шевякову Н.Н., чтобы они грузили исполнительные документы и исполнительные производства в машину помощника прокурора Горина И.А., что те и сделали.

Доводы прокурора о том, что изъятые документы до настоящего времени находятся в прокуратуре Татищевского района, поскольку Лукина Е.В. до сих пор не написала объяснения и не явилась по вызову в прокуратуру, не могут свидетельствовать о законности действий прокурора, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности изъятия и удержания документов в связи с неявкой лица по вызову в прокуратуру и до дачи этим лицом объяснений.

Не являются основанием для признания законными действий прокурора по изъятию документов его доводы о том, что сотрудниками Татищевского РОСП нарушается законодательство об исполнительном производстве и документы, изъятые в отделе, свидетельствуют о фактах нарушения закона, поскольку недостатки в работе службы судебных приставов являются основанием для принятия мер прокурорского реагирования, предусмотренных действующим законодательством, среди которых отсутствует такая мера, как изъятие исполнительных производств и исполнительных документов.

Более того, п.1.3. Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» обязывает прокуроров, осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

Доводы прокурора о том, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку не нарушены права Татищевского РОСП, необоснованны, поскольку, в соответствии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы возложено принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Изъятие из подразделения исполнительных производств и исполнительных документов нарушает права судебных приставов-исполнителей, поскольку является вмешательством прокурора в порядок исполнительного производства, дестабилизирует работу подразделения и влечет за собой невозможность для судебного пристава-исполнителя правильно, своевременно, в полном объеме исполнить требования исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, суд признает заявление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Татищевского РОСП обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Татищевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Саратовской области о признании незаконными действий прокурора Татищевского района Саратовской области, удовлетворить.

Признать действия прокурора Татищевского района Саратовской области по изъятию в Татищевском районном отделе судебных приставов УФССП России по Саратовской области 27.09.2010 года исполнительных производств и исполнительных документов, незаконными.

Обязать прокурора Татищевского района Саратовской области возвратить в Татищевский РОСП УФССП России по Саратовской области изъятые 27.09.2010 года исполнительные производства и исполнительные документы.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области.

Судья Ильина Е.Н.