о признании незаконным бездействия



Гражданское дело № 2-181/2011

                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года                                                     р.п.Татищево Саратовской области

       Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Онищук Т.С.,

при секретаре Фирсовой А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Татищевской районной прокуратуры Саратовской области Сметанниковой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, третье лицо Главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, о признании незаконным бездействия,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование заявленного указывал, что в ходе проведенной прокурором проверки соблюдения норм и правил пожарной безопасности, выявлены нарушения в деятельности администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В нарушение действующего законодательства, на территории муниципального образования не устранен ряд нарушений, выявленных специалистами главного управления МЧС России по Саратовской области, а именно: входящие в состав Широкинского муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, естественные водоисточники не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Таким образом, утверждает, что невыполнение указанных требований ответчиком может привести к возникновению пожаров, гибели людей, а также уничтожению имущества граждан. Просит признать незаконным бездействие администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности; обязать ответчика принять следующие меры по устранению нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности: входящие в состав Широкинского муниципального образования сельские населенные пункты обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; естественные водоисточники оборудовать подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоемов, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели.

Старший помощник прокурора Татищевского района Саратовской области Сметанникова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Третье лицо Главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

          Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства:

Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона Российской Федерации № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Как следует из материалов дела, в период с 09 часов 00 минут 14 сентября 2009 года по 11 часов 00 минут 18 сентября 2009 года главным государственным инспектором Татищевского района по пожарному надзору Орлом В.А. проведено плановое мероприятие по надзору с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в ходе которого выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем, главе администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области 18 сентября 2009 года выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.6-7).

Как установлено в судебном заседании, на территории Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области не устранен ряд нарушений и до настоящего времени остаются невыполненными следующие мероприятия: входящие в состав Широкинского муниципального образования сельские населенные пункты (с.Широкое, с.Большая Каменка, с.Новополье) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; естественные водоисточники Широкинского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Данный факт подтвержден информацией по проверке органов местного самоуправления отделением Государственного пожарного надзора Татищевского района за от 25 марта 2011 года (л.д.5), сообщением главы администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, согласно которому на территории Широкинского муниципального образования в границах населенного пункта естественных водоисточников не имеется, пожарной мотопомпы для целей пожаротушения в собственности муниципального образования не имеется. Доказательств об устранении выявленных нарушений на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.

В соответствии с требованиями статьи 63 Федерального закона Российской Федерации № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), сельские населенные пункты для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно пункту 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно пункту 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Непринятие ответчиком мер в сфере соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров, гибели людей, а также уничтожению имущества граждан, в связи с чем, исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области подлежат удовлетворению.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, третье лицо Главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, о признании незаконным бездействия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности.

        Обязать администрацию Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области устранить следующие нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности: входящие в состав Широкинского муниципального образования сельские населенные пункты обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; естественные водоисточники Широкинского муниципального образования оборудовать подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоемов, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Саратовский областной суд.

        Председательствующий:                                                                          Т.С.Онищук