04 марта 2010 года р.п. Татищево Татищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Узинской С.М., при секретаре Юниной О.Ю., с участием истца Билоголовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Билоголовой Ольги Александровны к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления и о взыскании материального ущерба, Билоголовая О.А. обратилась в суд с иском к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления и о взыскании материального ущерба, указывая на то обстоятельство, что на основании постановления главы администрации Советского муниципального района Саратовской области от 03 сентября 2008 года ей под опеку передана малолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. После получения указанного постановления она (Билоголовая О.А.) обратилась с заявлением о выплате ежемесячного и единовременного пособия на имя главы администрации Татищевского района. Заявления и все необходимые документы (характеристики, справки с места жительства и с места работы, медицинские справки о состоянии здоровья, копии свидетельств о рождении детей и проч.) были переданы ею сотруднику сектора опеки и попечительства отдела социальной работы и трудовых отношений администрации Татищевского муниципального района Саратовской области ФИО4 Постановлением главы администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2008 года № ей назначена с 03 сентября 2008 года ежемесячная выплата денежных средств на содержание несовершеннолетней ФИО2 ФИО14 Что касается выплаты единовременного пособия в сумме 8000 рублей, то со слов ФИО4 она должна быть произведена только после решения данного вопроса в Министерстве образования по Саратовской области. В ноябре месяце 2008 года на её расчетный счет поступили деньги в сумме 13801 рубль 33 копейки. На протяжении декабря 2008 года и января 2009 года она постоянно интересовалась о времени получения единовременного пособия, на что она была заверена, что все документы сданы и надо ждать. В марте 2009 года деньги ей так и не перечислили, а ФИО4 в очередной раз заверила ее, что все документы отвезены в Министерство образования. В мае 2009 года ФИО4 в очередной раз ответила ей, что надо ждать. 31 августа 2009 года она написала новое заявление, т.к. написанное ранее она потеряла, и сменился Министр Образования Саратовской области. В сентябре 2009 года она вновь вместе с жительницей с. Октябрьский городок ФИО9 обратилась в отдел опеки и выяснила, что ее документы никто в Министерство Образования по Саратовской области не сдавал. 17 ноября 2009 года она вновь обратилась в Министерство Образования по Саратовской области, где ей пояснили, что документы были привезены только в ноябре месяце. Истец полагает, что в выплате единовременного пособия в сумме 8000 рублей ей отказано бухгалтерией Министерства образования Саратовской области, вследствие пропуска шестимесячного срока, только по вине сотрудника сектора опеки и попечительства отдела социальной работы и трудовых отношений администрации Татищевского муниципального района ФИО4 В связи с чем просит суд признать незаконными действия должностных лиц администрации Татищевского муниципального района, выразившиеся в несвоевременном направлении ее (Билоголовой Ольги Александровны) заявления о назначении и выплате единовременного пособия в сумме 8000 рублей в Министерство Образования Саратовской области, а также взыскать с администрации Татищевского муниципального района в её пользу единовременное пособие в сумме 8000 рублей. В судебном заседании истец Билоголовая О.А. уточнила исковые требования в части, а именно просила взыскать с администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в ее пользу материальный ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в размере неполученного ею единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в сумме 8840 рублей 58 копеек, а также поддержала требования о признании незаконными действий должностных лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, выразившихся в несвоевременном направлении ее (Билоголовой Ольги Александровны) заявления о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на несовершеннолетнюю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Министерство Образования Саратовской области, и просила их удовлетворить в полном объеме, дав аналогичные указанным в иске пояснения. При этом дополнила, что заявления о выплате единовременного пособия она писала на имя Министра Образования Саратовской области в соответствии с разъяснениями ФИО4 Никто из работников сектора опеки не разъяснял ей о необходимости регистрации заявлений в канцелярии администрации района. Заявление и весь пакет документов были ею сданы в сектор опеки, где в то время работали ФИО4 и ФИО5 ФИО4 обещала отвезти эти документы в Министерство Образования области. Также истец Билоголовая О.А. просила исключить из числа ответчиков Управление Федерального казначейства по Саратовской области и финансовый орган администрации Татищевского муниципального района Саратовской области. Представитель ответчика администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в судебное заседание 04.03.2010 не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, согласно телефонограмме от 04 марта 2010 года просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, дополнительных доказательств по делу не имеют (л.д. 95). Представитель ответчика администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Застрожников В.В., действующий по доверенности № от 13.01.2010 сроком по 31.12.2010, в судебном заседании 26.02.2010 представил отзыв на исковое заявление, приобщенный определением суда к материалам дела, из которого следует, что ответчик не согласен с заявленными требованиями по следующим основаниям. В картотеке входящей корреспонденции администрации Татищевского муниципального района не содержится информации о поступивших и зарегистрированных заявлениях Билоголовой О.А. о назначении и выплате единовременного пособия на опекаемого ребенка, а также в администрации района не имеется самого заявления. Данное заявление не было представлено стороной суду в качестве доказательства и подтверждения существования такого заявления и тех действий, которые предпринимала Билоголовая для получения единовременного пособия на ребенка. Кроме того, работник сектора опеки и попечительства ФИО4 выполнила все положенные ей действия: консультацию по вопросу подготовки документов на получение единовременного пособия, подготовки заявления о назначении и выплате пособия, в связи с чем в ее действиях отсутствует факт нарушения прав Билоголовой О.А. Исследовав материалы дела, выслушав истца, свидетелей, изучив доводы представителя ответчика, суд приходит к следующему. Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (ЕдПРВС) предусмотрены ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с изменениями, внесенными в данную статью Федеральным законом от 05.12.2006 №207-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007, и с этого срока введен данный вид пособия. Вышеназванной нормой закона предусмотрено, что порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в ред. от 05.12.2006) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании постановлением главы администрации Советского муниципального района Саратовской области от 03.09.2008 № (л.д. 12) над малолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, в связи с лишением одинокой матери родительских прав. Опекуном назначена Билоголовая О.А. В соответствии со ст. 17.2 вышеназванного Федерального закона (в редакции ФЗ от 05.12.2006, вступившего в силу с 01.01.2007) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства). Таким образом, шестимесячный срок для обращения за назначением пособия также введен с 01.01.2007. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 утверждено Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Данное Положение действовало до 01.01.2010, признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1144. Пунктами 29,30,33 и 34 указанного Положения, действовавшего в период рассматриваемых правоотношений, предусмотрено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семьюназначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату данного пособия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются: заявление о назначении пособия; копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Пособиевыплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций. Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета,на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования (ст.4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в ред. от 25.10.2007) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), которым является Рособразование. В норме ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в редакции от 25.10.2007) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что полномочия по назначению и выплате ЕдПРВС Россия передает для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Согласно норме ч. 2 указанной статьи средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Необходимость передачи Россией полномочий по назначению и выплате ЕдПРВС органам государственной власти субъектов РФ предопределена тем, что назначение и выплата указанного пособия с учетом круга лиц, которые на него имеют право, осуществляется органами опеки и попечительства, а такими органами в соответствии с п. 1 ст. 34 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) и п. 2 ст. 121 СК РФ (также в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) до 1 января 2008 г. являлись органы местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, внесшего изменения в указанные нормы, являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Законом Саратовской области от 28.12.2007 № 297 -ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области», вступившим в силу с 01.01.2008, с изменениями, внесенными Законом Саратовской области от 02.07.2008 № 162-ЗСО (действовавшими на день установления опеки Билоголовой О.А. над ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ), государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправления. Так, статьей 1 указанного закона закреплено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, за исключением перечисления денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, выплаты единовременного пособия при усыновлении (удочерении) детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, финансирования приемных семей. В соответствии со ст.2 Закона Саратовской области от 28.12.2007 № 297-ЗСО в перечень муниципальных образований области, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями, включен Татищевский муниципальный район. На основании ст.3 данного Закона органы местного самоуправления обязаны, кроме прочего, исполнять в установленном законодательством порядке переданные государственные полномочия; обеспечивать эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий; представлять уполномоченным органам исполнительной власти области документы и информацию, связанные с осуществлением деятельности по исполнению переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется путем выделения местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст.5 Закона). Пунктом 2 Постановления Правительства Саратовской области от 20 апреля 2007 г. N 179-П «Вопросы выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью», распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, определено, что уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области осуществляют назначение и выплаты единовременного пособия путем зачисления их на счета получателей, открытые в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей". Уставом Татищевского муниципального района Саратовской области (далее Уставом), принятым на референдуме 22.12.1996, зарегистрированным МЮ Саратовской области 27.01.1997 за № (с изменениями и дополнениями на 27.08.2009) (л.д.37-66) закреплены права органов местного самоуправления муниципального района на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами (ст. 3.1). Органы местного самоуправления муниципального района могут наделяться отдельными государственными полномочиями в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области (ч.1 ст.6 Устава). Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, обладает правами юридического лица (ст. 34 Устава). В соответствии с п.18 ч.1 ст. 38 Устава Глава администрации организует и обеспечивает выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления законами Саратовской области. В соответствии с Положением об отделе социальной работы и трудовых отношений администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (далее отдел), утвержденным распоряжением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 29.04.2009 №, указанный отдел является отраслевым органом администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (п. 1.1 р.1). Данный отдел наделен полномочиями в области опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых полномочия по назначению социальных выплат в соответствии с действующим законодательством (п.3.4.1.37 Положения), исполнение иных полномочий в соответствии с законодательством (п.3.4.3.14). Статьей 69 Устава определено, что органы и должностные лица местного самоуправления муниципального района несут ответственность перед населением муниципального района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами. В судебном заседании установлено, что Татищевский муниципальный район Саратовской области в соответствии с вышеуказанным законодательством с 01.01.2008 осуществляет государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, за исключением перечисления денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, выплаты единовременного пособия при усыновлении (удочерении) детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, финансирования приемных семей. При обращениях граждан по вопросу выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью Главой администрации Татищевского муниципального района на основании заявления гражданина и приложенных к нему необходимых документов выносится постановление о назначении и выплате данного пособия, а его выплата осуществляется Министерством Образования Саратовской области после поступления указанного пакета документов с постановлением Главы администрации района в Министерство. Проанализировав указанное выше в решении законодательство, суд делает вывод, что каких-либо изменений в период с 01.01.2008 по 31.12.2009 в законодательство, регулирующее порядок назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, не вносилось. Как следует из справки администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 26.02.2010 исх. № (л.д. 89) в картотеке входящей корреспонденции администрации Татищевского муниципального района Саратовской области за 2008-2009 года заявления от Билоголовой О.Л. о назначении и выплате единовременного пособия не значится. Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что она также является опекуном. Вместе с Билоголовой О.А. она приезжала в орган опеки и попечительства администрации Татищевского муниципального района с целью написания заявления о назначении и выплате единовременного пособия на опекаемых детей. Билоголовая также писала заявление на выплату единовременного пособия. Заявление она сдавала ФИО4, в канцелярию администрации она заявления никогда не сдавала, так как ей этого никто не разъяснял. Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что она также является опекуном, она вместе с Билоголовой О.А. приезжала в администрацию и трижды переписывала заявление о назначении и выплате ей единовременного пособия на опекаемого ребенка. Она сама в течение 6 месяцев пособие получила, а Билоголовая нет, хотя также как и Билоголовая сдавала все документы в орган опеки и попечительства. В канцелярию администрации документы она не сдавала ни разу, т.к. ей никто об этом не говорил. Свое заявление на выплату единовременного пособия она (ФИО9) писала 4 раза. ФИО4 ее заявление то теряла, то находились какие - то недостатки в заявлении. Так, свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что до февраля 2010 года она работала заведующей сектором опеки и попечительства администрации Татищевского муниципального района. От Билоголовой на имя главы администрации Татищевского муниципального района никаких заявлений о начислении и выплате единовременного пособия не поступало. Она писала такое заявление на имя Министра образования Саратовской области. По указанию Министерства образования Саратовской области заявление о назначении и выплате единовременного пособия от опекуна с пакетом документов они отправляли в Министерство образования без постановления о назначении и выплате единовременного пособия, Министерство такое постановление готовило само. Билоголовая обратилась с подобным заявлением на имя Министра образования в конце 2008 года в декабре месяце, точной даты не помнит, сдала его и весь пакет документов, необходимый для назначения и выплаты единовременного пособия, в сектор опеки и попечительства администрации Татищевского муниципального района. Весь пакет документов и заявление Билоголовой в январе 2009 года был ею (Винокуровой) отправлен в Министерство образования Саратовской области. В марте 2009 года ей позвонила Билоголовая О.А. и спросила, почему ей не выплатили единовременное пособие на опекаемого ребенка. В связи с чем она (ФИО4) позвонила в Министерство образования, где ей пояснили, что к пакету документов Билоголовой не хватает постановления о назначении и выплате единовременного пособия, и в последующем эти документы вернули. 17.07.2009 Главой администрации района было вынесено постановление о выплате Билоголовой единовременного пособия на опекаемого ребенка. Проект таких постановлений готовится работниками сектора опеки и попечительства администрации района и направляется на подпись Главе администрации района, после чего работник сектора направляет весь пакет документов в Министерство Образования Саратовской области для производства выплаты пособия. В ноябре 2009 года весь пакет документов был передан в Министерство образования, но Билоголовой было отказано в выплате пособия, поскольку истек срок для обращения за подобной выплатой. Она сама лично от Билоголовой принимала 2 заявления на назначение и выплату ей единовременного пособия на опекаемого ребенка - в декабре 2008 года и в мае 2009 года. Других заявлений от неё не поступало. Заявления Билоголовой с приложенными документами не регистрировались ни в книге регистрации входящей корреспонденции администрации района, ни в секторе опеки и попечительства. Документы в Министерство образования Саратовской области также сдавались без какой-либо регистрации. Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что в секторе опеки и попечительства она работает с апреля 2008 года. В ноябре 2009 года от Билоголовой на имя главы администрации поступило заявление с просьбой разобраться в причинах неначисления единовременного пособия на опекаемого ребенка. Данное заявление было отписано ей (Богановой). Она просмотрела все журналы и карточки входящей корреспонденции за 2008-2009 годы, заявлений о выплате единовременного пособия на опекаемого ребенка от Билоголовой не поступало, в связи с чем ею в адрес Билоголовой был дан ответ. К ней лично с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия Билоголовая не обращалась.При обращениях граждан по вопросу выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью Главой администрации Татищевского муниципального района на основании заявления гражданина и приложенных к нему необходимых документов выносится постановление о назначении и выплате данного пособия, а его выплата осуществляется Министерством Образования Саратовской области после поступления указанного пакета документов с постановлением Главы администрации района в Министерство. Проекты таких постановлений готовятся работниками сектора опеки и попечительства администрации района и направляются на подпись Главе администрации района, после чего работник сектора направляет весь пакет документов в Министерство Образования Саратовской области для производства выплаты пособия. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как видно из материалов дела (л.д. л.д. 1, 23, 82, 84, оборот л.д. 91) суд неоднократно обязывал ответчика представить все имеющиеся у них доказательства, опровергающие доводы истца Билоголовой О.А. Суд считает доказанным в судебном заседании факт обращения истца Билоголовой О.А. с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на опекаемого ребенка ФИО2 ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пределах установленного законом шестимесячного срока для обращения с таким заявлением. Данный факт подтвержден показаниями свидетелей ФИО4, ФИО10, ФИО9 Свидетель ФИО4 (работник сектора опеки и попечительства администрации района в 2008-2009 годах) подтвердила факт принятия ею от истца Билоголовой в декабре 2008 года заявления на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью вместе со всеми необходимыми документами, а также подтвердила факт возврата указанных документов Министерством образования Саратовской области по причине отсутствия постановления главы администрации Татищевского муниципального района о выплате единовременного пособия Билоголовой. Также суд считает доказанным в судебном заседании факт направления должностными лицами сектора опеки и попечительства администрации района полного пакета документов, необходимого для назначения единовременного пособия, включая постановление Главы администрации Татищевского муниципального района «О выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» от 17.07.2009, по истечении установленного законом шестимесячного срока по вине должностных лиц администрации Татищевского муниципального района. Согласно письму Министерства Образования Саратовской области (л.д.94) документы на выплату единовременного пособия на несовершеннолетнюю ФИО2 ФИО16, 2003 года рождения, были возвращены Министерством Образования Саратовской области в отдел опеки и попечительства Татищевского района и выплата данного пособия не произведена в связи с тем, что постановление главы администрации Татищевского муниципального района «О выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» было издано 17.07.2009, то есть позднее шести месяцев со дня установления опеки. Доказательств, опровергающих вышеуказанные факты, и подтверждающих законность действий должностных лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, стороной ответчика в судебное заседание не представлено. Суд считает необоснованными ссылки представителя ответчика на отсутствие регистрации заявления Билоголовой О.А. о выплате единовременного пособия в администрации района и ее отделах, так как ответчиком не представлено в суд доказательств того, что требования о необходимости регистрации заявлений предусмотрены законом либо иным правовым актом, и что с подобными требованиями истец Билоголовая была ознакомлена при даче ей консультации. Также необоснованными суд считает и доводы представителя ответчика о том, что истец в подтверждение своего обращения с заявлением в администрацию района, не представил в суд данное заявление. Так, из пояснений истца Билоголовой О.А. следует, что данное заявление она сдавала в администрацию района в сектор опеки и попечительства ФИО4, что и подтвердила сама ФИО4, а также то, что пакет документов вернулся в администрацию района из Министерства Образования Саратовской области, соответственно, заявление и пакет документов должны находиться у ответчика. Непредставление данного заявления и пакета документов стороной ответчика в судебное заседание суд расценивает, как стремление ответчика удержать имеющиеся у него по делу доказательства. В связи с чем на основании ч.1 ст. 68 ГПК РФ суд вправе обосновывать свои выводы объяснениями другой стороны. А из объяснений истца Билоголовой следует, что подобное заявление и полный пакет документов она в сентябре 2008 года сдавала в сектор опеки и попечительства администрации района ФИО4, а в декабре 2008 года она писала повторное заявление, при этом даты на заявлении не ставила по просьбе ФИО4 Необоснованными являются и доводы представителя ответчика о том, что ФИО4 выполнила все положенные ей действия, оказав консультативную помощь. Данный довод опровергается требованиями законодательства, приведенными выше в решении, из которых следует, что органы опеки и попечительства органов местного самоуправления решают вопросы, связанные с назначениями социальных выплат на детей, находящихся под опекой, а также показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО9 На основании изложенного, принимая во внимание показания свидетелей ФИО9, ФИО8, ФИО4, ФИО5, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Билоголовой О.А. о признании незаконными действий должностных лиц администрации Татищевского муниципального района, выразившихся в несвоевременном направлении заявления Билоголовой Ольги Александровны о назначении и выплате единовременного пособия в Министерство Образования Саратовской области. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст. 12.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей. Размер ЕдПРВС в соответствии с нормой ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ подлежит ежегодной (начиная с 2008 г.) индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В соответствии с п. 2.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и со Справочной информацией "Индексация пособий гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью с 01 июля 2008 года составляет 8840 рублей 58 копеек. Таким образом, в результате незаконных действий должностных лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Билоголовой О.А. причинен материальный ущерб в размере неполученного пособия в сумме 8840 рублей 58 копеек. При подаче искового заявления истец Билоголовая О.А. на основании п. 15 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ была освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации Татищевского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 353 рубля 62 копейки. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Билоголовой Ольги Александровны к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления и о взыскании материального ущерба удовлетворить. Признать незаконными действия должностных лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, выразившиеся в несвоевременном направлении заявления Билоголовой Ольги Александровны о назначении и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на несовершеннолетнюю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Министерство Образования Саратовской области. Взыскать с администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в пользу Билоголовой Ольги Александровны материальный ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в размере неполученного ею единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в сумме 8840 (восемь тысяч восемьсот сорок) рублей 58 копеек. Взыскать с администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в доход государства государственную пошлину в размере 353 (триста пятьдесят три) рубля 62 копейки. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области. Председательствующий С.М. Узинская