Дело № 2-529/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2010 года р.п. Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе: Председательствующего судьи Онищук Т.С., при секретаре Фирсовой А.В., с участием помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора- Гречаника М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального образования Новиковой М.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области об обязании администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области организовать питьевое водоснабжение в <адрес> городок в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями, УСТАНОВИЛ: Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ФЗ от 30.03.1999 года № « О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» и пунктов 2.2,3.1-3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», питьевое водоснабжение населения <адрес> городок Татищевского района Саратовской области осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства: питьевая вода, отобранная из общественных колодцев по <адрес>, не соответствует микробиологическим показателям. В воде обнаружены общие колиформные бактерии и термотолерантные колиформные бактерии, в некоторых колодцах вода не соответствует санитарным нормам по санитарно-химическим показателям. Администрацией не определено юридическое лицо, ответственное за подачу населению питьевой воды надлежащего качества. Полагает, что несоответствие питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям создает угрозу жизни и здоровью людей, употребляющих указанную воду. Просит суд обязать ответчика организовать питьевое водоснабжение в <адрес> городок в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, указанные мероприятия провести в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник М.В. исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Новикова в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что обращений населения по качеству воды в спорных источниках и по организации водоснабжения в целом в с.О.Городок в администрацию, не поступало. Спорные колодцы на балансе администрации не состоят, содержанием колодцев занимается непосредственно население во взаимодействии с администрацией Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области. Свидетели Коненко и Мурская суду показали, что 16 марта 2010 года была отобрана вода из общественных колодцах с.О.городок. В результате было выявлено, что вода не соответствует санитарным нормами требованиям. Вынесено предписание. При повторной проверке в мае месяце 2010 года, указанные ранее нарушения выявлены, не были. Вновь вынесено предписание. Не соответствие питьевой воды качеству санитарным нормам и правилам может привести к различному роду инфекционных заболеваний. Свидетель Кумарин суду показал, что является предпринимателем потребительского кооператива «Родник». Основной деятельностью кооператива является обеспечение населения водой, в основном, для технических нужд. Деятельность кооператива не зарегистрирована. Свидетель Андрианова суду показал, что является заместителем главы администрации Октябрьского муниципального района Саратовской области. Администрация принимает все меры для обеспечения граждан водой надлежащего качества. Воду использует население, в основном, из водопровода. Вода из колодцев используется также населением. Проведен сход граждан, на котором решено применить меры к устранению допущенных нарушений. Свидетель Жигунова суду показал, что является жителем с.О.Городок. Администрация муниципального образования старается устранять ненадлежащее качество воды, однако финансирования недостаточно. Колодцам необходим ремонт. Считает, что вода ненадлежащего качества в муниципальном образовании. Свидетель Коростылева суду показала, что с 1976 года организован Совет ветеранов, на котором рассматривался вопрос качества воды. Передавались денежные средства администрации для ремонта водопровода, однако их недостаточно. Считает, что качество воды необходимо улучшать, так как приходится часто воду брать не по месту жительства.В настоящее время администрацией образования совместно с гражданами данный вопрос решается. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащие в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства: Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения. В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В силу ст.ст.9, 139,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Нормами п.2.2, 3.1-3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» предусмотрено, что Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Из материалов дела усматривается, что администрацией Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены. При осуществлении деятельности администрацией Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области ненадлежащим образом организовано водоснабжение населения на территории <адрес> городок. Установлено, что в <адрес> городок для обеспечения населения водой имеются три колодца общего пользования по <адрес> <адрес>; два колодца по <адрес> два колодца по <адрес>, около домов <адрес>. В зимнее время вода в колодцах замерзает, что не позволяет использовать их для подачи воды населению. Население в количестве 1039 человек, проживающих на территории <адрес> городок, питьевой водой не обеспечено. Питьевая вода, отобранная из общественных колодцев в <адрес> городок по <адрес>, не соответствует микробиологическим показателям. В воде обнаружены общие колиформные бактерии и термотолерантные колиформные бактерии. Питьевая вода, тобранная из общественных колодцев в <адрес> городок по <адрес>, не соответствует санитарным нормам по санитарно-химическим показателям. В воде выявлено превышение по допустимому параметру - жесткость. Из акта проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, следует, что населению <адрес> городок продолжает подаваться непригодная для питья вода. Не определено юридическое лицо, ответственное по обеспечению населения <адрес> городок питьевой водой надлежащего качества. Данные факты подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области №-в от 16 марта 2010 года (л.д.8-12); объяснением главы Октябрьского муниципального образования к акту проверки № от 16 марта 2010 года (л.д.13); предписанием №-в об устранении нарушений от 16 марта 210 года (л.д.14-15), актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области №-т от 12 мая 2010 года (л.д.16-18); протоколом лабораторных исследований № от 04 мая 2010 года (л.д.19-20), протоколом лабораторных исследований № от 04 мая 2010 года (л.д.21-22), протоколом лабораторных исследований № от 04 мая 2010 года (л.д.23-24),а также показаниями, допрошенных в судебном заседании свидетелей Коненко, Мурской, Андриановой, Кумарина, Жигуновой и Коростылевой. Показания указанных свидетелей четкие, последовательные и согласуются с другими материалами по дела. Судом установлено, что в связи с неисполнением ответчиком требований по организации питьевого водоснабжения, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, обязание администрации Октябрьского муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы Федерального законодательства в части организации подачи населению <адрес> городок питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить, возложенные законом обязанности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ : Исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области об обязании администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области организовать питьевое водоснабжение в <адрес> городок в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями, удовлетворить. Обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области организовать питьевое водоснабжение в с.Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий Т.С. Онищук