Дело № 2-572/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июня 2010года р.п. Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе: Председательствующего судьи Онищук Т.С., при секретаре Фирсовой А.В., с участием помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора- Гречаника М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, УСТАНОВИЛ: Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что муниципальное унитарное предприятие «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» на протяжении длительного времени осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, не получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Полагает, что отсутствие разрешительной документации на выбросы создает угрозу причинения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, тем самым нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ответчика получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора- Гречаник М.В. исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Ответчик муниципальное унитарное предприятие «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» в лице директора Александрова С.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду соответствующее заявление. Выслушав стороны, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащие в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства: Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благополучную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности. Согласно статье 34 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 4 статье 23 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах, установленных нормативом допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Следовательно, в Саратовской области данными органами являются Средне-Волжское управление Ростехнадзора и Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Разрешение выдается на основании проекта нормативов выбросов загрязняющих веществ от объекта, от которого они поступают в атмосферу. Проектом нормативов выбросов предусмотрено обеспечение соблюдения критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы, а также условий непревышения показателей предельно допустимых (критических) нагрузок на экологическую систему и других экологических нормативов. Данным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Из п.2.1, п.2.2 устава муниципального унитарного предприятия «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» следует, что целью его создания является удовлетворение потребностей населения Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в жилищно-коммунальном обслуживании, повышения уровня благоустройства населенных пунктов. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет организацию тепло- и водоснабжения населения и юридических лиц, водоотведение, вывоз отходов и мусора, производство строительно-монтажных работ, производство авторемонтных работ, транспортные услуги и иные. Из материалов дела усматривается, что муниципальным унитарным предприятием «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» не соблюдены требования действующего законодательства в области получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух. Данный факт подтверждается сообщением Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2010 года и сообщением комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 31 июня 2010 года, из которых следует, что для муниципального унитарного предприятия «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не выдавались (л.д.6,8); а также объяснениями директора муниципального унитарного предприятия «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство», из которых следует, что предприятие не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д.14-15). Таким образом, отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом презумпции экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности и запрещения хозяйственной и иной деятельности и запрещения хозяйственной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, создает опасность негативного воздействия при эксплуатации стационарных источников муниципального унитарного предприятия «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство». Судом установлено, что отсутствие разрешительной документации на выбросы создает угрозу причинения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, обязание муниципального унитарного предприятия «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть обеспечено судебным решением. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ : Исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удовлетворить. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Вязовское жилищно-коммунальное хозяйство» получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд. Председательствующий Т.С. Онищук