об обязании администрации Идолгского муниципального образования Татищевского района Саратовской области организовать на своей территории водоснабжение населения в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями



                                                                                                                     Дело № 2-587/2010

                                                             РЕШЕНИЕ

                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2010 года                                               р.п. Татищево Саратовской области

    Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Онищук Т.С.,

при секретаре Фирсовой А.В.,

с участием помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора - Гречаника М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

а также ответчика администрации Идолгского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в лице главы администрации Попова Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области об обязании администрации Идолгского муниципального образования Татищевского района Саратовской области организовать на своей территории водоснабжение населения в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями,

                                                  УСТАНОВИЛ:

    Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения. В ходе проведенной проверки установлено, что питьевое водоснабжение населения Идолгского муниципального образования Татищевского района Саратовской области осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов для питьевых нужд, не проводятся лабораторные и инструментальные исследования в рамках программы производственного контроля, в селах Слепцовка и Македоновка вода по микробиологическим показателям не соответствует СанПиН, в с.Идолга население фактически само обслуживает объекты питьевого водоснабжения. Администрацией не определено юридическое лицо, ответственное за подачу населению питьевой воды надлежащего качества. Полагает, что несоответствие питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям создает угрозу жизни и здоровью людей, употребляющих указанную воду. Просит суд обязать ответчика организовать на своей территории водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

    В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник М.В. исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Ответчик администрация Идолгского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в лице главы администрации Попова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования признал, о чем предоставил суду соответствующее заявление.

        Выслушав стороны, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащие в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства:

       Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по водоснабжению населения с их финансовыми возможностями.

        Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

        В силу ст.ст.9, 139,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормами п.2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест», п.4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения должны разработать рабочие программы производственного контроля качества воды, согласованные с санитарной службой. В соответствии с рабочей программой, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

При осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

При осуществлении деятельности администрацией Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области не приняты меры к организации водоснабжения населения, в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов для питьевых нужд на территории поселения отсутствуют, лабораторные и инструментальные исследования в рамках программы производственного контроля не проводятся. При исследовании воды в селе Слепцовка и деревне Македоновка установлено, что вода по микробиологическим показателям не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест». В селе Идолга население фактически само обслуживает объекты питьевого водоснабжения. Не определено юридическое лицо, ответственное за подачу воды населению. В селе Идолга и деревне Македоновка 2 артскважины находятся на балансе администрации Идолгского муниципального образования, 1 артскважина в с.Идолга является бесхозяйной. Лабораторный контроль за качеством питьевой воды не осуществляется. Жители с.Идолга и деревни Македоновка добывают воду для питьевых нужд самостоятельно. На территории муниципального образования не организованы зоны санитарной охраны водоисточников и водопроводных сооружений. Территория 1 пояса ЗСО водоисточников не ограждена, санитарно не благоустроена.

Данные факты подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 30 марта 2009 года (л.д.10-12); протоколом лабораторных исследований от 15 августа 2008 года (л.д.13-14), протоколом лабораторных исследований № от 26 марта 2009 года (л.д.15-16); объяснением главы Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области от 10 июня 2010 года (л.д.17); актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01 июня 2010 года с приложенными фотоснимками(л.д.22-29); актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01 июня 2010 года с приложенными фотоснимками(л.д.30-37); актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01 июня 2010 года с приложенными фотоснимками (л.д.38-45); актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01 июня 2010 года с приложенными фотоснимками (л.д.46-54); актом проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 01 июня 2010 года с приложенными фотоснимками (л.д.55-62).

Судом установлено, что в связи с неисполнением ответчиком требований по организации питьевого водоснабжения населения, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации Идолгского муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы Федерального законодательства в части организации на территории муниципального образования водоснабжения населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить, возложенные законом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                                                  РЕШИЛ :

        Исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовскойобласти об обязании администрации Идолгского муниципального образования Татищевского района Саратовской области организовать на своей территории водоснабжение населения в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями, удовлетворить.

       Обязать администрацию Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области организовать на территории Идолгского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области водоснабжение, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

       Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд в течение 10 дней.

        Председательствующий                                                                       Т.С. Онищук