4 июня 2010 года р.п. Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.Н., при секретаре Аристарховой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарова Василия Юрьевича, Курбанова Александра Сираждиновича, заинтересованные лица: администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, ООО «Гранит - Экология» об оспаривании разрешения на строительство, У С Т А Н О В И Л: Макаров В.Ю., Курбанов А.С. обратились в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что 15 января 2010 года администрация Татищевского муниципального района Саратовской области выдала ООО «Гранит-Экология» разрешение на строительство полигона твердых бытовых отходов в Широкинском муниципальном образовании <адрес>, в 3,5 км юго-восточнее <адрес>. По мнению заявителей, при выдаче данного разрешения администрацией Татищевского муниципального района нарушен закон и нарушены права жителей Татищевского муниципального района. Так, оспариваемое разрешение, по их утверждению, в нарушение п.2 ст.13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выдано без учета мнения населения жителей Татищевского муниципального района, в частности, без учета мнения жителей села Сторожевка, в непосредственной близости от которого размещен полигон. Кроме того, заявители, ссылаясь на то, что в п.3.7 заключения № экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 13.07.2009 года указано, что полигон относится к 1 классу санитарной классификации производств с нормативными размерами санитарно-защитной зоны 1000 метров и что в санитарно-защитную зону не попадают социальные и иные объекты общего пользования, утверждают, что на расстоянии менее 1000 м от границ полигона расположено Сторожевское линейное производственное управление магистральных газопроводов - филиал ООО «Газпром трансгаз Саратов», большинство работников которого составляют жители села Сторожевка. На территории указанного предприятия имеется объект общественного питания - столовая, а также на расстоянии около 500 метров от вырытого котлована для размещения твердых бытовых отходов находятся две подземные железобетонные емкости объемом по 250 кубических метров каждая, питьевая вода из этих емкостей используется на хозяйственно-бытовые нужды Сторожевского ЛПУ МГ. Также заявители указывают, что администрация Татищевского муниципального района, по их мнению, выдала оспариваемое разрешение на строительство с нарушением полномочий, поскольку не относится к федеральным органам исполнительной власти в области обращения с отходами, которым является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В связи с чем заявители просят признать оспариваемое разрешение администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 15.01.2010 года на строительство полигона твердых бытовых отходов незаконным и обязать администрацию Татищевского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение путем отмены оспариваемого разрешения на строительство. Заявители Макаров В.Ю. и Курбанов А.С. в судебном заседании поддержали свои требования. Представитель заинтересованного лица - администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (по доверенности Новикова М.С.) с заявлением не согласилась и просила в его удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемое разрешение на строительство полигона твердых бытовых отходов было выдано в пределах полномочий, поскольку в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. По утверждению представителя администрации Татищевского муниципального района, оспариваемое разрешение выдано с учетом мнения населения Татищевского муниципального района, поскольку данная информация была опубликована в средствах массовой информации - газете «Сельская жизнь», проводился опрос граждан по вопросу строительства на территории Широкинского муниципального образования Татищевского района полигона твердых бытовых отходов, результаты которого также были опубликованы в газете Татищевского муниципального района «Сельская жизнь». Расстояние от полигона твердых бытовых отходов, разрешение на строительство которого обжалуется, до границы с.Сторожевка, по утверждению представителя заинтересованного лица, превышает размер необходимой санитарной защитной зоны, а объекты Сторожевского ЛПУ МГ не относятся к социальным и иным объектам общего пользования. В связи с чем, доводы заявителей о нарушении администрацией Татищевского муниципального района при выдаче разрешения на строительство полигона твердых бытовых отходов закона и прав жителей Татищевского муниципального района, по мнению представителя, необоснованны. Представитель заинтересованного лица - ООО «Гранит-Экология» в судебное заседание не явился, дело просили рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении заявления Макарову В.Ю. и Курбанову А.С. отказать, поскольку оспариваемое разрешение на строительство издано в пределах полномочий администрации Татищевского муниципального района, при этом был соблюден прядок принятия указанного решения, которое, по мнению представителя заинтересованного лица, полностью соответствует требованиям закона. Представитель Сторожевского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Саратов», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица (по доверенности Королькова О.И.) просила вынести решение на усмотрение суда. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалистов, суд приходит к следующему. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании 15.01.2010 года администрацией Татищевского муниципального района Саратовской области Обществу с ограниченной ответственностью «Гранит-Экология» было выдано разрешение на строительство полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, Широкинское муниципальное образование, в 3,5 км юго-восточнее <адрес> (л.д.67-68). Выдаче данного разрешения на строительство предшествовало положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Средне-Волжского Управления Ростехнадзора) № от 13.07.2009 года (л.д.22-36). Как указано в данном заключении, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) полигон твердых бытовых отходов относится к I классу санитарной классификации производств с нормативными размерами санитарно - защитной зоны 1000 метров, в которую не попадают запрещенные к размещению объекты: жилая зона, социальные и иные объекты общего пользования, питьевые водоисточники, объекты природно-заповедного фонда, культурно-исторического наследия, лесные массивы, родники, лечебно-курортные зоны и др. (л.д.35). Согласно п.2 ст.13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Как установлено в судебном заседании, население было проинформировано по поводу размещения и строительства полигона твердых бытовых отходов через публикацию в газете Татищевского муниципального района Саратовской области «Сельская жизнь» № 77 от 07.07.2009 года (л.д.178). Однако жители Татищевского района, в том числе заявители, не обратились, как им предлагалось, с пожеланиями и предложениями по данному вопросу, то есть не воспользовались своим правом выразить мнение по поводу строительства полигона твердых бытовых отходов. Из определения Татищевского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с отказом от заявленных требований прокурора Татищевского района Саратовской области было прекращено производство по делу по иску к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, администрации Широкинского муниципального образования Татищевского района Саратовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по информированию и выяснению мнения населения Татищевского района о предстоящем строительстве полигона утилизации твердых бытовых отходов. В данном определении указано, что требования прокурора исполнены ответчиками добровольно и в полном объеме (л.д. 222-223). В районной газете Татищевского муниципального района «Сельская жизнь» № от 19.12.2009 года опубликовано решение муниципального Собрания Татищевского муниципального района от 15.12.2009 года «О назначении проведения опроса граждан по вопросу строительства на территории Широкинского муниципального образования Татищевского района полигона твердых бытовых отходов» (л.д.174). Решением муниципального Собрания Татищевского муниципального района от 19.01.2010 года был утвержден протокол заседания комиссии по проведению опроса граждан по вопросу строительства на территории Широкинского муниципального образования Татищевского района полигона твердых бытовых отходов от 13.01.2010 года №, согласно которому опрос граждан был признан состоявшимся (л.д. 63-66) На основании совокупности названных доказательств суд приходит к выводу, что население Татищевского района было проинформировано и принимало участие в обсуждении вопроса о размещении и строительстве полигона твердых бытовых отходов, в связи с чем доводы заявителей о том, что оспариваемое разрешение на строительство было принято без учета мнения населения необоснованны. Не могут быть приняты во внимание судом доводы заявителя Курбанова А.С. о том, что вкладыш под названием «Официально» в районной газете «Сельская жизнь» № от 19.12.2009 года, на котором опубликовано решение муниципального Собрания Татищевского муниципального района от 15.12.2009 года «О назначении проведения опроса граждан по вопросу строительства на территории Широкинского муниципального образования Татищевского района полигона твердых бытовых отходов» вызывает сомнения в подлинности ввиду того, что имеет отдельную от основного номера нумерацию, поскольку допрошенная в судебном заседании специалист редакции газеты «Сельская жизнь» ФИО6 пояснила, что субботний номер газеты, которым является № от 19.12.2009 года, имеет вкладыш, который выходит вместе с основной газетой, но имеет отдельную нумерацию, о том, что газета и вкладыш к ней являются единым номером, публикуются и выходят одновременно свидетельствует один и тот же номер и дата, как на газете, так и на вкладыше к ней - 19 декабря 2009 года № (9328-9329) (л.д. 173-177). Согласно п.5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В силу п.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года №, полигон твердых бытовых отходов относится к I классу санитарной классификации производств с нормативными размерами санитарно - защитной зоны 1000 метров. Согласно п.2.5. раздела II указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Как видно из схемы границ земельного участка ООО «Гранит-Экология», составленной ООО «Геос», расстояние от полигона твердых бытовых отходов до производственных зданий Сторожевского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Саратов» составляет около 1000 метров, до жилой зоны <адрес> - около 2500 метров (л.д. 115). Из плана земельного участка ООО «Гранит-Экология» (л.д.224), а также объяснений специалиста ООО «Геос» ФИО7, допрошенного в судебном заседании, следует, что расстояние от полигона твердых бытовых отходов до границы поселения <адрес> составляет 2495 метров. Исследовав учредительные документы Сторожевского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Саратов», выслушав объяснения представителя Корольковой О.И., допрошенного в качестве свидетеля главного инженера ЛПУ ФИО8, суд приходит к выводу о том, что названное предприятие является промышленным объектом, не относящимся к объектам, размещение которых в санитарно-защитной зоне не допускается, в связи с чем доводы заявителей о том, что в пределах санитарно-защитной зоны расположено Строжевское ЛПУ МГ, столовая для работников данного предприятия, емкости для воды, что, по их мнению, является нарушением норм действующего законодательства, суд признает несостоятельными. Кроме того, суд учитывает отсутствие у заявителей полномочий действовать в защиту интересов названного юридического лица. Доводы заявителей о том, что администрация Татищевского муниципального района Саратовской области выдала оспариваемое разрешение на строительство с нарушением полномочий, суд также находит необоснованными по следующим основаниям. В силу ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с п.1 раздела I Положения о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. Пунктом 5.3.3.9. раздела II названного Положения предусмотрено, что Ростехнадзор выдает разрешения на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции. При этом приказом Ростехнадзора от 23.06.2009 года № утверждено Положение о Средне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Средне-Волжское управление Ростехнадзора) является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Саратовской и Пензенской областях. Суд, исследовав данное Положение, пришел к выводу, что Средне-Волжское управление Ростехнадзора не наделено полномочиями на выдачу разрешений на создание объектов размещения отходов. Допрошенный в судебном заседании специалист данного Управления ФИО9 подтвердил, что Средне-Волжское управление Ростехнадзора разрешений на создание объектов размещения отходов не выдает, поскольку не разработан порядок выдачи таких разрешений и в соответствии с Положением о Средне-Волжском управлении Ростехнадзора, регламентирующем их деятельность, они такими полномочиями не наделены. Таким образом, Положение о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору было дополнено пунктом 5.3.3.9., наделяющим Ростехнадзор полномочиями на выдачу разрешений на создание объектов размещения отходов, Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 года №, вступившим в законную силу 15.12.2009 года. Учитывая, что в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменения были внесены позднее - 27.12.2009 года и при этом полномочия органа местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство были сохранены и не ограничены, принимая во внимание, что порядок выдачи Ростехнадзором разрешений на строительство объектов размещения отходов не разработан и Положением о Средне-Волжском управлении Ростехнадзора не предусмотрены полномочия данного органа на выдачу таких разрешений, суд приходит к выводу, что оспариваемое разрешение на строительство полигона твердых бытовых отходов выдано уполномоченным на то органом. В соответствии с требованиями ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Не соответствие оспариваемого разрешения на строительство закону или иным правовым актам, равно как и нарушения прав заявителей, судом не установлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований. Заявленные ООО «Гранит-Экология» требования о взыскании с заявителей Макарова В.Ю. и Курбанова А.С. в порядке ст.99 ГПК РФ с каждого по 5 000 рублей в качестве компенсации за фактическую потерю времени в связи с недобросовестно заявленным неосновательным заявлением, удовлетворению не подлежат, поскольку представители ООО «Гранит-Экология» в судебных заседаниях при разбирательстве данного дела не присутствовали и каких-либо доказательств фактической потери времени суду не предоставили. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, п.4 ст. 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Макарова Василия Юрьевича, Курбанова Александра Сираждиновича о признании незаконным разрешения администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 15.01.2010 года на строительство полигона твердых бытовых отходов, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области. Судья Ильина Е.Н.