о признании незаконным в части договора переселения



Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

25 февраля 2010 года                                                                        р.п.Татищево

Судья Татищевского районного суда Саратовской области Ильина Е.Н., при секретаре Аристарховой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Даниловой Елены Витальевны к Администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области о признании незаконным в части договора переселения,

      

                                                          У С Т А Н О В И Л:

           ДаниловаЕ.В. обратилась в суд к администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области с исковым заявлением о признании незаконным в части договора переселения, указывая на то обстоятельство, что в соответствии с договором переселения из закрытого территориального образования Светлый от 23 июня 2009 года она, как член семьи (жена) Данилова А.А. переселена в <адрес>. Согласно данного договора администрация ЗАТО Светлый обязалась уступить их семье из пяти человек право требования двух квартир в <адрес> в <адрес> общей площадью 100,52 кв.м. Пунктом 2.2.4 вышеуказанного договора за предоставление жилья сверх социальной нормы, которая составила 10,52 кв.м, администрация ЗАТО Светлый обязала их семью произвести доплату в сумме 336 114 рублей, указав в пункте 4.1.4 Договора, что при невыполнении гражданином Даниловым А.А. и членами его семьи условий настоящего договора администрация городского округа ЗАТО Светлый имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Истица полагает, что пункт 2.2.4 договора переселения, обязывающий её в числе других членов семьи оплатить предоставление жилья сверх социальной нормы, является незаконным, противоречащим действующему жилищному законодательству, поскольку она является инвалидом II группы и имеет право на предоставление дополнительной изолированной жилой площади, следовательно, по мнению истицы, те 10,52 кв.м жилой площади, которые они оплатили в соответствии с п.2.2.4 договора переселения и которые администрация ЗАТО Светлый считает предоставленными им сверх нормы, является той дополнительной площадью, которая гарантирована ей нормами действующего законодательства и должна быть предоставлена бесплатно. В связи с чем истица в исковом заявлении просила признать незаконным пункт 2.2.4 договора переселения из закрытого территориального образования Светлый от 23 июня 2009 года.

         В последующем истица дополнила свои исковые требования и просила взыскать с Администрации городского округа ЗАТО Светлый в её пользу доплату по договору переселения из ЗАТО Светлый от 23 июня 2009 года за излишне предоставленную жилую площадь в размере 10,52 кв.м в сумме 336 114 рублей и 2000 рублей комиссии, взысканной отделением Сбербанка за проведение платежа.

          К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Данилов А.А. - супруг истицы, который просил исковые требования удовлетворить, при этом пояснил, что до заключения договора переселения он обращался в администрацию городского округа ЗАТО Светлый с заявлением, в котором просил предоставить ему и членам его семьи однокомнатную квартиру и двухкомнатную квартиру общей площадью 100,52 кв.м без доплаты разницы за 10,52 кв.м в связи с тем, что его жена Данилова Е.В. является инвалидом II группы и имеет право на предоставление дополнительной изолированной жилой площади, однако ему отказали, сославшись на то, что предоставление дополнительной жилой площади его жене Даниловой Е.В. в порядке переселения на новое место жительства нормами действующего законодательства не предусмотрено.

          Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Данилова Я.А. и Данилов Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в их отсутствие.

          Представители Администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области исковые требования не признали и пояснили, что до момента переселения истица и члены её семьи проживали в <адрес> в двухкомнатной квартире составом семьи 5 человек, при этом в администрацию городского округа ЗАТО Светлый с заявлением о признании нуждающейся в дополнительном жилом помещении ни истица, ни члены её семьи не обращались. По мнению представителей ответчика, нормы Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст.51,58 Жилищного кодекса РФ, на которых истица основывает свои требования, регулируют отношения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, тогда как при переселении из ЗАТО граждане обеспечиваются жильем путем передачи им жилых помещений в собственность. Для этого, по утверждению представителей ответчика, администрация городского округа ЗАТО Светлый заключает договор участия в долевом строительстве, передает средства на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения, выделяемые Правительством РФ, после чего с гражданами, переселяющимися из ЗАТО, в том числе с истицей и членами её семьи, заключается договор уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, на основании которых оформляется право собственности на жилое помещение.

          Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

          Согласно ч.2 ст.7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством РФ на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

          Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно п.п. 1,2 Постановления Правительства РФ от 11 января 2001 года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» решение о переселение на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией, расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации и федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с п.3 названного Постановления Правительства РФ обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.

Согласно ст.5.1 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований. Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2005 года № 232 «Об утверждении правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования» утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования. Пункт 3 п.п. «в» названных Правил предусматривает, что межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований предоставляются в форме межбюджетных трансфертов на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями, расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, включая оплату стоимости проезда к новому месту жительства, провоз домашнего имущества и выплату единовременного денежного пособия, размер которых определяется в соответствии с методикой согласно приложению № 3. Пункт 2 приложения № 3 указанной методики устанавливает, что размер потребности закрытого административно-территориального образования в средствах на переселение граждан определяется с учетом федерального стандарта социальной нормы общей площади жилого помещения в среднем по Российской Федерации.

Федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади жилья на 1 гражданина установлен Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что супруг истицы Данилов А.А. утратил служебную связь с войсковой частью, расположенной в ЗАТО Светлый Саратовской области, уволен по истечении срока контракта, состав семьи, включая истицу, пять человек.

Таким образом, при переселении на новое место жительства истице и членам её семьи должно было быть предоставлено жилое помещение общей площадью 90 кв.м.

29 января 2009 года между администрацией городского округа ЗАТО Светлый («Участник долевого строительства») и ООО «Жилстрой» <адрес> («Застройщик») был заключен договор , предметом которого являлось финансирование администрацией ГО ЗАТО Светлый строительства жилого дома по адресу: <адрес> целью получения после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома: четырех 1- комнатных квартир, 2-комнатных квартир в количестве 7 штук, 3- комнатных квартир в количестве 7 штук (л.д. 69-76).

23 июня 2009 года между администрацией городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, Даниловым А.А. и членами его семьи был заключен договор переселения из закрытого административно-территориального образования Светлый, согласно которого произведено переселение Данилова А.А. и членов его семьи (жены, сына, дочери, внука), утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО Светлый, путем передачи права требования однокомнатной <адрес> на 5 этаже (общей проектной площадью 42,49 кв.м, в том числе лоджия с коэффициентом 0,5) и двухкомнатной <адрес> на 8 этаже (общей проектной площадью 60,95 кв.м, в том числе лоджия с коэффициентом 0,5), расположенными по адресу: <адрес>. Согласно п. 2.1.2. данного договора вышеуказанные квартиры передаются Данилову А.А., Даниловой Е.В., Данилову Д.А., Даниловой Я.А. и ФИО6 в общую долевую собственность. Пункт 2.2.4. предусматривает, что Данилов А.А. и члены его семьи обязуются произвести доплату за разницу между фактически получаемой площадью (100,52 кв.м) и положенной по социальной норме на Данилова А.А. и членов его семьи (90 кв.м), которая составляет 10,52 кв.м по цене за один квадратный метр 31 950 рублей, сумма доплаты составляет 336 114 рублей (л.д.4-7).

Также 23 июня 2009 года между администрацией ГО ЗАТО Светлый, Даниловым А.А. и членами его семьи был заключен договор уступки прав требования по Договору участия в долевом строительстве от 29.01.2009 года (л.д. 97-101).

23.06.2009 года указанная в договоре переселения сумма - 336 114 рублей была перечислена Даниловым А.А. на счет Управления финансов администрации ЗАТО Светлый (л.д.14).

Согласно свидетельств о государственной регистрации права истица и члены её семьи на праве общей долевой собственности по 1/5 доли являются собственниками двухкомнатной <адрес> общей площадью 56,9 кв.м и однокомнатной <адрес> общей площадью 41,3 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.208-217).

В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Несмотря на отрицание представителем истицы и третьим лицом, обстоятельство добровольности заключения истицей и членами её семьи договора переселения на условиях доплаты за жилую площадь сверх социальной нормы, доказано наличием в материалах дела указанного договора переселения, подписанного всеми заинтересованными лицами, заявлением Данилова А.А., из которого видно, что он и члены его семьи согласны на переселение при условии доплаты за предоставляемую площадь свыше положенной по социальной норме (л.д. 148).

Из материалов дела усматривается, что истица Данилова Е.В. является инвалидом второй группы (л.д.11).

Согласно заключения врачебно-консультативной комиссии Саратовской областной психиатрической больницы Данилова Е.В. по состоянию здоровья в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, имеет право на представление дополнительной изолированной жилой площади (л.д.10).

Истица основывает свои исковые требования на положениях Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 51, 58 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Так, согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Часть 2 ст. 58 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Вышеуказанные нормы устанавливают перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматривают законные интересы граждан, которые следует учитывать при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и к спорным правоотношениям по обеспечению жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, при котором гражданам жилье передается в собственность, по мнению суда, не применимы.

В судебном заседании установлено, что истица, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, на учет ни до 1 января 2005 года, ни после 1 января 2005 года не вставала.

Истица, требуя признать незаконным п.2.2.4. договора переселения и взыскать с ответчика в её пользу 336 114 рублей, фактически просит возвратить доплату за излишне предоставленную при переселении жилую площадь в размере 10,52 кв.м, однако данные требования не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Даниловой Елены Витальевны к Администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, третьи лица Данилов Андрей Анатольевич, Данилова Яна Андреевна, Данилов Денис Андреевич о признании незаконным пункта 2.2.4 Договора переселения из закрытого административно-территориального образования Светлый от 23 июня 2009 года, взыскании с ответчика 336 114 рублей за излишне предоставленную жилую площадь, комиссии Сбербанка РФ за проведение платежа в сумме 2000 рублей, а также расходов по оплате юридической помощи в размере 1100 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд Саратовской области.

          

Судья                                                                           Ильина Е.Н.