о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



                                                                                                             Дело № 2-216/2010

                                                            РЕШЕНИЕ

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2010 года                                              р.п.Татищево Саратовской области

       Татищевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Онищук Т.С.,

при секретаре Гурко О.В.,

а также с участием представителя истца Сергиенко В.Г.- адвоката Топорковой И.В., действующей на основании удостоверения и ордер

представителя ответчика ГУ -Управления пенсионного фонда РФ в Татищевском районе Саратовской области-Фроловой Н.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергиенко Владимира Григорьевича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Татищевском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

                                                          УСТАНОВИЛ:

     Истец Сергиенко В.Г. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование заявленного пояснил, что по его заявлению решением Государственного учреждения- Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Татищевском районе Саратовской области от 01 августа 2008 года ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Решением от 07 декабря 2009 года, а также протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, ранее вынесенные решения отменены, выплата ему ранее назначенной досрочной пенсии прекращена с 01 октября 2009 года. Основанием прекращения выплаты досрочной пенсии явилось то, что невозможно включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда период службы в армии, так как последующий период его работы не является соответствующим списку , поскольку он работал учеником машиниста экскаватора, а период начального профессионального образования не включается в период работы, дающей право на досрочное назначении пенсии. Просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Татищевском районе от 07 декабря 2009 года и протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07 декабря 2009 года «Об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости»; включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 16 июля 1973 года по 30 ноября 1975 года в должности помощника машиниста экскаватора на Тырныаузском комбинате.

    В качестве третьего лица по делу привлечены ГУП «Тырныаузский вольфрамо -молибденовый комбинат».

    Истец Сергиенко В.Г. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    В судебном заседании представитель истца- адвокат Топоркова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просили удовлетворить, пояснив при этом, что ранее при назначении истцу досрочной пенсии в стаж был засчитан период прохождения военной службы, как непосредственно предшествующей его работе с тяжелыми условиями труда. В дальнейшем, выплата досрочной пенсии была прекращена в связи с тем, что у истца отсутствует требуемый продолжительности стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в трудовой книжке имеется запись, согласно которой истец в период работы с 16 июля 1973 года по 30 ноября 1975 года работал в должности ученика машиниста экскаватора, что не соответствует списку . Однако, в спорные периоды Сергиенко работал помощником машиниста экскаватора полный рабочий день. В свободное от работы время проходил обучение на курсах машинистов одноковшевых электрических экскаваторов. Страховой стаж составляет 37лет 10 месяцев 24 дня.

      Представитель ответчика Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Татищевском районе Саратовской области Фролова в судебном заседании исковые требования не признала и просила в иске отказать, пояснив при этом, что в трудовой книжке истца указано, что в период с 16.07.1973 по 30.11.1975 года последний работал учеником помощника машиниста, тогда как должность ученик машиниста экскаватора не включена в список , дающий право на досрочную пенсию, в связи с чем выплата пенсии Сергиенко В.Г. была прекращена. Более того, в документах, предоставленных Сергиенко В.Г. для назначения досрочной пенсии, в части указания сведений о занимаемой должности, имеются противоречия. В одних документах должность значится ученик помощника машиниста экскаватора, в других -помощник машиниста экскаватора.

      Третье лицо ГУП «Тырныаузский вольфрамо -молибденовый комбинат»в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие и исковые требования Сергиенко удовлетворить. Согласно отзыву профессия ученика помощника машиниста экскаватора на предприятии штатным расписанием предусмотрена не была. Под учеником подразумевалась профессия помощника машиниста экскаватора 4 разряда. Сергиенко фактически работал помощником машиниста экскаватора 4 разряда полный рабочий день.

       Выслушав стороны, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства:

       Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

       В силу пункта 7 статьи 18 Федерального Закона от 17.12.2001г.№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» решение об отказе в установлении трудовой пенсии может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган(по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и(или) в суд.

       В соответствии с п.п.2.п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

       В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, мужчинам.

        Пункт 2 данной статьи устанавливает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений(организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы(деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

        Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002года № 537 установлено, что, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991года № 10.

        При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173( с последующими дополнениями),засчитывается в стаж работы, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

        Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту(по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10,в разделе1,Горные работы»,подразделе 1»Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности», в п.»а»»рабочие» предусмотрена должность «машинисты экскаваторов и их помощники».

        Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением ГУ -Управления пенсионного фонда в Татищевском районе Саратовской области от 01.08.2008 года Сергиенко В.Г. назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Решением ГУ -Управления пенсионного фонда в Татищевском районе Саратовской области от 07.12.2009 года выплата досрочной пенсии истцу прекращена с 01.10.2009 года как необоснованно назначенная, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости (л.д.14-15).

        По смыслу пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом при назначении трудовой пенсии, в том числе и досрочной, является трудовая книжка.

        Как следует из записи № 9 в трудовой книжке, Сергиенко В.Г. 16 июля 1973 года принят на должность ученика машиниста экскаватора Тырныаузского горно-металлургического комбината (л.д.9).

        В соответствии с пунктом 2.5 раздела 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162, действующей на момент трудовых отношений Сергиенко, в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и другом, исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись.

        Из трудовой книжки Сергиенко В.Г. видно, что исправления в запись № 9 Тырныаузским горно-металлургическим комбинатом, в части указания должности Сергиенко В.Г., не вносились. Между тем, согласно отзыва правопреемника Тырныазского горно-металлургического комбината- ГУП «Тырныаузского вольфрамо - молибденового комбината» от 27 апреля 2010 года за № 22, профессия ученика помощника машиниста экскаватора на предприятии штатным расписанием предусмотрена не была. Под учеником подразумевалась профессия помощника машиниста экскаватора 4 разряда. Сергиенко В.Г. фактически работал помощником машиниста экскаватора 4 разряда полный рабочий день (л.д.101).

      В трактовании п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при рассмотрении дел данной категории судам необходимо учитывать, что вопрос о виде(типе) учреждения(организации),тождестве выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, профессий, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании(характера и специфики условий, осуществляемой истцом работы функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

     В соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землятресением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин)не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

     Факт работы В.Г. Сергиенко в периоды с 16.07.1973 по 30.11.1975г.г. в должности помощника машиниста экскаватора нашел свое подтверждение в справке ГУП «Тырныаузского вольфрамо - молибденового комбината», уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимых для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость от 03 декабря 2009 года (л.д.20); в справке ГУП «Тырныаузского вольфрамо - молибденового комбината» от 03 декабря 2009 года (л.д.21), в приказе от 18 июля 1974 года о наложении взыскания, из которого следует, что машинисту экскаватора Сергиенко объявлен строгий выговор(л.д.85), в приказе от 08 мая 1974 года по личному составу, согласно которому машинистов экскаваторов, в том числе Сергиенко В.Г., временно перевести слесарями(л.д.83), в протоколе заседания комиссии по проверке знаний и навыков рабочих, окончивших курсы помощников машинистов экскаваторов от 31 октября 1973 года, где под № 7 значится Сергиенко В.Г.- помощник машиниста экскаватора(л.д.); в протоколе заседания комиссии по проверке знаний и навыков рабочих, окончивших курсы машинистов одноковшовых экскаваторов от 04 марта 1974 года, где под № 14 значится Сергиенко В.Г.- машиниста экскаватора (л.д.90); указанные документы согласуются между собой и с отзывом ГУП «Тырныаузского вольфрамо - молибденового комбината» от 27 апреля 2010 года за (л.д.101), а потому суд кладет их в основу при вынесении решения.

Доводы ответчика о том, что истец в период с 16.07.1973 по 30.11.1975г. не мог работать в должности помощника машиниста, так как окончил курсы машинистов одноковшовых электрических экскаваторов 04.03.1974 года, что подтверждает удостоверение от 04 марта 1974года (л.д.22) и, как следует из приемной записки, принят на должность ученика помощника машиниста экскаватора, суд считает несостоятельными.

Так, действительно, согласно записи о приеме (л.д.46), Сергиенко В.Г. принят на предприятие учеником помощника машиниста экскаватора. Однако, при этом, имеется указание на 4 разряд, тогда как согласно единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (л.д.77-80) разряды, начиная с 4, присваивались машинистам и помощникам машинистов экскаваторов. Более того, суд принимает во внимание отзыв правопреемника Тырныаузского горно-металлургического комбината, на котором работал истец- ГУП «Тырныаузского вольфрамо - молибденового комбината», согласно которому последние признают неточность в указании должности Сергиенко В.Г., как ученика помощника машиниста экскаватора. По этим же причинам, суд считает, и произошло разночтение в указании должности истца в документах ( в один и тот же период с 16.07.1973г.по 30.11.1975г. значится как ученик машиниста экскаватора, так и помощник машиниста экскаватора). Разрешая дело, суд приходит к выводу, что указанный отзыв направлен в целях исправления ошибки, допущенной при внесении сведений о занимаемой должности Сергиенко В.Г. в период с 16.07.1973года по 30.1.1975 года.     

    Кроме того, как следует из отзыва на исковое заявление, ответчика допускает, что с момента окончания обучения, Сергиенко В.Г.мог выполнять работу в качестве машиниста экскаватора.

    Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что в спорные периоды времени Сергиенко В.Г. работал в должности помощника машиниста экскаватора, что является основанием для льготного пенсионного обеспечения. В связи с чем, указанные Сергиенко периоды работы подлежат включению в льготный стаж.

    Требуемого возраста истец достиг, с заявлением о назначении пенсии обратился в УПФ РФ в Татищевском районе 30.07.2008года, решением УПФ РФ в Татищевском районе от 01.08.2008 года пенсия была назначена, но оспариваемым решением отменена. Так как в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о наличии у него права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следовательно решение о прекращении выплаты необоснованно назначенной досрочной трудовой пенсии по старости за от 07.12.2008 года, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сергиенко Владимира Григорьевича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Татищевском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.

    Признать незаконным решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Татищевском районе Саратовской области от 07 декабря 2008 года о прекращении Сергиенко Владимиру Григорьевичу выплаты необоснованно назначенной досрочной трудовой пенсии по старости.

    Обязать Управление пенсионного Фонда РФ в Татищевском районе Саратовской области включить Сергиенко Владимиру Григорьевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 16 июля 1973 года по 30 ноября 1975 года в качестве помощника машиниста экскаватора в Тырныаузском горно-металлургическом комбинате, переименованном с 01 июля 1982 года в Тырныаузский ордена Трудового Красного Знамени вольфрамо- молибденовый комбинат, преобразованного с 21 февраля 2001 года в государственное унитарное предприятие «Тырныауский вольфрамо- молибденовый комбинат».

      Признать за Сергиенко Владимиром Григорьевичем право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 30 июля 2008 года.

      Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

      Председательствующий                                                                          Т.С.Онищук