Дело № 2-191/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 мая 2011 года р.п.Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.Н., с участием заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области Яковенко Р.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, администрации Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, третье лицо Главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, о признании незаконным бездействия по непринятию мер в сфере соблюдения требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с вышеуказанными исковыми заявлениями, указывая на то, что в 2006 году отделом ГПН по Татищевскому району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территориях Вязовского, Октябрьского, Мизино-Лапшиновского муниципальных образований, при этом были выявлены нарушения, в целях устранения которых главам администраций были выданы предписания. В ходе проведения проверки прокуратурой Татищевского района было установлено, что мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений выполнены не в полном объеме. Так, сельские населенные пункты, входящие в состав Октябрьского муниципального образования (с.Октябрьский городок, с.Кувыка, п.Тимирязевский), Мизино-Лапшиновского муниципального образования (с.Мизино-Лапшиновка, с.Сокур, с.Корсаковка, с. Шлыковка) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; естественные водоисточники Вязовского, Октябрьского, Мизино-Лапшиновского муниципальных образований не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоемов Вязовского, Октябрьского, Мизино-Лапшиновского муниципальных образований, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Таким образом, по мнению прокурора, невыполнение требований по соблюдению пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров, гибели людей, а также уничтожению имущества граждан. Истец в исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администраций Вязовского, Октябрьского, Мизино-Лапшиновского муниципальных образований по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, обязать администрацию Октябрьского муниципального образования и администрацию Мизино-Лапшиновского муниципального образования обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения сельские населенные пункты, входящие в состав Октябрьского муниципального образования (с.Октябрьский городок, с.Кувыка, п.Тимирязевский) и Мизино-Лапшиновского муниципального образования (с.Мизино-Лапшиновка, с.Сокур, с.Корсаковка, с.Шлыковка), обязать администрацию Вязовского муниципального образования, администрацию Октябрьского муниципального образования и администрацию Мизино-Лапшиновского муниципального образования оборудовать естественные водоисточники Вязовского, Октябрьского и Мизино-Лапшиновского муниципальных образований подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели. Заместитель прокурора Татищевского района Яковенко Р.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме. Представители ответчиков - исполняющая обязанности главы администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Максимова И.В., исполняющий обязанности главы администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Грачев Д.В., Глава администрации Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Иванова И.В., в судебном заседании исковые требования признали и пояснили, что в настоящее время ими начата и будет продолжена работа по устранению указанных нарушений пожарной безопасности. Представитель третьего лица - Главного Управления МЧС России по Саратовской области Орел В.А., в судебном заседании подтвердил наличие указанных прокурором нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на территориях Вязовского, Октябрьского, Мизино-Лапшиновского муниципальных образований. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, прихожу к следующему. Согласно п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 2 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Согласно ст.63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 N 313, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Как указано в п. 90 указанных Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п.94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Как видно из предписания № ГПН Татищевского района при проведении с 20 по 27 апреля 2006 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Вязовского муниципального образования Татищевского района были выявлены нарушения, в том числе, не были выполнены подъезды с площадкой-пирсом с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров, для установки пожарных автомобилей на водоисточниках в с.Нееловка, с.Губаревка, д.Ченыкаевка, д.Кривопавловка (л.д. 5). Согласно предписания № ОГПН Татищевского района при проведении с 1 по 3 июля 2009 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района были выявлены нарушения, в том числе, входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты (с.Мизино-Лапшиновка, с.Сокур, с.Корсаковка, с.Шлыковка) не были обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; естественные водоисточники не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (л.д. 28). Как видно из предписания № ГПН Татищевского района при проведении с 10 по 11 августа 2006 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Октябрьского муниципального образования Татищевского района были выявлены нарушения, в том числе, входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты (с.Октябрьский городок, п.Тимирязевский, с.Кувыка) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; естественные водоисточники не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; у водоемов, а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (л.д. 46). Из сообщения начальника отделения надзорной деятельности по Татищевскому району УНД Главного управления МЧС России по Саратовской области следует, что в настоящее время в администрациях муниципальных образований Татищевского муниципального района остаются невыполненными требования пожарной безопасности. Так, естественные водоисточники Вязовского муниципального образования, Октябрьского муниципального образования, Мизино-Лапшиновского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также сельские населенные пункты, входящие в состав Октябрьского муниципального образования (с.Октябрьский городок, с.Кувыка, п.Тимирязевский), Мизино-Лапшиновского муниципального образования (с.Мизино-Лапшиновка, с.Сокур, с.Корсаковка, с. Шлыковка) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, что создает угрозу быстрого распространения возникающих пожаров с причинением крупного материального ущерба, а также угрозой жизни и здоровью людей (л.д.4). Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителями ответчиков, у водоемов Вязовского, Октябрьского, Мизино-Лапшиновского муниципальных образований, а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели. При таких обстоятельствах, а также учитывая признание ответчиками иска, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области оборудовать естественные водоисточники Вязовского муниципального образования подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить у водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели. Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Татищевского района Саратовской области обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения сельские населенные пункты, входящие в состав Октябрьского муниципального образования (с.Октябрьский городок, с.Кувыка, п.Тимирязевский), оборудовать естественные водоисточники Октябрьского муниципального образования подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить у водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели. Признать незаконным бездействие администрации Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения сельские населенные пункты, входящие в состав Мизино-Лапшиновского муниципального образования (с.Мизино-Лапшиновка, с.Сокур, с.Корсаковка, с.Шлыковка), оборудовать естественные водоисточники Мизино-Лапшиновского муниципального образования подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить у водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области. Судья Ильина Е.Н.