Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года р.п. Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.Н., при секретаре Парфеновой Т.Ю., с участием заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области Яковенко Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Танцура Андрея Васильевича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, У С Т А Н О В И Л: Танцура А.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то обстоятельство, что он на предстоящих 4 декабря 2011 года муниципальных выборах выдвигает свою кандидатуру на должность главы городского округа ЗАТО Светлый, в связи с чем представил в территориальную избирательную комиссию ГО ЗАТО Светлый подписные листы кандидата, однако решением территориальной избирательной комиссии городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 2 ноября 2011 года № «Об отказе в регистрации Танцура Андрея Васильевича кандидатом на должность Главы ГО ЗАТО Светлый» ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый. Данное решение заявитель просит признать незаконным, мотивируя тем, что оно принято без учета данных, содержащихся в ведомости проверки подписных листов № 7 от 28.10.2011 года и в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей № 7 от 28.10.2011 года, а именно: в ведомости проверки подписных листов указано на 23 недостоверные подписи, тогда как в обжалуемом решении указано на 20 недостоверных подписей. При этом, как указывает заявитель, в итоговом протоколе проверки подписных листов № 7 от 28 октября 2011 года указано на 30 подписей признанных недействительными. При таких обстоятельствах заявитель приходит к выводу, что обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии не основано на фактическом положении дел, следовательно является незаконным и необоснованным. Кроме того, заявитель указывает, что подпись № 3 в подписном листе № 5, подписи №№ 6,7,8 в подписном листе № 9, подпись № 8 в подписном листе № 19, по его мнению, признаны недействительными необоснованно, поскольку в подписи № 3 подписного листа № 5 и в подписи № 7 подписного листа № 9 ни он, ни избиратели, собственноручно заполнявшие указанные строки подписных листов, не усмотрели никаких исправлений и ошибок в записях о представленных сведениях. Исправления в подписях №№ 6,8 подписного листа № 9, подписи № 8 подписного листа № 19 сделаны собственноручно избирателями и допущены непреднамеренно, без умысла на фальсификацию представленных сведений о себе, в связи с чем, по мнению заявителя, указанные подписи не могут быть признаны недействительными. Также заявитель указывает, что проверка подписей избирателей в подписных листах проводилась рабочей группой комиссии без его присутствия, о времени проведения данной проверки он извещен не был. В судебном заседании Танцура А.В. заявленные требования поддержал, при этом пояснил, что подписные листы в территориальную избирательную комиссию ГО ЗАТО Светлый были переданы им 21 октября 2011 года и только 24 октября 2011 года ему выдали акт о приеме документов на регистрацию от 24.10.2011 года. Утверждает, что заседание рабочей группы по проверке подписных листов состоялось 29.10.2011 года, тогда как ведомость проверки подписных листов датирована 28.10.2011 года. Также утверждает, что 28.10.2011 года территориальной избирательной комиссией он был извещен о том, что его подписные листы будут проверяться 31.10.2011 года. Указывает на то, что в ведомости проверки подписных листов от 28.10.2011 года и в итоговом протоколе проверки подписных листов от 28.10.2011 года отсутствует подпись члена рабочей группы Кравченко В.С. Заявитель Танцура А.В. также полагает, что при проверке подписных листов рабочей группой должны были привлекаться эксперты и специалисты. Считает, что указывать в адресе места жительства избирателей наименование населенного пункта необязательно. Кроме того, заявитель утверждает, что обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии не подписано. Ввиду вышеуказанных обстоятельств заявитель считает обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене. Представители территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый (по доверенности Афонькин Е.Д., Нагиева Н.В. и Мордвинцев А.В.) просили в удовлетворении заявленных требований Танцура А.В. отказать, поскольку каких-либо нарушений при вынесении обжалуемого решения допущено не было. Подписи № 1,2 в подписном листе № 9; подписи № 1,2,4,5,6,7,8,9 в подписном листе № 12; подписи № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 в подписном листе № 17; подпись № 3 в подписном листе № 19 признаны недействительными, поскольку в графе «адрес места жительства» указанные адреса избирателей не соответствуют установленным требованиям - не указано наименование населенного пункта. Подпись №3 в подписном листе № 5; подписи № 6,7,8 в подписном листе № 9; подпись № 8 в подписном листе № 19 были признаны недействительными в связи с тем, что представленные подписи избирателей содержат исправления в сведениях об избирателе и эти исправления специально не отмечены избирателем или лицом, заверяющим подписные листы. Кроме того, строки с указанными подписями в графе «адрес места жительства» также не содержат указания на наименование населенного пункта. Таким образом, 26 подписей, то есть более 10 % подписей от представленных, были признаны недействительными, в связи с чем заявителю было отказано в регистрации кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый. Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела подтверждено, что 6 сентября 2011 года были назначены выборы депутатов Муниципального собрания и главы городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области на 4 декабря 2011 года (решение Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый № от 06.09.2011 года опубликовано в газете «Светлые вести» от 09.09.2011 года № 35 (535) (л.д.47, 48-49). 2 ноября 2011 года решением территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый Саратовской области «Об отказе в регистрации Танцура Андрея Васильевича кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый» № Танцура А.В. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый (л.д. 8-9). Рассматривая вопрос о законности принятого решения об отказе Танцура А.В. в регистрации кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый, судом исследован вопрос о наличии законных оснований для принятия такого решения. В качестве основания отказа в регистрации кандидата подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Аналогичная правовая норма содержится в подпункте «д» пункта 20 статьи 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. В указанной статье Федерального закона содержится рамочная норма, устанавливающая верхний, максимальный предел - не более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, и нижний предел - 10 подписей. Конкретное количество подписей, равное или меньшее 2 процентов, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Законом Саратовской области N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Пунктом 1 статьи 30 названного Закона Саратовской области установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего округа, но не может быть менее 10 подписей. Исходя из количества избирателей зарегистрированных на территории городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области - 8210 человек (л.д.53), это количество (2 %) должно составлять 164 подписи. Предметом проверки территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый Саратовской области были 180 подписей избирателей, представленные Танцура А.В. в свою поддержку. В связи с изложенным, суд при проверке правильности принятого решения об отказе Танцура А.В. в регистрации кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый считает возможным оценить действительность представленных им подписей избирателей и не связан выводами, приведенными в итоговом протоколе и решении территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый, тем более, что представители указанной комиссии в суде признали ошибочность части выводов относительно недействительности подписей. В соответствии с п.п. «в, е» ч. 10 ст. 31 Закона Саратовской области N 107-ЗСО недействительными считаются: в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющим паспорт гражданина. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в поддержку выдвижения Танцура А.В. кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый проверено 180 подписей избирателей (при достаточности 164 подписи). Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что подпись № 3 в подписном листе № 5 и подпись № 7 в подписном листе № 9 не имеют исправлений в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях. Также обоснованны доводы Танцура А.В. относительно незаконности признания недействительной подписи № 4 в листе № 17, поскольку данная подпись вычеркнута самим заявителем. Данные факты не оспариваются и представителями территориальной избирательной комиссии, которые в судебном заседании пояснили, что данные подписи указаны в оспариваемом решении ошибочно. Вместе с тем, суд соглашается с решением территориальной избирательной комиссии относительно недействительности подписей: № 6 на листе № 9, № 8 на листе № 9, № 8 на листе № 19, которые имеют явные признаки исправлений в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, что в силу п.п. «е» п.10 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО является безусловным основанием для признания их недействительными. Также суд соглашается с решением территориальной избирательной комиссии о недействительности подписей: №№ 1,2 на листе № 9, №№ 1,2,4,5,6,7,8,9 на листе № 12, №№ 1,2,3,5,6,7,8,9,10 на листе № 17, № 3 на листе № 19, поскольку в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях не указано наименование населенного пункта - п.Светлый, что в силу п.п. «в» п.10 ст.31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО также является безусловным основанием для признания их недействительными. Таким образом, при необходимости представить 164 подписи избирателей, заявителем представлено на проверку 180 подписей, недействительными обоснованно признаны 23 подписи, то есть более 10 % (14,02 % от 164), что в силу вышеуказанных норм закона является основанием к отказу в регистрации кандидата. Доводы Танцура А.В. о том, что указывать в адресе места жительства избирателей наименование населенного пункта - п.Светлый, необязательно, несостоятельны, поскольку согласно п. 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Доводы заявителя о том, что он не был извещен о проведении проверки представленных им подписей избирателей на 28.10.2011 года, 28.10.2011 года территориальной избирательной комиссией он был извещен о том, что его подписные листы будут проверяться 31.10.2011 года, а фактически они были проверены 29.10.2011 года, несостоятельны и опровергаются объяснениями представителей территориальной избирательной комиссии Нагиевой Н.В., Афонькина Е.Д., свидетеля ФИО4, которые являлись членами рабочей группы по проверке подписных листов, и в судебном заседании пояснили, что проверка представленных заявителем подписей избирателей проводилась 28.10.2011 года, о чем был составлен итоговый протокол проверки подписных листов от 28 октября 2011 года и ведомость проверки подписных листов от 28 октября 2011 года (л.д.10-12,13). Объяснения указанных лиц объективно подтверждаются телефонограммой, согласно которой 26.10.2011 года Танцура А.В. был извещен о том, что 28.10.2011 года рабочей группой территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый с 14.00 до 18.00 будет проводиться проверка подписных листов кандидатов на должность главы ГО ЗАТО Светлый (л.д.57). К объяснениям свидетеля ФИО8 о том, что 28.10.2011 года Танцура А.В. был извещен о том, что его подписные листы будут проверяться 31.10.2011 года, суд относится критически, поскольку они противоречат вышеуказанным материалам дела, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание при вынесении решения. Доводы заявителя о том, что подписные листы были сданы им в территориальную избирательную комиссию 21.10.2011 года, а не 24.10.2011 года несостоятельны и опровергаются актом о приеме документов для регистрации кандидата Танцура А.В. от 24.10.2011 года, в котором заявитель собственноручно расписался о передаче им в территориальную избирательную комиссию документов, в том числе подписных листов с подписями избирателей (л.д.35). Доводы Танцура А.В. о том, что в ведомости проверки подписных листов указано на 23 недостоверные подписи, тогда как в обжалуемом решении указано на 20 недостоверных подписей, а в итоговом протоколе проверки подписных листов на 30 подписей признанных недействительными, суд находит несостоятельными, поскольку обжалуемым решением подписи избирателей недостоверными не признавались, а были признаны недействительными 26 подписей избирателей. В судебном заседании установлено, что недействительными обоснованно признаны 23 подписи, что соответствует количеству подписей, указанных в ведомости проверки подписных листов. Указание в итоговом протоколе проверки подписных листов на большее количество признанных недействительными подписей, чем в обжалуемом решении, прав Танцура А.В. не нарушает и не является основанием к признанию решения территориальной избирательной комиссии незаконным. Также не является основанием к признанию обжалуемого решения незаконным то обстоятельство, что ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов не подписан одним из членов рабочей группы ФИО4 Доводы Танцура А.В. о необходимости привлечения к проверке подписных листов экспертов и специалистов суд считает необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что при проведении территориальной избирательной комиссией проверки подписей избирателей сомнений в их достоверности не возникало и обжалуемым решением подписи избирателей недостоверными, то есть выполненными от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, не признавались. Также несостоятельны доводы заявителя Танцура А.В. о том, что обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии не подписано. В судебное заседание был представлен подлинник обжалуемого решения, который подписан председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый (л.д.58-59). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности решения территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый Саратовской области от 2 ноября 2011 года № 01-07/65 «Об отказе в регистрации Танцура Андрея Васильевича кандидатом на должность Главы ГО ЗАТО Светлый», которым заявителю было отказано в регистрации кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый, и не усматривает оснований для удовлетворения заявления Танцура А.В. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Танцура Андрея Васильевича о признании незаконным Решения территориальной избирательной комиссии ГО ЗАТО Светлый от 2 ноября 2011 года № 01-07/65 «Об отказе в регистрации Танцура Андрея Васильевича кандидатом на должность главы ГО ЗАТО Светлый», оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 5 дней со дня принятия его судом путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области. Судья Е.Н. Ильина