о лишении права нотариальной деятельности



Гражданское дело № 2-495/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года                 р.п. Татищево Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Узинской С.М.,

при секретаре Юниной О.Ю.,

с участием представителей истца некоммерческой организации "Саратовская областная нотариальная палата" - в лице президента Саратовской областной нотариальной палаты Грушициной В.А., действующая на основании удостоверения , Ткаченко Л.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год, адвоката Молоковой В.М., действующей на основании удостоверения и ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика нотариуса нотариального округа: р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушарапова С.В., а также ее представителя Бусыгина В.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года,

а также представителя третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в лице заместителя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Журик Т.В., действующая на основании приказа -лс от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению некоммерческой организации «Саратовская областная нотариальная палата» к нотариусу нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушараповой Светлане Викторовне, третье лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, о лишении права нотариальной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

                

Истец некоммерческая организация «Саратовская областная нотариальная палата» в лице президента Саратовской областной нотариальной палаты Грушициной В.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к нотариусу нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушараповой С.В., в котором просит лишить нотариуса нотариального округа р.п.Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушарапову С.В. права нотариальной деятельности за нарушение ею требований статьи 6 Основ законодательства РФ о нотариате о запрещении нотариусу заниматься какой-либо иной деятельностью кроме нотариальной, научной и преподавательской. В обосновании своих требований истец указывает на то, что Мушарапова С.В. имеет лицензию на право нотариальной деятельности , выданную 27.06.1995 Управлением юстиции администрации Саратовской области. Приказом Управления юстиции администрации Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ она назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области и с 05.12.1995 по настоящее время является нотариусом данного нотариального округа и осуществляет нотариальную деятельность. Решением муниципального Собрания Татищевского муниципального района Саратовской области от 17.03.2011 Мушарапова С.В. избрана главой Татищевского муниципального района, о чем не поставила в известность некоммерческую организацию «Саратовская областная нотариальная палата» (далее - Палата). В связи с тем, что Палате стало известно о данном факте из публикации, был направлен запрос в Федеральную нотариальную палату о возможности совмещения должности нотариуса и должности главы муниципального района. Из ответа Федеральной нотариальной палаты от 04.04.2011 следует, что должность главы муниципального района (независимо от того, на постоянной или непостоянной основе она совершается) не относится к видам деятельности, которыми в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате может заниматься нотариус. По мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариусу, избранному главой муниципального района, необходимо сделать выбор между осуществлением нотариальной деятельности и деятельностью главы муниципального района. 19 мая 2011 года Палатой получено из Прокуратуры Саратовской области представление об устранении нарушений законодательства о нотариате № 86-10-2011 от 12.05.2011. В представлении сообщается, что нотариусом Мушараповой С.В. допускаются нарушения действующего законодательства при совмещении ею обязанностей главы Татищевского муниципального района с нотариальной деятельностью. Прокуратурой Саратовской области предложено Палате в связи с допущенными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации рассмотреть вопрос об ответственности Мушараповой С.В. В связи с вышеизложенным 25 мая 2011 года было проведено заседание Правления Палаты, на котором рассмотрено представление Прокуратуры Саратовской области о нарушении нотариусом Мушараповой С.В. действующего законодательства. Установлено, что Мушарапова С.В., являясь нотариусом нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области, с 17.03.2011 одновременно является главой Татищевского муниципального района Саратовской области, т.е. занимается двумя видами деятельности. Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и занимается деятельностью, предусмотренной законодательством в целях решения вопросов муниципального образования местного значения. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, муниципальное образование Татищевского муниципального района Саратовской области зарегистрировано в качестве юридического лица, в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени данного юридического лица в Выписке указана Мушарапова С.В. - глава Татищевского муниципального района. В соответствии со статьей 6 Основ законодательства РФ о нотариате установлены ограничения в деятельности нотариуса. Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской; оказывать посреднические услуги при заключении договоров. В связи с тем, что деятельность главы муниципального района независимо от того, на постоянной либо непостоянной основе она осуществляется, является иной деятельностью, заниматься которой нотариус не вправе. Правлением Палаты был признан факт нарушения нотариусом Мушараповой С.В. положений статьи 6 Основ законодательства РФ о нотариате. Нотариусу Мушараповой С.В. в срок до 15 июня 2011 года решить вопрос о выборе одной из занимаемой ею должностей: либо нотариуса, либо главы муниципального района. В случае непринятия Мушараповой С.В. такого решения обратиться в суд с ходатайством о лишении ее права нотариальной деятельности. Мушарапова С.В., воспользовавшись своим правом на обжалование решений органов Палаты, подала в Палату жалобу от 14.06.2011 на решение Правления некоммерческой организации «Саратовская областная нотариальная палата» от 25.05.2011, обращенную к Собранию членов Палаты, в которой указано о несогласии с решением Правления. Внеочередным общим собранием нотариусов - членов Палаты квалифицированным большинством голосов было принято решение о том, что решение Правления СОНП от 25 мая 2011 года в отношении нотариуса нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушараповой Светланы Викторовны о нарушении ею статьи 6 Основ законодательства РФ о нотариате является правомерным и не подлежит отмене.».

Представители истца некоммерческой организации "Саратовская областная нотариальная палата" - Грушицина В.А., Ткаченко Л.Е., адвокат Молокова В.М в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме, при этом дав аналогичные указанные в иске пояснения.

Ответчик нотариус нотариального округа: р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушарапова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала и при этом пояснила, что она является нотариусом нотариального округа: р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области более 15 лет, также она осуществляет полномочия главы Татищевского муниципального района Саратовской области на непостоянной основе, то есть не осуществляет по выборной должности в органе местного самоуправления трудовую функцию и не состоит ни с кем в трудовых отношениях, соответственно, не получает заработную плату и не имееет социальных гарантий. Нотариус имеет особый статус - он призван защищать права и интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. В связи с наделением нотариусов такими функциями статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлены ограничения, но не в конституционных правах, установленных статьей 32 Конституции Российской Федерации, а в деятельности нотариуса, в соответствии с которой нотариус не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. Названная норма закона не содержит прямого запрета на участие в выборных органах местного самоуправления. Установление ограничений обусловлено тем, что нотариус не должен быть лично заинтересован в получении прибыли в ущерб интересам обратившихся к нему лиц. В случае осуществления нотариусом предпринимательской или посреднической деятельности, он не может быть беспристрастным и независимым, а значит, не может осуществлять функции, возложенные на него государством по защите прав и интересов граждан и юридических лиц. Ограничения на осуществление нотариусами «иной» деятельности, установленные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, могут распространяться на конституционные права и свободы, в том числе на право быть избранным в органы местного самоуправления, только в той мере, в которой это может повлечь за собой нарушение основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Конституции. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, т.е. реализацию и защиту прав и законных интересов граждан. Таким образом, участие в выборных органах местного самоуправления (замещение выборных должностей в органе местного самоуправления) не является коммерческой деятельностью, не преследует цели извлечения прибыли, призвано обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, составляет основу конституционного строя и не может расцениваться как нарушение основ конституционного строя либо прав и законных интересов других лиц. Считает заявленные исковые требования незаконными и необоснованными.

Представитель ответчика Бусыгин В.Н. в судебном заседании также просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании своих доводов представил письменные отзывы на исковое заявление, которые определением суда приобщены к материалам дела. Согласно отзывам на исковое заявление считают, что заявленные требования незаконными и необоснованными, противоречащими положениям Конституции РФ нарушающими права и свободы Мушараповой С.В. как гражданина Российской Федерации. Требования Саратовской областной нотариальной палаты основаны только на положении статьи 6 Основ законодательства РФ о нотариате, без учета других норм действующего законодательства о нотариате, законодательства о выборах, законодательства о местном самоуправлении и положений Конституции РФ. В силу статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данное право закреплено Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации», в силу которого демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ). Исходя из смысла положений Конституции РФ следует, что положения основ законодательства Российской Федерации о нотариате могут применяться в части не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, ограничение на осуществление нотариусами «иной» деятельности, установленные Основами законодательства РФ о нотариате, не могут распространяться на конституционные права и свободы, в том числе на право быть избранным в органы местного самоуправления. Содержащийся в статье 6 Основ законодательства РФ о нотариате, запрет нотариусу заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, обусловлен тем, что нотариус не должен быть лично заинтересован в получении дохода от какой-либо деятельности, за исключением нотариальной, научной и преподавательской. При этом запрет заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью приводится в указанной норме во взаимной связи между собой, определяя что «никакая иная деятельность» - это деятельность приносящая доход или, другими словами, иная оплачиваемая деятельность. Иное толкование понятия «никакой иной деятельностью» означает категорический запрет на любую деятельность кроме нотариальной, научной и преподавательской. При таком толковании исключается возможность нотариуса быть членом общественной некоммерческой организации, членом политической партии, членом избирательной комиссии, входить в состав руководящих органов этих организаций и возглавлять их, заниматься творческой и финансовой деятельностью, заниматься депутатской деятельностью и деятельностью в общественной палате, быть выборным должностным лицом местного самоуправления. В частности, о возможности участия нотариусов занимающихся частной практикой в создании профессиональных союзов, общественных объединений и т.п. говорится в постановлении Конституционного суда РФ от 19.05.1998 № 15-П. Именно поэтому, Основы законодательства РФ о нотариате в других статьях содержат нормы, которые регламентируют права нотариуса и разрешают ему заниматься другой иной деятельностью. Так, согласно статье 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Статья 8 Основ регламентирует права нотариуса занимающегося частной практикой - право иметь контору, открывать расчетные и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со статьей 26 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус может быть избран членом правления нотариальной палаты. Устав Саратовской областной нотариальной палаты определяет право нотариуса войти в соответствующие комиссии и осуществлять деятельность в них. Нотариус также может быть избран президентом нотариальной палаты и осуществлять руководство палатой. В соответствии с пунктом 8.1. Устава СОНП президент нотариальной палаты может руководить финансовой деятельностью нотариальной палаты, являясь при этом действующим нотариусом, т.е. осуществлять иную деятельность, кроме нотариальной. Следовательно, статьей 6 Основ законодательства о нотариате Российской Федерации установлены ограничения в деятельности нотариуса, в соответствии с которыми нотариус не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью. В то же время Основы законодательства РФ о нотариате не содержат для нотариуса, занимающегося частной практикой, ограничений прямо связанных со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Ограничения, установленные статьей 6 Основ, непосредственно относятся к предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход. Деятельность Мушараповой С.В. в качестве главы Татищевского муниципального района осуществляется на непостоянной основе, является неоплачиваемой, ввиду чего на нее не могут распространяться ограничения, установленные статьей 6 Основ законодательства РФ о нотариате. Законодательство РФ не содержит запрета для депутатов, должностных лиц органа местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на непостоянной основе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе нотариальной. Распространение запрета на депутата или должностное лицо муниципального образования, осуществляющего полномочия без отрыва от основной деятельности, привело бы к нарушению конституционных прав этих лиц. Согласно статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия». Указанные нормы Федерального закона № 131-ФЗ однозначно разграничивают полномочия главы муниципального образования и главы местной администрации. Утверждение истца, о том, что глава муниципального района является распорядителем денежных средств местного бюджета не соответствует действительности и опровергается положениями Устава Татищевского муниципального района Саратовской области. Согласно статьи 22 Устава материально-техническое и организационное обеспечение деятельности муниципального собрания осуществляет администрация. Статья 38 Устава определяет полномочия главы администрации муниципального района, исключительно к компетенции которого относятся вопросы формирования и исполнения муниципального бюджета, распоряжения имуществом, закрепленным за администрацией (п.п. 11,12 пункта 1). От имени муниципального района глава администрации района приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности и выступает в суде без доверенности (п.п. 15 пункта 1). Мушарапова С.В. избрана главой Татищевского муниципального района представительным органом муниципального образования из состава депутатов. В силу закона исполняет полномочия председателя муниципального Собрания, осуществляет организацию деятельности представительного органа местного самоуправления Татищевского муниципального района Саратовской области. Мушарапова С.В. осуществляет полномочия главы Татищевского муниципального района Саратовской области на непостоянной основе (общественных началах), то есть не осуществляет в органе местного самоуправления трудовой деятельности и не состоит ни с кем в трудовых отношениях, соответственно не получает заработную плату и не имеет социальных гарантий. Кроме того, срок осуществления этих полномочий ограничен сроком избрания на данную должность. Конституция Российской Федерации в статье 37 закрепила право граждан на труд и вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы. Основным местом работы Мушараповой СВ. с декабря 1995 года по настоящее время является исполнение обязанностей нотариуса нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области. Вознаграждение по результатам нотариальной деятельности является единственным источником дохода Мушараповой С.В., никакой иной оплачиваемой деятельностью она не занимается. В случае лишения Мушараповой С.В. права нотариальной деятельности будет нарушено ее право на труд, вознаграждение, на защиту от безработицы. 08.04.2011 комиссией Саратовской областной нотариальной палаты была проведена проверка исполнения профессиональных обязанностей нотариусом Мушараповой С.В. По итогам проверки нарушений требований действующего законодательства при совершении нотариальных действий не установлено. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что осуществление Мушараповой С.В. полномочий главы Татищевского муниципального района Саратовской области не снижает уровень исполнения профессиональных обязанностей нотариуса. Занимаясь нотариальной деятельностью и являясь депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, Мушарапова СВ. нормы действующего законодательства РФ не нарушает, напротив ее деятельность направлена на реализацию и защиту прав и законных интересов граждан. Кроме того, в ряде регионов России на сегодняшний день существует практика совмещения нотариальной деятельности с депутатской и иной деятельностью, примерами которой могут служить: президент Тульской областной нотариальной палаты ФИО1 с 2006 года по настоящее время совмещает нотариальную деятельность и деятельность президента областной нотариальной палаты с депутатской деятельностью в Тульской областной Думе; ФИО2, избранный в 1994 году депутатом Псковского областного Собрания депутатов, в ноябре 1996 года был назначен нотариусом города Пскова, являясь действующим нотариусом повторно в 2002 году был избран депутатом Псковского областного Собрания; действующий нотариус города Москвы ФИО3 в 2008 году был избран депутатом муниципального собрания Внутригородского муниципального образования «Бабушкинское» СВАО г. Москвы; ФИО4 дважды в 2004 году и в 2010 году избиралась депутатом 21 городского округа Самары, занимает должности вице-спикера Самарской, городской думы, председателя комитета по местному самоуправлению, при этом с 1997 года по настоящее время работает нотариусом и другие. На основании изложенного, в соответствии с действующим законодательством РФ и исходя из имеющейся в РФ правоприменительной практики, участие нотариуса в выборных органах местного самоуправления на непостоянной основе (избрание депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления) допустимо, так как не является оплачиваемой, коммерческой деятельностью, не преследует цели извлечения прибыли, призвано обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, составляет основу конституционного строя и не может расцениваться как нарушение основ конституционного строя либо прав и законных интересов других лиц.

Также согласно дополнениям к отзыву на исковое заявление представителя ответчика Бусыгин В.Н. приобщенным определением суда к материалам дела в силу пункта 3 статьи 12 Основ законодательства РФ о нотариате - нотариус освобождается от полномочий на основании решения суда за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Характеристику нарушений в профессиональной деятельности, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий сформулированы в профессиональном Кодексе нотариусов Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно раздела VIII Кодекса, дисциплинарным проступком признается виновное ненадлежащее выполнение или невыполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей, а также нарушение этических норм поведения нотариуса и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Пункт 2 указанного раздела Кодекса относит к дисциплинарным проступкам «занятие предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской». Раздел IX Кодекса устанавливает меры профессионального воздействия, применяемые к нотариусам. Пункт 2 данного раздела Кодекса определяет случаи, при которых в отношении нотариуса может быть подано в суд ходатайство о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Такое ходатайство может быть подано в случае «неоднократного совершения дисциплинарных проступков, нарушения законодательства». Поводом для обращения в суд, явилось избрание Мушараповой С.В. главой Татищевского муниципального района, что, по мнению истца, подпадает по определение «занятие иной деятельностью». Таким образом, перед обращением в суд, уполномоченный орган нотариальной палаты был обязан установить факт совершения нотариусом Мушараповой С.В. дисциплинарного проступка и привлечь ее к дисциплинарной ответственности в соответствии с положениями Кодекса. Основы законодательства РФ о нотариате (ст. 12) и профессиональный Кодекс нотариусов РФ (раздел IX) устанавливают порядок обращения в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Такое ходатайство может быть подано в случае неоднократного совершения нотариусом дисциплинарных проступков и неоднократного нарушения законодательства. Нотариус Мушарапова С.В. к дисциплинарной ответственности не привлекалась, нарушений законодательства в профессиональной деятельности не допускала. Считает, что некоммерческая организация «Саратовская областная нотариальная палата» необоснованно обратилась в суд с настоящим иском к нотариусу Мушараповой С.В., поскольку не установлен факт совершения ею дисциплинарного проступка, предусмотренного профессиональным Кодексом нотариусов РФ.

Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Журик Т.В. в судебном заседании полагала, исковые требования подлежащим удовлетворению. Также в судебном заседании пояснила, что Устав Татищевского муниципального района не противоречит ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Названный закон формирует несколько моделей местного самоуправления возможно реализуемых на территории Российской Федерации. Выбор модели местного самоуправления осуществляется муниципальным образованием и закрепляется в Уставе муниципального образования: глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя; глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Именно третья модель реализуется в Татищевском районе Саратовской области. При реализации данной модели полномочия главы муниципального образования сводятся лишь к организации деятельности представительного органа, т.е. депутатов, не имеют исполнительно-распорядительного характера, так как все исполнительные полномочия принадлежат главе исполнительной власти в муниципальном образовании - главе местной администрации. Что касается деятельности нотариуса - Мушараповой С.В. и главы района - Мушараповой С.В. то лично она полагает, что действия нотариуса Мушараповой С.В. не противоречат действующему законодательству, а именно ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате. Министерство юстиции РФ знакомы с ее позицией. Но их позиция противоположна её, и она Журик Т.В.) не может не согласиться с позицией Министерства юстиции РФ. Полагает, что суд самостоятельно должен разобраться в сложившийся ситуации.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, допросив специалистов, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 2 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Как установлено в судебном заседании приказом Управления юстиции администрации Саратовской области от 04.12.1995 г. она назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области и с 05 декабря 1995 года по настоящее время является нотариусом данного нотариального округа и осуществляет нотариальную деятельность (л.д. 32).

В соответствии со ст. 3 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью вправе заниматься граждане России, получившие лицензию на указанную деятельность. Без лицензии вправе заниматься нотариальной деятельностью только должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, уполномоченные на совершение этих действий. Для получения лицензии нотариусом установлен особый порядок. Как сказано в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", действие данного Закона не распространяется на нотариальную деятельность.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. N 150 "Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" выдача лицензий на право нотариальной деятельности осуществляется территориальными органами Министерства юстиции РФ. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Лицензии нотариусам, которые были назначены на должность нотариусов до введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате, выдавались без сдачи экзамена и прохождения стажировки.

Мушарапова Светлана Викторовна имеет лицензию на право нотариальной деятельности , выданную 27.06.1995 Управлением юстиции администрации Саратовской области (л.д. 31).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона РФ № 67 от 12.06.2002 настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Статья 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление

В пункте 2 статьи 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом РФ № 67 от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 1) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Решением муниципального Собрания Татищевского муниципального района Саратовской области от 17.03.2011 года Мушарапова Светлана Викторовна избрана главой Татищевского муниципального района (л.д. 11).

По ходатайству стороны ответчика 06 декабря 2011 года в судебном заседании в качестве специалиста была допрошена ФИО13, которая суду пояснила, что она является доцентом кафедры административного и муниципального права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» с 24.10.1996. Также ею представлено заключение ГОУВПО "Саратовская государственная академия права" которое приобщено к материалам дела, из которого следует, что к термину «никакая иная деятельность», обозначенному в статье 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 должен применяться не грамматический способ толкования, в соответствии с которым данный термин исключал бы возможность для нотариуса заниматься в буквальном смысле никакой иной деятельностью (творческой, садоводческой, деятельностью в родительском комитете и т.п.), а логический и систематический способ толкования. Это предполагает исследование логической связи отдельных положений закона посредством уяснения содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данной норме, нормативном акте, институте, отрасли права. Из статьи 6 Основ законодательства РФ о нотариате следует, что нотариус однозначно не может заниматься предпринимательской, посреднической деятельностью, а из других оплачиваемых видов деятельности может осуществлять только научную и преподавательскую. С одной стороны, закон можно понимать как категорический запрет на любую деятельность, кроме нотариальной, научной, и преподавательской. Однако при таком толковании данной нормы исключается возможность нотариуса быть членом профсоюза, членом общественной некоммерческой организации, членом политической партии, членом религиозной организации, членом избирательной комиссии, входить в состав руководящих органов этих организаций и возглавлять их, быть депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления. С другой стороны, систематическое толкование статьи 6 Основ законодательства РФ о нотариате позволяет сделать вывод о том, что в ней содержится запрет на предпринимательскую, посредническую и другую оплачиваемую деятельность, за исключением научной и преподавательской, соответственно в ней отсутствует запрет на занятие другой неоплачиваемой деятельностью. Такое толкование позволяет нотариусу быть членом профсоюза, членом общественной некоммерческой организации, членом политической партии, членом религиозной организации, членом избирательной комиссии, входить в состав руководящих органов этих организаций и возглавлять их, быть депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления на общественных началах, непостоянной, неоплачиваемой основе. В частности, о возможности участия нотариусов занимающихся частной практикой в создании профессиональных союзов, общественных объединений и т.п. говорится и в постановлении Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П. В норме указанной статьи термины «предпринимательская» и «никакая иная деятельность» приводятся во взаимной связи между собой, логически определяя для понимания, что «никакая иная деятельность» - это «деятельность, приносящая доход» или «иная оплачиваемая деятельность». Эта точка зрения соотносится с положениями статьи 8 Основ законодательства РФ о нотариате, которая регламентирует права нотариуса занимающегося частной практикой и разрешает ему заниматься другой иной деятельностью. Указанной статьей нотариусу, занимающемуся частной практикой, разрешено иметь контору, открывать расчетные и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, например, в соответствии со статьей 1 Основ законодательства РФ о нотариате, должен быть членом нотариальной палаты, в свою очередь, следует заметить, что нотариальная палата в соответствии с 24 статьей Основ законодательства РФ о нотариате является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, следовательно, согласно нормам, рассматриваемого закона, нотариус должен быть членом некоммерческой организации и заниматься иной не нотариальной, не научной, не педагогической, но неоплачиваемой деятельностью, соответственно грамматическое толкование статьи 6 никак не может применяться. Кроме того, в соответствии со статьей 26 Основ законодательства РФ о нотариате он может быть избран членом правления нотариальной палаты. Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 4 установлены ограничения для выборных должностных лиц местного самоуправления, в этой же статье говорится о том, что иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом. Примерами законодательных актов содержащих такие ограничения могут служить: Федеральный закон №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в соответствии с законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ», прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами местного самоуправления; подобные ограничения содержатся также в законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», федеральных законах от 21.07.1997 №ФЗ-114 "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от 27.05.1998 № ФЗ-76 "О статусе военнослужащих», от 07.02.2011 ФЗ № 3 «О полиции» и других. В то же время в Основах законодательства РФ о нотариате для нотариуса, занимающегося частной практикой нет ограничений прямо связанных со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Глава муниципального образования, в силу закона являющийся высшим должностным лицом муниципального образования и входящий в структуру органов местного самоуправления, имеет правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления. Этим статусом в законодательстве определено правовое положение главы муниципального образования и совокупность норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой его мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочия, ограничения и гарантии его деятельности, а также его подотчетность, подконтрольность и ответственность. Определение термина «выборное должностное лицо местного самоуправления», правовые нормы, закрепляющие статус этого лица, содержатся в Федеральном законе от 06.10. 2003 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и конкретизируются в уставе муниципального образования, регламенте представительного органа местного самоуправления. Деятельность депутата и (или) выборного должностного лица, может осуществляться на постоянной или непостоянной основе. Для депутатов и (или) выборного должностного лица, осуществляющих свою деятельность на непостоянной основе возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий выборными лицами местного самоуправления, возможно лишь в случае, если это предусмотрено Уставом муниципального образования. При этом возмещаются только расходы, произведенные депутатом и (или) выборным должностным лицом, связанные с осуществлением своих полномочий, в соответствии с утвержденным Регламентом порядком. Статьей 23 Устава Татищевского муниципального района определено, что порядок организации деятельности муниципального Собрания определяется Регламентом муниципального Собрания в соответствии с настоящим Уставом. Статьей 9 Регламента муниципального Собрания Татищевского муниципального района определено, что депутату ежемесячно возмещаются расходы (компенсационные выплаты) связанные с осуществлением депутатских полномочий в размере, определяемом правовым актом муниципального Собрания. Депутату возмещаются командировочные расходы на срок командировки более одних суток, расходы на проезд к месту командировки и обратно, расходы по проживанию в гостинице или в нанимаемом жилом помещении, если эти расходы произведены в результате осуществления им своих полномочий. Статьей 10 Регламента муниципального Собрания Татищевского муниципального района определено, что материально - техническое и организационное обеспечение деятельности муниципального Собрания в соответствии с Уставом осуществляет администрация муниципального района в порядке, предусмотренном Положением о порядке материально-технического и самоуправления муниципального района, утверждаемым муниципальным Собранием. Необходимо также заметить, что практика совмещения нотариальной деятельности с депутатской существует в ряде регионов России (Тульская область, Псковская область, Краснодарский край, г. Москва). Кроме того, в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления предусмотрено две модели занятия этой должности: избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (ст. 2 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Данное положение в совокупности с другими положениями названного закона формирует несколько моделей местного самоуправления возможно реализуемых на территории Российской Федерации. Выбор модели местного самоуправления осуществляется муниципальным образованием и закрепляется в Уставе муниципального образования: глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрации; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя; глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Именно третья модель реализуется в Татищевском районе Саратовской области. При реализации данной модели полномочия главы муниципального образования сводятся лишь к организации деятельности представительного органа, т.е. депутатов, не имеют исполнительно-распорядительного характера, так как все исполнительные полномочия принадлежат главе исполнительной власти в муниципальном образовании - главе местной администрации. В силу Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. В соответствии со ст.ст. 26, 32 Устава Татищевского района Саратовской области все депутаты муниципального Собрания и глава муниципального Татищевского муниципального района осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На основании изложенного, следует вывод о том, что ст.6 Основ законодательства РФ о нотариате не ограничивает право нотариуса быть избранным депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, но он должен действовать на непостоянной основе и не получать доход от данной деятельности. Глава Татищевского муниципального района Саратовской области является депутатом муниципального Собрания, выборным должностным лицом местного самоуправления осуществляющим полномочия по организации деятельности представительного органа местного самоуправления, осуществляет свою деятельность на непостоянной основе, не получает дохода от этого вида деятельности и не обладает исполнительно-распорядительными полномочиями. Следовательно, деятельность в качестве главы муниципального района, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава, на непостоянной основе, может осуществляться нотариусом.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований некоммерческой организации «Саратовская областная нотариальная палата» к нотариусу нотариального округа р.п. Татищево и Татищевский район Саратовской области Мушараповой Светлане Викторовне, третье лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, о лишении права нотариальной деятельности, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 20 декабря 2011 года, в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд Саратовской области.

Председательствующий                                                              С.М. Узинская