о признании права собственности на наследственное имущество



Гражданское дело № 2-23/2012

                                                                     РЕШЕНИЕ                                      Именем Российской Федерации

24 января 2012 года                                                 р.п. Татищево Саратовской области                                                                                                  

        Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Онищук Т.С.,

при секретаре Алексеенко Т.Н.,

представителя истцов Артюхиной О.В. и Карповой Н.Г. - Ивлиева Е.А., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артюхиной Ольги Васильевны, Карповой Нины Герасимовны к администрации Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Саратовской области о признании права собственности на наследственное имущество,

                                                        УСТАНОВИЛ:

Истцы Артюхина О.В. и Карпова Н.Г. обратились в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на наследственное имущество.

В обоснование заявленного указали, что 28 мая 2011 года умер ФИО1, проживавший по день смерти по адресу: <адрес>. Артюхина О.В. - дочь наследодателя обратилась к нотариусу нотариального округа: р.п.Татищево и Татищевский район Саратовской области с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону, а Карпова Н.Г. - жена наследодателя от наследства по закону отказалась, однако обратилась с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на совместно нажитое в период брака имущество, после умершего ФИО1. Артюхиной О.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Карповой Н.Г. - свидетельство на 1/2 долю земельного участка по вышеназванному адресу в праве общей долевой собственности. Также в состав наследуемого имущества и общего имущества супругов входит жилой дом с хозяйственными, бытовыми строениями, сооружениями по адресу: <адрес>. Однако в выдаче свидетельств на спорный жилой дом нотариусом отказано, ввиду отсутствия бесспорных доказательств, подтверждающих состав и местонахождение наследственного имущества.Утверждают, что вышеназванный жилой дом принадлежал умершему ФИО1. В связи с чем, просят признать за Артюхиной О.В. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после ФИО1, умершего 28 мая 2011 года; признать за Карповой Н.Г. право собственности на 1/2 долю в праве общем совместном имуществе супругов на жилой дом по адресу: <адрес>.

В качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Новикова З.В., Карпов Ю.В.

          Истцы Артюхина О.В. и Карпова Н.Г. в судебное в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

          Представитель истцов Артюхиной О.В. и Карповой Н.Г. по доверенностям Ивлиев Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Ответчик администрация Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Саратовской области в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица Новикова З.В.и Карпов Ю.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражаю об удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя истцов, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства:

          В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу статьи 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество возникает на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

                              На основании статьи 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов, а также приобретенные вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретенолибо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

          Таким образом, Семейный кодекс РФ признает общие права и обязанности на имущество только лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

                  Судом установлено, что ФИО1 и Карпова (до брака-Панферова) Н.Г. с 22 ноября 1962 года состояли в зарегистрированном браке, что подтверждено свидетельством о заключении брака(л.д.15). В период брака, 28 января 1994 года товарищество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» продало, а ФИО1, проживающий в селе <адрес> по адресу: <адрес>, купил квартиру по адресу: <адрес> (л.д.10).

                28 мая 2011 года ФИО1 умер, что подтверждено свидетельством о смерти (л.д.29).

       Таким образом, суд приходит к выводу, что совместной собственностью супругов ФИО1 и Карповой Н.Г. является вышеназванный жилой дом.

                Согласно ст.ст. 38, 39 Семейного Кодекса Российской Федерации, при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами; раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов.

        Поскольку спорный жилой дом приобретен Карповыми в период брака, суд считает правомерно признать доли в спорном имуществе, в силу вышеназванной нормы закона, равными, то есть по 1/2 за каждым.

        В силу ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.

        Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.

        В силу статьи 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

        Наследниками по закону, принявшими наследство в установленный законом срок, являются дочь наследодателя Артюхина О.В., супруга - Карпова Н.Г., дочь-Новикова З.В., сын Карпов Ю.В.. Супруга Карпова Н.Г., сын Карпов Ю.В. и дочь Новикова З.В. от причитающейся им доли наследства отказались в пользу дочери наследодателя Артюхиной О.В. (л.д.30-33,36).

Артюхина О.В. обратилась к нотариусу нотариального округа: р.п.Татищево и Татищевский район с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего 28 мая 2011 года ФИО1 (л.д.). Карпова Н.Г. - супруга умершего ФИО1 обратилась к нотариусу нотариального округа: р.п.Татищево и Татищевский район с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на 1/2 долю в общем совместном имуществе, приобретенном в период брака с ФИО1 (л.д.).

Нотариусом нотариального округа: р.п.Татищево и Татищевский район Артюхиной О.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок общей площадью 1968 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и свидетельство о праве на наследство по закону на 1\2 долю в праве собственности на денежный вклад в Дополнительном офисе № 4013/041 Аткарского отделения № 4013 Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в Татищевском районе Саратовской области, по счету , с причитающимися процентами (л.д.8).

Карповой Н.Г. нотариусом нотариального округа: р.п.Татищево и Татищевский район выданы свидетельства о праве собственности в общем совместном имуществе супругов на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок общей площадью 1968 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и на 1\2 долю в праве собственности на денежный вклад в Дополнительном офисе Аткарского отделения Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в Татищевском районе Саратовской области, по счету , с причитающимися процентами (л.д.9).

          В заявлениях о выдаче свидетельств о праве на наследство и о праве собственности истцами указан также жилой дом с хозяйственными, бытовыми строениями, сооружениями по адресу: <адрес>.

Нотариусом нотариального округа: р.п.Татищево и Татищевский район Саратовской области Артюхиной О.В. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и Карповой Н.Г. в выдаче свидетельства о праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес> умершего 28 мая 2011 года ФИО1 отказано, в связи с тем, что документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства из-за отсутствия бесспорных доказательств, подтверждающих состав и местонахождение наследственного имущества (л.д.7).

Из договора купли-продажи от 28 января 1994 года следует, что ФИО1 купил квартиру по адресу: <адрес> (л.д.10).

           Между тем, согласно выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, выданной Татищевским филиалом ГУП «<данные изъяты>» 15 ноября 2011 года, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом по вышеуказанному адресу, к тому же в примечании указано, что строения(ограждения,баня,2 навеса, 3сарая,уборная,не имеет правовой основы.Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 56,3 кв.м, в том числе жилой площадью 27,8 кв.м, состоит из коридора (литер А) общей площадью 4 кв.м, жилой комнаты (литер А) общей площадью 6,5 кв.м, кухни (литер А) общей площадью 8,3 кв.м, жилой комнаты (литер А) общей площадью 13,7 кв.м, жилой комнаты (литер А) общей площадью 7,6 кв.м, веранды (литер а1-), площадью помещения вспомогательного использования 3,6 кв.м, холодного коридора (литер а-) общей площадью 8,7 кв.м, кладовой (литер а-) общей площадью 7,5 кв.м (л.д.14).

          Согласно справки государственной противопожарной службы отделение надзорной деятельности по Татищевскому району от 11 января 2012 года, экспертного заключения от 18.01.2012 года филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», технического заключения Татищевского филиала ГУП «<данные изъяты>» жилой дом с вышеуказанными хозяйственными постройками и сооружениями ответчает действующим нормативно-техническим документам в области пожарной безопасности в РФ, соответствует СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»,не имеют опасности внезапного обрушения и не создают угрозу для жизни и здоровья людей, соответственно(л.д.72-90).

При разбирательстве дела установлено, что ФИО1 право собственности на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке, установленном Федеральным Законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрировал.

           В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

           В силу части 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

           В трактовании п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее-государственный регистратор), после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее-ЕГРП),правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

         Истцами предоставлен документ, свидетельствующий о приобретении спорного жилого строения Карповым.

         При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что наследником по закону после умершего 28 мая 2011 года ФИО1, принявшим наследство в установленный срок, является Артюхина О.В. Супруга умершего -Карповой Н.Г. от наследства отказалась, однако ею подано заявление о выдаче свидетельства о праве собственности на совместно нажитое в период брака имущество. Следовательно, к Артюхиной О.В. перешло право собственности в порядке наследования на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, Карповой Н.Г. перешло право собственности на 1/2 долю в праве общего совместного имущества супругов на жилой дом по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

          Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем признания права.

          При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что исковые требования Артюхиной Ольги Васильевны, Карповой Нины Герасимовны к администрации Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Саратовской области о признании права собственности на наследственное имущество, подлежат удовлетворению.

          На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

         Исковые требования Артюхиной Ольги Васильевны, Карповой Нины Герасимовны к администрации Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Саратовской области о признании права собственности на наследственное имущество, удовлетворить.

        Признать право собственности за Карповой Ниной Герасимовной на 1/2 долю в праве общего совместного имущества супругов на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> <адрес>.

        Признать право собственности за Артюхиной Ольгой Васильевной на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: Саратовская область Татищевский районный суд с.Мизино-Лапшиновка ул.Рабочая д.32 в порядке наследования после ФИО1, умершего 28 мая 2011 года.

       Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через районный суд в течение месяца.

       Председательствующий:                                                                          Т.С.Онищук                    

-32300: transport error - HTTP status code was not 200