Гражданское дело 2-26/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 января 2012 года р.п.Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе: Председательствующего судьи Онищук Т.С., при секретаре Гурко О.В., с участием заместителя прокурора Татищевского района Яковенко Р.А., старшего помощника прокурора Татищевского района Требунской Н.Г., а также истца Лунева А.П., представителя истца Лунева А.П.- Шихановой Т.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, ответчиков Территориальная избирательная комиссия городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в лице представителей Афонькина Е.Д., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ; Никитиной И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица Колесникова С.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Лунева Александра Петровича к Территориальной избирательной комиссии городского округа закрытого административно- территориального образования Светлый Саратовской области о признании результатов выборов главы городского округа закрытого административно- территориального образования Светлый Саратовской области, недействительными, УСТАНОВИЛ: Лунев А.П.. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии городского округа закрытого административно- территориального образования Светлый Саратовской области (далее по тексту -ГО ЗАТО Светлый). В обоснование заявленных требований указал, что 18 декабря 2011 года на территории городского округа закрытого административно- территориального образования Светлый Саратовской области проводилось повторное голосование по выборам Главы городского округа. В соответствии с протоколом территориальной избирательной комиссии ЗАТО Светлый (с полномочиями окружной) о результатах выборов по единому избирательному округу кандидат Колесников С.В. набрал 2066 голосов избирателей, кандидат Лунев А.П. набрал 1708 голосов избирателей. Таким образом, кандидат Колесников С.В. признан избранным главой ГО ЗАТО Светлый Саратовской области по единому избирательному округу ЗАТО Светлый, так как получил по отношению к кандидату Луневу А.П. на 358 голосов избирателей больше. На основании данных системы ГАС «Выборы» зарегистрированных избирателей по состоянию на 03 декабря 2011 года составляло 7620 человек, тогда как на основании Протокола территориальной избирательной комиссии о результатах выборов количество избирателей зарегистрированных на 19 декабря 2011 года составило 8211 человек. То есть, число избирателей городского округа ЗАТО Светлый за 16 дней увеличилось на 591 человек. Согласно Постановления Правительства РФ от 26 июня 1998 года № 655 «Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно- территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны российской Федерации», а также принятыми на основании названного постановления Инструкции «По установлению пропускного режима в контролируемой зоне ЗАТО Светлый»,утвержденной главой администрации ЗАТО Светлый, командиром войсковой части №, начальником Отдела ФСБ РФ восковая №,начальником ОВД ЗАТО Светлый, Решения муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Саратовской области № от 28 февраля 2007 года «Об утверждении положения о порядке оформления разрешения на въезд и(или)выезд на территории ГО ЗАТО Светлый в целях обеспечения особого режима»,для постоянной и временной регистрации граждан на территории ГО ЗАТО Светлый необходимо согласование с командиром войсковой части №,главой администрацией ГО ЗАТО Светлый, начальником отдела ФСБ РФ. Утверждает, что он, как действующий на тот период глава ГО ЗАТО Светлый, не согласовывал в период с 01 декабря по 19 декабря 2011 года регистрацию по месту жительства или пребывания граждан в количестве 591 человека. Полагает, что данное количество граждан незаконно были внесены в списки избирателей, что явилось нарушением его избирательных прав и такие действия не позволяют выявить действительную волю участников голосования. Просит суд отменить решение территориальной избирательной комиссии ЗАТО Светлый (с полномочиями окружной) о результатах выборов по единому избирательному округу от 18 декабря 2011 года о повторном голосовании по выборам Главы ГО ЗАТО Светлый, признать результаты выборов главы ГО ЗАТО Светлый, недействительными. В качестве заинтересованного лица по делу привлечен Колесников С.В. В судебном заседании истец Лунев А.П. исковые требования уточнил и просил признать результаты выборов главы ГО ЗАТО Светлый от 04 декабря 2011 года и от 18 декабря 2011 года, недействительными. При этом пояснил, что 04 декабря 2011 года в ГО ЗАТО Светлый проводились выборы главы администрации ГО ЗАТО Светлый, по результатам которых из четырех зарегистрированных кандидатов два кандидата набрали наибольшее число голосов, он-1855 и Колесников-1527. В связи с данным обстоятельством были назначены на 18 декабря 2011 года повторные выборы, по результатам которых кандидат Колесников С.В. признан избранным главой ГОЗАТО Светлый Саратовской области по единому избирательному округу ЗАТО Светлый. Считает результаты выборов от 4 и 18 декабря, недействительными, так как число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, указанных в сводных ведомостях, не соответствует числу избирателей, содержащихся в списках избирателей, а также в ГАС «Выборы». Ответчик Территориальная избирательная комиссия городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в лице представителя Афонькина Е.Д. исковые требования не признал, при этом пояснил, что избирательная комиссия является органом организационным и проводящим выборы. Ко всем кандидатам применяется закон в равной степени. Избирательная комиссия обеспечивает права граждан, организует, создает условия для всех. Поэтому присутствовали представители от всех кандидатов, органы правопорядка и другие лица. В ГО ЗАТО Светлый четыре избирательных участка. Выборы от 04 и от 18 декабря 2011 года на четырех участках проходили без нарушений, в строгом соблюдении с законом. Избирательные бюллетени выдавались гражданам, включенным в список избирателей, по паспортам. С 8 утра до 8 вечера не было зафиксировано ни одной жалобы, ни одного заявления, в том числе и от представителя Лунева, от которого никаких замечаний не поступало. Более того, утверждает, что в основу иска о признания выборов недействительными истцом положены нормативные документы, связанные с пропускным режимом в ГО ЗАТО Светлый, а не с основными гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Считает, что иск составлен на предположительных данных о незаконности регистрации по месту жительства и пребывания граждан в количестве 591 человека, в последующем 684 человека и т.д. Истец необоснованно сравнивает количество избирателей в списках избирателей с данными указанными в ГАС «Выборы». Вместе с тем, каких-либо доказательств, в подтверждение своих требований, не представляет. Кроме того, регистрация(учет) избирателей, участников выборов, проживающих на территории ГО ЗАТО Светлый, осуществлялась главой ГО ЗАТО Светлый (Луневым А.П.), а потому о количестве избирателей на территории ГО ЗАТО Светлый известно было последнему. Полагает, что так как, проведенные 04 декабря 2011 года выборы устраивали Лунева А.П., он их не оспаривал ранее. После получения на повторных выборах 18 декабря 2011 года наибольшего количества голосов кандидатом Колесниковым С.В., послужило основанием для обращения истца в суд. Просил в иске отказать. Ответчик Территориальная избирательная комиссия городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в лице представителя Никитиной И.А. исковые требования не признал, суду показал, что утверждения истца о том, что количество избирателей по списку избирателей должно соответствовать сводной таблице результатов выборов, является ошибочным, так как в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, проживающие и пребывающие на территории ГО ЗАТО Светлый, тогда как сводная таблица результатов выборов отражает фактическое число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования. Рост количества избирателей можно объяснить тем, что данные об избирателях собираются продолжительное время, и за это время может измениться количество населения. Кроме того, на территории ЗАТО Светлый имеются места временно пребывания граждан, в том числе и воинские части. В итогах голосования отражено свободное волеизъявление граждан. Заинтересованное лицо Колесников С.В. полагал требования Лунева А.П. не подлежащими удовлетворению, так как выборы обеспечили свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений Выслушав стороны, свидетеля, старшего помощника прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства: В трактовании п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.). В соответствии со статьей 3 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Принцип проведения свободных выборов требует, если в ходе выборов допущены существенные отступления от порядка, установленного законом, последствия которого так серьезны, что эти выборы невозможно признать свободными, отражающими действительное волеизъявление избирателей, государство обязано создать для граждан надлежащие условия для обжалования результатов выборов на предмет признания их недействительными. Согласно статье 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании(п.1). Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, 6 сентября 2011 года были назначены выборы депутатов Муниципального собрания и главы городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области на 4 декабря 2011 года (л.д.109). Решение Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый № от 06.09.2011 года опубликовано в газете «Светлые вести» от 09.09.2011 года № (535) (л.д.110). Протоколами участковых избирательных комиссий от 4 декабря 2011 года об итогах голосования по единому избирательному округу, сводной таблицей ТИК ЗАТО Светлый(с полномочиями окружной) о результатах выборов по единому избирательному округу от 04 декабря 2011 года подведены итоги голосования, согласно которым за кандидата ФИО11- отданы голоса 787 избирателей, за кандидата ФИО12-774 избирателя, за кандидата Лунева А.П.- отданы голоса 1855 избирателей, за кандидата Колесникова С.В.-1527 избирателей(л.д.100-107,69). Согласно статьи 65 Закона Саратовской области № 107- ЗСО от 21 октября 2005 года «О выборах в органы местно самоуправления Саратовской области», в случае, если на выборах главы муниципального образования в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, избирательная комиссия муниципального образования назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей(п.1). 06 декабря 2011 года решением № территориальной избирательной комиссии ЗАТО Светлый назначено на 18 декабря 2011 года повторное голосование по двум кандидатам на должность Главы ГО ЗАТО Светлый: Луневу А.П. и Колесникову С.В., получившим наибольшее количество голосов избирателей (л.д.57). Данное решение опубликовано в газете «Светлые вести» от 09 декабря 2011 года №(548) (л.д.111). 18 декабря 2011 года состоялись повторные выборы главы городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области. В соответствии с п.4 статьи 65 Закона Саратовской области № 107- ЗСО от 21 октября 2005 года «О выборах в органы местно самоуправления Саратовской области»,по итогам повторного голосования избранным на должность главы муниципального образования считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим зарегистрированным кандидатом. Протоколами участковых избирательных комиссии от 18 декабря 2011 года об итогах голосования по единому избирательному округу, сводной таблицей ТИК ЗАТО Светлый(с полномочиями окружной) от 18 декабря 2011 года о результатах выборов по единому избирательному округу подведены итоги голосования, согласно которым за кандидата Лунева А.П.- отданы голоса 1708 избирателей, за кандидата Колесникова С.В.-2066 избирателей(л.д.59-66,68). Решением ТИК ЗАТО Светлый Саратовской области от 19 декабря 2011 года № утверждены итоги повторного голосования по выборам главы ГО ЗАТО Светлый 18 декабря 2011 года. Зарегистрированный кандидат Колесников С.В., который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, признан избранным главой ГО ЗАТО Светлый Саратовской области по единому избирательному округу ЗАТО Светлый(л.д.58). Указанное решение опубликовано в газете «Светлые вести» от 23 декабря 2011 года №(550) (л.д.112). В соответствии с п.1 ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссии, наделенная этим правом законом. Голосование в ГО ЗАТО Светлый проводилось на четырех избирательных участках, объединенных одной территориальной избирательной комиссией. Вывод об избрании Колесникова С.В. -главой городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области сделан территориальной избирательной комиссией ЗАТО Светлый на основании протоколов об итогах голосования, поступивших из четырех участковых избирательных комиссий. В качестве оснований для признания недействительными результатов выборов главы городского округа ЗАТО Светлый от 04 декабря 2011 года и от 18 декабря 2011 года Лунев А.П. в своем заявлении указал следующие, на его взгляд, имевшие место нарушения: увеличение числа избирателей в списках избирателей по отношению к данным о количестве избирателей по системе ГАС «Выборы» ( 755 человек); расхождение в количестве избирателей между, указанными в списках избирателей и в протоколах участковых комиссий, сводных ведомостях от 4 и 18 декабря 2011 года; незаконность регистрации и пребывания в ГО ЗАТО Светлый 684 либо 755 избирателей, по причине отсутствия согласования на регистрацию и пребывание данных граждан с главой ГО ЗАТО Светлый. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на органы и лиц, принявших оспариваемые решения. В судебном заседании территориальной избирательной комиссией ЗАТО Светлый были представлены доказательства, которые в полной мере отвергли наличие указанных в заявлении Лунева А.П. нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. В ходе судебного разбирательства сторонами проведена сверка данных по всем четырем избирательным участкам, в ходе которой, анализировались подлинные протоколы участковых избирательных комиссий по результатам голосования от 04 и от 18 декабря 2011 года, сводная таблица по четырем избирательным участкам от 4 и 18 декабря 2011 года и копии протоколов участковых избирательных комиссий от 04 и 18 декабря 2011 года, представленных заявителем. Из сверенных четырех протоколов от 4 декабря 2011 года и четырех протоколов от 18 декабря 2011 года видно, что расхождений в числовых данных, содержащихся в оригиналах протоколов комиссий четырех избирательных участков и в итоговых сводных таблицах избирательных комиссий, не обнаружено. Так, в ходе проверки протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования от 04 декабря 2011 года число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования значится :по избирательным участкам: № избирателей, №, №; № избирателей (л.д.100-107). При сопоставлении количества избирателей, указанных в названных протоколах участковых избирательных комиссий и количества избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и указанных в сводной таблице ТИК ЗАТО Светлый от 04 декабря 2011 года, было установлено, что количество избирателей, указанных в протоколах соответствует количеству избирателей, указанных в сводной ведомости (л.д.69). Общее число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, как по протоколам участковых избирательных комиссий об итогах голосования, так и по сводной таблице ТИК ЗАТО Светлый от 04 декабря 2011 года, составляет 8148. Согласно протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования от 18 декабря 2011 года число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования значится :по избирательным участкам: № избирателей, №, №; № избирателей (л.д.59-66). Аналогичное число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, указано в сводной таблице ТИК ЗАТО Светлый от 18 декабря 2011 года (л.д.68). Общее число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, как по протоколам участковых избирательных комиссий об итогах голосования, так и по сводной таблице ТИК ЗАТО Светлый от 18 декабря 2011 года, составляет 8211. Таким образом, в ходе судебного заседания не выявлены ошибки, несоответствий в протоколах об итогах голосования и сводных таблицах об итогах голосования от 04 и 18 декабря 2011 года. У суда не возникает сомнений в правильности составления протоколов и сводных таблиц. Доводы Лунева А.П. о том, что сведения о количестве избирателей, указанные в списках избирателей должны соответствовать количеству избирателей, указанных в сводной таблице ТИК ЗАТО Светлый, суд считает несостоятельными, так как по смыслу пункта 2 статьи 17 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в списки избирателей на избирательных участках включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения избирателя в списки является факт нахождения его места жительства на территории этого участка или факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет глава муниципального образования или командир воинской части об избирателях-военнослужащих. Следовательно, учитывая, что списки избирателей составляются в течение достаточно длительного периода времени, изменение числа избирателей является объективным фактом. Между тем, в сводной таблице ТИК отражено число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, по факту. Утверждения истца Лунева А.П. об увеличении количества избирателей, внесенных в списки избирателей по сравнению с данными о количестве зарегистрированных избирателей по данным системы ГАС «Выборы», не заслуживают внимания, так как согласно Федеральному Закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(далее по тексту- Закон), данные, полученные через ГАС «Выборы» являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией. Наконец, увеличение числа избирателей само по себе не может служить обстоятельством, влекущим отмену выборов, при этом, что истец не представил каких-либо сведений о необоснованном увеличении количества избирателей и искажении данных. Жалоб и заявлений по поводу списков в ходе выборов в избирательной комиссии и в суд не поступало. В судебном заседании не представлено доказательств того, что существует причинно-следственная связь между неточностью при составлении списков избирателей либо работой участковой избирательной комиссии над уточнением списка избирателей и волеизъявлением конкретного избирателя. Суд не находит обоснованными доводы Лунева А.П., что значительное число избирателей (591 избиратель; после уточнения требований 684 избирателя, далее 755) имели незаконную регистрацию по месту жительства и пребывания в ГО ЗАТО Светлый по следующим основаниям. В силу статьи 16 названного выше Закона, регистрация(учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой администрации муниципального округа. Основанием для регистрации(учета) является факт нахождения места жительства избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства(п.2). Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части(п.3). Согласно статьи 17 Закона, сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части(п.6). Как усматривается из сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории ЗАТО Светлый, по состоянию на 01 июля 2011 года число избирателей составляет 11130человек. Сведения подписаны главой ГО ЗАТО Светлый Луневым А.П.(л.д.39).Следовательно, истец, был осведомлен о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории ЗАТО Светлый. В соответствии со статьей 17 названного выше Закона, основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Представитель территориальной избирательной комиссии Афонькин Е.Д. в судебном заседании показал, что является членом территориальной избирательной комиссии. Бюллетени выдавались избирателям, включенным в список избирателей по предъявлению паспорта, проверялось соответствие регистрации по месту жительства или пребывания, указанное в паспорте и в списке избирателей. Выборы проходили в соответствии с законом, от обоих кандидатов присутствовали наблюдатели. Не было зафиксировано ни одной жалобы, ни одного заявления, в том числе и от представителя Лунева А.П. На избирательных участках не было фактов нарушения избирательного законодательства. Свидетель ФИО14, допрошенный в судебном заседании показал, что является старшим оперуполномоченным отдела ФСБ. Регистрация по месту жительства и месту пребывания граждан в ГО ЗАТО Светлый носит особый режим. Требуется согласование на регистрацию по месту жительства и месту пребывания граждан, в том числе и органов ФСБ РФ. УФМС регистрацию граждан по месту жительства либо пребывания на территории ЗАТО Светлый без согласования с надлежащими органами не осуществит. За период подготовки к выборам и проведения выборов согласований такому значительному количеству граждан, как указал истец, ФСБ не выдавалось. Наибольшее количество согласований в год составляет 300 человек. Со стороны ФСБ при проведении выборов 4 и 18 декабря 2011 года нарушений не выявлено. Выборы прошли спокойно. В ходе слушания дела судом была исследована избирательная документация: списки избирателей с избирательных участков № №. В графе «адрес места жительства» у каждого избирателя указан конкретный адрес, имевший место на территории ЗАТО Светлый. Судом не установлено каких-либо отклонений исследованных списков избирателей от требований, которые указаны в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом следует учитывать, что не было ни одного заявления, акта, жалобы, вызванных сомнениями в подлинности места жительства или пребывания избирателей во время выборов 4 и 18 декабря 2011 года. Так, в ходе судебного заседания не установлено ни одного зафиксированного надлежащим образом случая незаконной регистрации избирателей. Кроме того, утверждая о незаконности регистрации по месту жительства и месту пребывания 684, в последующем 755 избирателей, истец по данным фактам не указал конкретное количество избирателей незаконно зарегистрированных на территории ЗАТО Светлый, не указал конкретно их фамилии, имена, отчества, адреса места жительства или пребывания, результаты какой-либо проверки и т.д. Таким образом, данные доводы истца являются несостоятельными, так как носят предположительный характер, тогда как доказывание может строиться на совокупности достаточно надежных, четких, последовательных, не опровергнутых фактических презумпций. Истец не привел конкретных данных о фактических обстоятельствах, лежащих в основе его выводов, если таковы в действительности имели место. Напротив, анализ вышеназванных норм Закона свидетельствует о том, что сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, таковым на момент проведения выборов являлся истец. И более того, лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений. Заявленное в судебном заседании требование истца о запросе в УФМС сведений о дате регистрации по месту жительства либо пребывания в отношении предполагаемых истцом 137 избирателей были отклонены, поскольку гражданское процессуальное законодательство возлагает на заявителя обязанность обосновывать и в достаточной степени мотивировать причины, заявленного ходатайства. Вместе с тем ходатайство истца основано лишь на предположениях, каких-либо конкретных обстоятельств не указано, следовательно, имелись основания для отклонения запроса истца при его немотивированности и в отсутствие достаточных оснований. Не может быть принят довод истца о том, что в ходе предвыборной кампании в отношении него распространялись не соответствующие действительности, порочащие его честь и достоинство сведения, так как из представленного истцом заявления усматривается, что последний обращался с требованиями о проведении проверок по данным фактам в прокуратуру района. Ему рекомендовано на обращение в суд. В ТИК ГО ЗАТО Светлый, а также в суд истец с жалобой не обращался. Как указано выше, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ по делам, возникающим из публичных взаимоотношений, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на органы и лиц, принявших оспариваемые решения. Однако данное положение закона не освобождает заявителя от необходимости предоставления в суд сведений, подтверждающих факт допущенных нарушений. В судебном заседании были проверены все доводы заявителя по поводу допущенных, по его мнению, нарушений, но ни один из доводов не нашел своего подтверждения. То обстоятельство, что в ходе повторного голосования за Лунева А.П. отдано 1708 голоса, а за Колесникова А.П. - 2066 голоса, было также указано в заявлении Лунева А.П. как одно из оснований, по которым он подвергал сомнению результаты выборов. В данной части суд не находит возможным давать правовую оценку и высказывать какое-либо суждение, поскольку данный вопрос не относится к вопросу права, а является следствием той или иной агитационной работы, которая проводится каждым кандидатом и в соответствии с результатами которой каждый избиратель решает, за кого ему отдать свой голос. Согласно ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются установленные судом обстоятельства: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Также в также в силу п. 3 указанной статьи решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в субъекте Российской Федерации в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Согласно положениям статьи 73 Закона Саратовской области № 107- ЗСО от 21 октября 2005 года «О выборах в органы местно самоуправления саратовской области», решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов могут быть отменены судом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом (п.4). Пункт 6 данной статьи указывает на возможность отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов только в том случае, когда допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Оценив совокупность доказательств, исследованных по настоящему делу, суд находит, что доводы, указанные Луневым А.П. в качестве основания для оспаривания результатов выборов, не нашли своего подтверждения и в ходе слушания дела не установлено нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей. Указанные в ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов не могут быть применены по настоящему спору. Учитывая, что требования Лунева А.П. были основаны на том, что в период избирательной кампании и в день голосования имели место массовые нарушения избирательных прав граждан и избирательного законодательства РФ, суд не ставил перед собой целью проверить весь избирательный процесс, прошедший в ГО ЗАТО Светлый, и установить те или иные формальные нарушения, которые не могли повлиять на подведение итогов. При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция РФ (ч. 2 ст. 32) гарантирует гражданам РФ право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Само по себе нарушение отдельных избирательных процедур избирательными комиссиями, если это не повлекло серьезных неустранимых нарушений избирательных прав граждан, не может рассматриваться как достаточный повод для отмены результатов волеизъявления избирателей. Суд приходит к выводу, что выборы главы ГО ЗАТО Светлый, стали выражением свободного волеизъявления граждан, в результате которого большее количество голосов получил кандидат на должность главы ГО ЗАТО Светлый ФИО19 С.В. Конституционный суд РФ в Постановлении от 11 июня 2002 года № 10-П указал, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению воли избирателей в итогах голосования. В ходе разбирательства дела ни из сведений, представленных заявителем, ни из других доказательств, исследованных в судебном заседании, судом не было установлено фактов принуждения избирателей к участию или неучастию в выборах, жалоб от избирателей о нарушении принципов свободы и добросовестности участия в проведении выборов, не поступало На основании изложенного, учитывая, в судебном заседании не установлено таких нарушений, которые бы не позволили с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей ГО ЗАТО Светлый Саратовской области, суд находит необходимым в удовлетворении требований, заявленных Луневым А.П., отказать. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении искового заявления Лунева Александра Петровича к Территориальной избирательной комиссии городского округа закрытого административно- территориального образования Светлый Саратовской области о признании результатов выборов главы городского округа закрытого административно- территориального образования Светлый Саратовской области, недействительными - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд. Председательствующий : Т.С.Онищук .