Гражданское дело № 2-122/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 мая 2012 года р.п. Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Узинской С.М., при секретаре Юниной О.Ю., с участием представителя истца Соломина А.В. - Шурховцова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия три года, представителя ответчика администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области - Чеботаевой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год, представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области - Веретенниковой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия 1 год, а также с участием представителя третьего лица ФГ КЭУ «59 ЭТК» войсковой части 63629 - Волчковой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соломина ФИО21 к администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, третьи лица: войсковая часть 89553, Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «59 эксплуатационно-техническая комендатура», Соломина Галина Альбиновна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних третьих лиц ФИО3 и ФИО4, несовершеннолетнее третье лицо ФИО3, орган опеки и попечительства администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Соломин А.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, указывая, что 29 мая 2008 года на основании распоряжения главы городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области с ним (Соломиным А.В.) как военнослужащим был заключен договор №/с найма служебного жилого помещения, предметом которого является трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем - Соломиным А.В. были вселены члены его семьи: жена - Соломина ФИО22, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и постоянно проживают 4 человека. Истцом неоднократно подавались заявления в администрацию ГО ЗАТО Светлый о снятии статуса «служебная» с предоставленной ему и членам его семьи квартиры и о заключении договора социального найма, на что получались отрицательные ответы, однако жилищной комиссией не учитывался тот факт, что Соломиным А.В. первый контракт о прохождении военной службы был заключен до 01 января 1998 года, в связи с чем, на основании ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем просит обязать администрацию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области заключить с Соломиным ФИО23 и членами его семьи договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Истец Соломин А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, имеется телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д.57). Интересы истца в судебном заседании по доверенности представляет Шурховцов А.В. (л.д.14). Представитель истца Соломина А.В. - Шурховцов А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнив их и просил обязать администрацию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области заключить с Соломиным ФИО24 и членами его семьи: дочерью - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерью - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и дал аналогичные указанным в иске пояснения. При этом, пояснив, что истец Соломин А.В не просит заключать договор социального найма жилого помещения с его супругой Соломиной Г.А., так как она обеспечена жильем, а именно, имеет в собственности четырехкомнатную квартиру в <адрес>. Данная квартира приобретена Соломиной Г.А. на свои личные средства, поэтому она не должна учитываться при определении права на жилое помещение ее супруга - истца Соломина А.В. и ее двух дочерей. Представитель ответчика администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Чеботаева А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на основании распоряжении главы городского округа ЗАТО Светлый от 11 марта 2008 года №-р Соломину А.В. и членам его семьи было выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, на время прохождения военной службы в Татищевским гарнизоне. С Соломиным А.В. был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения от 29 мая 2008 года №/с. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Органы местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый такими полномочиями не наделены. В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ Соломин А.В. не обращался в администрацию городского округа ЗАТО Светлый с заявлением о принятии на учет, и не представлял документы, подтверждающие его право состоять на учете качестве нуждающегося в жилых помещениях. В 2008 году Соломиным было предоставлено служебное жилое помещение также с учетом того, что в собственности супруги истца Соломина А.В. - Соломиной Г.А. имелась четырехкомнатная квартира, общей площадью 78,4 кв.м., расположенная в <адрес>, ул. им. ФИО12, <адрес>А, <адрес>. Исходя из учетной нормы площади жилого помещения в 10 кв.м., установленной Положением о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый, утвержденным Решением Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Саратовской области № от 20.12.2007, семья Соломиных из 4 человек не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжение главы городского округа ЗАТО Светлый от 11 марта 2008 года №-р, в соответствии с которым Соломину А.В. и членам его семьи было выделено служебное жилое помещение, а не по договору социального найма, Соломиным не обжаловалось. 29.03.2008 Соломиным А.В. с администрацией ГО ЗАТО Светлый был подписан договор найма служебного жилого помещения. По данному договору квартира предоставлена Соломину А.В. и членам его семьи: супруге Соломиной Г.А., дочерям ФИО3 и ФИО4 Третье лицо Соломина Г.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних третьих лиц ФИО3 и ФИО4, несовершеннолетнее третье лицо ФИО3, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 55), об уважительности неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Веретенникова И.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как для разрешения вопроса о предоставлении жилья истцу следует обратиться с пакетом документов в орган Министерства обороны РФ, уполномоченный вести учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органом опеки осуществлялось комиссионное обследование жилищно-бытовых условий семьи Соломина А.В., в ходе которого было установлено, что в квартире проживают 4 человека: Соломин А.В, его супруга Соломина Г.А. и две дочери ФИО6 и ФИО4. Семья ведет совместное хозяйство. Представитель третьего лица войсковой части 89553 (по доверенности Малашина М.Н.) в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.58). Представитель третьего лица войсковой части 89553 Малашина М.Н. в судебном заседании 26.04.2012 (л.д.52-54) возражала против исковых требований, пояснив, что истец Соломин А.В. в настоящее время является военнослужащим, проживает в служебном жилом помещении. Сведений о том, что истец и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом не представлено. В настоящее время действует приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010№ 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В соответствии с п.1 утвержденной данным приказом Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, для признания военнослужащих, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа. К заявлению, кроме прочих документов, должны быть представлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи. Поэтому Соломин А.В. для решения вопроса о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма должен представить заявление и требуемый пакет документов в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, расположенное в г.Екатеринбурге. Определением суда от 17.04.2012 из числа третьих лиц исключена войсковая часть 83464. Определением суда от 26.04.2012 в качестве третьего лица привлечено ФГ КЭУ «59 ЭТК» войсковой части 63629. Представитель привлеченного в качестве третьего лица ФГ КЭУ «59 ЭТК» войсковой части 63629 Волчкова А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что вопросами обеспечения жильем военнослужащих, проходящих службу по контракту в Саратовской области, занимается ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, расположенное в г. Екатеринбурге. На органы местного самоуправления подобные полномочия не возложены. У ФГ КЭУ «59 ЭТК» войсковой части 63629 в настоящее время в оперативном управлении находятся жилые помещения, принадлежащие Министерству обороны РФ. Спорное жилое помещение принадлежит муниципальному образованию ГО ЗАТО Светлый. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Соломин А.В. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Из выписки из приказа командира войсковой части 89553 № от 25 октября 2011 года (л.д. 37) следует, что с 25 октября 2011 года 7 узел связи (ракетной дивизии ОС), (войсковая часть №)) исключен из состава войсковой части 89553. На основании выписки из приказа командира войсковой части 89553 от 25 октября 2011 года в § 18 указано, что военнослужащие по контракту, прибывшие из войсковой части № для дальнейшего прохождения службы в узел связи войсковой части 89553, с 25 октября 2011 года зачислены в списки личного состава. С 25 октября 2011 года полагать принявшим дела и должность и приступившим к исполнению служебных обязанностей майора Соломина А.В. (л.д. 36). Пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от 08 декабря 2004 года (л.д. 60), собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является закрытое административно-территориальное образование в лице администрации муниципального образования ЗАТО п. Светлый Саратовской области. Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании распоряжения главы городского округа ЗАТО Светлый от 11 марта 2008 года №-р (л.д. 4) Соломину А.В. и членам его семьи: жене - Соломиной Г.А., дочерям - ФИО3 и ФИО4 было выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Из договора найма специализированного служебного жилого помещения от 29 мая 2008 года №/с, заключенного между администрацией ГО ЗАТО Светлый (наймодателем) и Соломиным А.В. (нанимателем), следует, что квартира по адресу <адрес> передана Соломину А.В. и членам его семьи: жене Соломиной Г.А. и двум дочерям ФИО3 и ФИО4 для временного проживания на время прохождения военной службы в Татищевским гарнизоне (л.д.63-66). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.01.2008 (л.д. 50), свидетельству о государственной регистрации права от 14.09.2005 (л.д. 51), Соломиной Г.А. (супруге истца) принадлежит на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 18.08.2005, зарегистрированного 06.09.2005, четырехкомнатная квартира, общей площадью 78,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО12, <адрес>А, <адрес>. В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам. Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция). Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Военнослужащим, проходящим службу по контракту, согласно п. 1 вышеуказанной Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, при постановке на учет необходимо предоставить к заявлению, кроме прочих документов, сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи. Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, что Соломин А.В. не обращался в администрацию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Судом сторонам разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако истцом Соломиным А.В. не представлено в судебное заседание доказательств, что он состоит на учете администрации ГО ЗАТО Светлый в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также, что он является нуждающимся в жилом помещении. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Соломин А.В. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, совместно с супругой Соломиной Г.А. и двумя дочерьми ФИО3 и ФИО4 одной семьей, ведет с ними совместное хозяйство, что также подтверждается актом обследования жилищных условий от 10.04.2012 (л.д.38), при этом супруга истца Соломина Г.А. имеет в собственности четырехкомнатную квартиру, общей площадью 78,4 кв.м. (л.д.51). Учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде городского округа ЗАТО Светлый определена ст.2 Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа ЗАТО Светлый, утвержденного решением Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Саратовской области № от 20.12.2007, и составляет 10 кв. метров (л.д.61-62). Таким образом, истцом не доказано в судебном заседании, что ответчик администрация ГО ЗАТО Светлый Саратовской области обязана заключить с ним и членами его семьи - двумя дочерьми ФИО3 и ФИО4 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Светлый, <адрес>, в связи с чем исковые требования Соломина А.В. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Соломина ФИО25 к администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, третьи лица: войсковая часть 89553, Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «59 эксплуатационно-техническая комендатура», Соломина ФИО26, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних третьих лиц ФИО3 и ФИО4, несовершеннолетнее третье лицо ФИО3, орган опеки и попечительства администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, о понуждении заключить с Соломиным ФИО27 и членами его семьи: дочерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 18 мая 2012 года. Председательствующий С.М. Узинская