Именем Российской Федерации 4 июня 2012 года р.п.Татищево Саратовской области Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.Н., при секретаре Коваленко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Объедкова ФИО6 к администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, третьи лица Объедкова ФИО7, Объедков ФИО8 о признании недействительным в части договора переселения из закрытого административно-территориального образования, взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами, У С Т А Н О В И Л: Объедков В.М. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то обстоятельство, что в 1991 году он и члены его семьи: супруга Объедкова А.В. и совершеннолетний сын Объедков М.В. ответчиком были поставлены на учет для переселения из ЗАТО Светлый, в 1995 году он закончил военную службу по достижению предельного возраста, утратив тем самым служебную связь с войсковой частью 89553, расположенной в ЗАТО Светлый Саратовской области. По договору переселения № от 23 июня 2009 года администрация ГО ЗАТО Светлый взяла на себя обязательство переселить его и членов его семьи в двухкомнатную <адрес> общей площадью 58,03 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. В соответствии с п.2.2.4. названного договора за разницу между предоставляемой площадью 58,03 кв.м и положенной ему с членами его семьи по социальной норме 54 кв.м он 23 июня 2009 года управлению финансов администрации ГО ЗАТО Светлый произвел доплату за 4,03 кв.м по цене 31 950 рублей за один квадратный метр в сумме 128 758 рублей 50 копеек в качестве компенсации затрат бюджета городских округов за предоставление жилья сверх социальной нормы. Кроме того, он оплатил банковскую комиссию в сумме 2000 рублей. По утверждению истца, он и члены его семьи вынуждены были произвести оплату стоимости квадратных метров, превышающих установленную норму, чтобы переселиться в <адрес>, однако, по мнению истца, действующее законодательство не предусматривает доплаты гражданами за предоставляемое им в порядке отселения жилье. Истец полагает, что площадь квартиры, предоставляемой ему в порядке переселения из ЗАТО, в силу п.2 ст.15.1 Закона «О статусе военнослужащих» может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров в общей сложности, тогда как в его случае превышение составило 4,03 кв.м. В связи с чем истец считает, что администрацией ГО ЗАТО Светлый с него незаконно получена сумма доплаты 128 758 рублей 50 копеек за предоставление жилья сверх социальной нормы. В исковом заявлении Объедков В.М. просил признать недействительным п.2.2.4. договора № от 23 июня 2009 года переселения из ЗАТО Светлый от 23 июня 2009 года, заключенный между ним и администрацией ГО ЗАТО Светлый, взыскать с ответчика в его пользу убытки в сумме 130 758 рублей 50 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 28 043 рубля 40 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 736 рублей. В судебном заседании истец Объедков В.М. поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области исковые требования истца не признали и пояснили, что ввиду отсутствия жилого помещения, соответствующего социальной норме площади из расчета на три человека - 54 кв.м (18 кв.м х 3 = 54), истцу и членам его семьи было предложено переселиться в квартиру площадью 58,03 кв.м и произвести доплату за площадь, предоставляемую свыше положенной социальной нормы, на что истец и члены его семьи согласились, в связи с чем между ними и администрацией был заключен договор о переселении № от 23.06.2009 года, в соответствии с которым администрация взяла на себя обязательство переселить истца и членов его семьи в двухкомнатную <адрес>ю 58,03 кв.м, расположенную в <адрес>. 23.06.2009 года истцом была произведена доплата за разницу между фактически получаемой площадью и положенной по социальной норме в размере 128758 рублей 50 копеек. Кроме того, по утверждению ответчика, между администрацией городского округа ЗАТО Светлый и истцом заключен договор уступки права требования №, согласно которого все права и обязанности администрации, касающиеся <адрес> переходят к истцу и членам его семьи. Администрация все свои обязательства, в том числе и денежные, выполнила в полном объеме, в связи с чем считает исковые требования истца необоснованными и просит отказать в их удовлетворении. Третье лицо Объедков М.В. и представитель третьего лица Объедковой А.В. (по доверенности Объедков В.М.) в судебном заседании просили исковые требования истца удовлетворить. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему. Согласно п.п. 1,2 Постановления Правительства РФ от 11 января 2001 года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» решение о переселение на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией, расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления. Переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации и федерального органа исполнительной власти. В соответствии с п.4 названного Постановления Правительства РФ обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании. Согласно ст.5.1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований. Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их правовым режимом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2005 года № 232 «Об утверждении правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования» утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования. Пункт 3 п.п. «в» названных Правил предусматривает, что межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований предоставляются в форме межбюджетных трансфертов на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями, расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, включая оплату стоимости проезда к новому месту жительства, провоз домашнего имущества и выплату единовременного денежного пособия, размер которых определяется в соответствии с методикой согласно приложению № 3. Пункт 2 приложения № 3 указанной методики устанавливает, что размер потребности закрытого административно-территориального образования в средствах на переселение граждан определяется с учетом федерального стандарта социальной нормы общей площади жилого помещения в среднем по Российской Федерации. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади жилья на 1 гражданина установлен Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец Объедков В.М. утратил служебную связь с войсковой частью №, расположенной в ЗАТО Светлый Саратовской области, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состав семьи, включая истца, три человека. Таким образом, при переселении на новое место жительства истцу и членам его семьи должно было быть предоставлено жилое помещение общей площадью 54 кв.м. 29 января 2009 года между администрацией ГО ЗАТО Светлый Саратовской области («<данные изъяты>») и ООО «<данные изъяты>» <адрес> («Застройщик») был заключен договор № участия в долевом строительстве, предметом которого являлось финансирование Участником долевого строительства постройки (создания) жилого дома по адресу: <адрес> целью получения после завершения строительства 18 квартир, в том числе двухкомнатной <адрес> на 3 этаже общей проектной площадью 56,57 кв.м без учета лоджии площадью 2,92 кв.м (с учетом лоджии 58,03 кв.м) (л.д. 94-97). 23 июня 2009 года между администрацией городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, Объедковым В.М. и членами его семьи был заключен договор № переселения из закрытого административно-территориального образования Светлый, согласно которого произведено переселение Объедкова В.М. и членов его семьи (жены и сына), утративших служебную связь с организацией, расположенной в ЗАТО Светлый, путем предоставления двухкомнатной <адрес> на 3 этаже (общей площадью 58,03 кв.м, в том числе лоджия с коэффициентом 0,5), расположенной по адресу: <адрес>. Пункт 2.2.4. данного договора предусматривает, что истец обязуется произвести доплату за разницу между фактически получаемой площадью (58,03 кв.м) и положенной по социальной норме на Объедкова В.М. и членов его семьи (54 кв.м), которая составляет 4,03 кв.м по цене за один квадратный метр 31950 рублей, сумма доплаты составляет 128 758 рублей 50 копеек (л.д.12-13). 24.06.2009 года указанная сумма - 128 758,50 рублей была перечислена Объедковым В.М. на счет Управления финансов администрации ЗАТО Светлый (л.д.17). 24.06.2009 года согласно договора уступки права требования № администрация городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области и Объедков В.М. и члены его семьи заключили договор, по которому, в дополнение договора переселения № от 23 июня 2009 года, уступили истцу и членам его семьи свое право требования передачи двухкомнатной <адрес> на 3 этаже в жилом доме по адресу: <адрес>. Из названного договора уступки усматривается, что уступаемое право требования принадлежит администрации ГО ЗАТО Светлый на основании договора участия в долевом строительстве № от 29 января 2009 года, заключенном между администрацией городского округа ЗАТО Светлый и ООО «<данные изъяты>» (л.д.14-16). Согласно ч.1 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). В силу ст.384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Таким образом, Объедкову В.М. и членам его семьи от администрации ГО ЗАТО Светлый перешло право требовать у ООО «<данные изъяты>» двухкомнатную <адрес> на 3 этаже общей проектной площадью 58,03 кв.м, с учетом лоджии, по адресу: <адрес>. Согласно акта приема-передачи от 24 августа 2009 года ООО «<данные изъяты>» в соответствии с договором уступки прав требования № от 24.05.2009 года передало в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому) Объедкову В.М., Объедковой А.В., Объедкову М.В. двухкомнатную <адрес> жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>, квартира расположена на 3 этаже, расчетная площадь с учетом неотапливаемых помещений 58,03 кв.м, в том числе общая площадь 56,57 кв.м, жилая площадь 30,69 кв.м (л.д. 124). Как видно из акта приема-передачи истец и члены его семьи приняли указанную квартиру в общую долевую собственность, претензий и замечаний по передаваемой квартире, ее техническому состоянию не имели. Доводы истца о том, что п.2.2.4 договора о переселении противоречит п.2 ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в связи с чем является незаконным, несостоятельны, поскольку вышеуказанный закон, в частности статьи 15, 15.1, устанавливают порядок предоставления жилья военнослужащим, проходящим военную службу, а также уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и по другим основаниям. Тогда как между Объедковым В.М. и администрацией ГО ЗАТО Светлый сложились правоотношения не по предоставлению истцу жилья, а по переселению его из закрытого административно-территориального образования в связи с утратой производственной, служебной связи с организациями, расположенными в ЗАТО. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в период прохождения Объедкова В.М. военной службы ему было предоставлено жилье, в последующем истец заключил с администрацией ЗАТО ГО Светлый договор на переселение из ЗАТО Светлый. Данные правоотношения регулируются Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», Постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2005 года № 232 «Об утверждении правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования», которыми не предусмотрена возможность при переселении граждан из ЗАТО на новое место жительства обеспечивать их жилыми помещениями площадью, превышающей размер, определенный исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м на одного человека. В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Несмотря на отрицание истцом, обстоятельство добровольности заключения им и членами его семьи договора переселения на условиях доплаты за жилую площадь сверх социальной нормы, доказано наличием в материалах дела указанного договора переселения, подписанного всеми заинтересованными лицами, заявлениями Объедкова В.М., из которых видно, что он и члены его семьи согласны на переселение при условии доплаты за предоставляемую площадь свыше положенной по социальной норме (л.д.105, 106). Таким образом, при заключении договора № переселения из ЗАТО Светлый от 23 июня 2009 года нарушений требований закона или иных правовых актов допущено не было, в связи с чем требования истца о признании пункта 2.2.4 данного договора недействительным удовлетворению не подлежат. В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Истец в судебном заседании утверждал, что заявленные исковые требования обосновывает тем, что он вынужден был доплатить 128758 рублей 50 копеек за предоставляемое ему и членам его семьи в порядке отселения жилье, а также банковскую комиссию в сумме 2000 рублей, в связи с чем считает, что ему причинены убытки в сумме 130758 рублей 50 копеек. В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Однако в судебном заседании не установлена вина ответчика в причинении истцу убытков. Приходя к такому выводу, суд учитывает добровольность заключения сторонами договора переселения, согласно условиям которого истец произвел доплату за жилую площадь, получаемую сверх социальной нормы. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании в его пользу с ответчика убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами также удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Объедкова ФИО9 к администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, третьи лица Объедкова ФИО10, Объедков ФИО11 о признании недействительным пункта 2.2.4 договора № переселения из закрытого административно-территориального образования Светлый от 23 июня 2009 года, взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами, отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Татищевский районный суд Саратовской области. Судья Ильина Е.Н.