нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению



                                                                                        Административное дело № 12-5/2012

                                                     РЕШЕНИЕ

12 января 2012 года                                                            р.п.Татищево Саратовской области

        Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Онищук Т.С.,

при секретаре Алексеенко Т.Н.,

с участием помощника прокурора Татищевской районной прокуратуры Саратовской области Егоровой М.А.,

представителя ООО «Татищевская Птицефабрика» Трухачевой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Татищевского района Саратовской области на постановление по делу об административном правонарушении Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе о признании виновной Тапилиной Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                             УСТАНОВИЛ:

          Постановлением руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе от 09 ноября 2011 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» Тапилина Н.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

    В протесте на постановление руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе прокурор Татищевского района Саратовской области ставит вопрос об его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование указывает на несоответствие описательной части постановления его резолютивной части, а именно, статья 6.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, тогда, как, руководитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе, привлекая генерального директора ООО «Татищевская птицефабрика» Тапилину Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, указывает на несоблюдение последней санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

    В судебном заседании помощник прокурора Татищевского района Саратовской области Егорова М.А. протест поддержала по основаниям, указанным в протесте.

         Представитель ООО «Татищевская Птицефабрика» представление прокурора поддержал.

Свидетель ФИО5 суду показала, что является главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Петровском районе, 02 ноября 2011 года при проведении плановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, которые влекут административную ответственность, предусмотренную статьей 6.5 КоАП РФ. В связи с чем,составлен протокол об административном правонарушении, в дальнейшем вынесено постановление об административном правонарушении с назначением административного наказания в отношении директора ООО «Татищевская птицефабрика». Неверно указанный смысл статьи 6.5 КоАП РФ в постановлении является технической ошибкой.

Рассмотрев материалы дела, доводы протеста, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд приходит к следующему:

Как установлено, в ходе проведенной выездной проверки главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе с 20 октября 2011 года по 02 ноября 2011 года, общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика», расположенного по адресу: Саратовская область Татищевский район р.п.Татищево ул.Лапшова, 68, выявлены следующие нарушения: санитарно-эпидемиологические заключения на использование скважин в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения отсутствуют. На предприятии для накопления воды перед разводящей сетью имеется только одна накопительная емкость (башня), не учтена возможность профилактического ремонта башни (осмотра и очистки). На предприятии отсутствуют схемы водопроводных сетей. Разработана отдельная программа на скважины, но в нее не включены мероприятия по производственному контролю за качеством воды из скважин и разводящей сети (в цехах). Контроль качества (микробиологический и санитарно-химический) водопроводной воды в источниках (скважинах) не проводился уже 2 года. Из представленных документов установлено, что в 2009 году проводился отбор проб воды из скважин № 1 и № 2 на санитарно-химические и микробиологические показатели, по результатам исследования видно, что вода не соответствует требованиям п.п.3.4.1, таблица № 2, п.3.4.3, приложение № 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества (микробиологический и санитарно-химический) водопроводной воды из разводящей сети (в цехах) не проводится вообще. По данным лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных в ходе плановой проверки специалистами филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Петровском районе» 24 октября 2011 года: из скважины № 1, скважины № 2, цехе № 7, установлено, что вода питьевая по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, показатель жесткость превышает нормативный показатель.

В результате чего нарушены:

Статья 11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Статья 18 Санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам которая предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе, предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются, в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты; проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов; границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, о соответствии их санитарным правилам.

Статья 19 Санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, согласно которой питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическим и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

П.3.4.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в соответствии с которым безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: п.3.4.1.- обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); п.3.4.3 - содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.

Пункты 4.1,4.2,4.3,4.6,4.8 Ветеринарно-санитарных Правил для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 06 мая 1987 года № 4261-87), согласно которым:

- предприятия птицеперерабатывающей промышленности как для технологических процессов, так и для производственных и питьевых целей должны быть обеспечены бесперебойно и в достаточном количестве доброкачественной водой, соответствующей действующим стандартам на питьевую воду в части требований и испытаний;

- выбор источников водоснабжения, места забора воды в каждом отдельном случае подлежит обязательному согласованию с территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;

- водопроводный ввод должен находиться в изолированном закрывающемся помещении и содержаться в надлежащем санитарном состоянии, иметь манометры, краны для отбора проб воды, трапы для стока, обратные клапаны, допускающие движение воды только в одном направлении. Предприятия должны иметь схемы водопроводной сети в канализации и предъявлять их по требованию контролирующих организаций;

- количество резервуаров для хранения воды на производственные нужды должно быть не менее двух, при этом в каждом резервуаре должен храниться половинный объем от суточного потребления воды с учетом возможности профилактического ремонта. Обмен воды в резервуарах должен обеспечиваться в срок не более 48 часов. Для возможности осмотра и очистки их предусматривают люки, скаты и лестницы;

- вода на вводе, в накопительном резервуаре, подаваемая городским водопроводом в производственные цехи и участки (производство мяса птицы, яйцепродуктов, консервов, мяса механической обвалки, колбасно-кулинарных изделий, полуфабрикатов, кормовых и технических продуктов, перо-пухового сырья), в сроки, установленные территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, подвергается ими химико-бактериологическому анализу не реже 1 раза в квартал; при использовании воды из открытых водоемов и колодцев химико-бактериологический анализ воды следует проводить не реже 1 раза в декаду. Исследования проводят по действующим стандартам.

       Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

       Санкцией вышеназванной статьи предусмотрено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей

       Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

       В судебном заседании установлено, что на момент проверки имелись вышеуказанные нарушения. Данный факт подтвержден следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 02 ноября 2011 года (л.д.4-7);

- постановлением по делу об административном правонарушении от 02 ноября 2011 года (л.д.8-12).

       Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит, что действия генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» Тапилиной Н.В. руководителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе по статье 6.5 КоАП РФ квалифицированы правильно.

       Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований статей 4.1 - 4.2 КоАП Российской Федерации.

       Каких-либо нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления незаконным и необоснованным, не установлено.

        Между тем, довод протеста прокурора о противоречиях в указании статьи и ее смысла в мотивировочной части постановления, заслуживает внимания. Из материалов дела усматривается, что согласно мотивировочной части постановления по смыслу статьи 6.5 КоАП РФ-правонарушением признается несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, тогда как по смыслу данной статьи правонарушением признается- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. В тоже время, при описании действий, совершенных генеральным директором ООО «Татищевская птицефабрика» в мотивировочной части постановления, указано, что последней нарушены санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

       При изложенных обстоятельствах ошибочное указание Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе в мотивировочной части постановления смысла статьи 6.5 КоАП РФ, является явно технической ошибкой и не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления. Указанная ошибка может быть устранена судьей, рассматривающим протест, путем внесения изменений в постановление.

Таким образом, оспариваемое постановление подлежит изменению в части указания смысла статьи 6.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от 09 ноября 2011 года руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» Тапилиной Натальи Викторовны в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, изменить, указав в мотивировочной части постановления, что генеральный директор Тапилина Наталья Викторовна совершила административное правонарушение, предусмотрено ст.6.5 КоАП РФ, т.е., нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

      В остальной части постановление руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе от 09 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Татищевская птицефабрика» Тапилиной Натальи Викторовны, оставить без изменения, а протест прокурора Татищевского района, без удовлетворения.

       

      Председательствующий:                                                                                   Т.С. Онищук