Дело № (2010 г.).
Поступило в суд: ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е НИ Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября2010 годаг. Татарск
Татарский районный суд Новосибирской области в составе:
ПредседательствующегоЗ.В. Манаковой
С участием помощника Татарского межрайонного прокурора О.И. Лазарчук
При секретареЯ.В. Сальнаск
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татарского межрайонного прокурора в интересах Горбунова Вадима Витальевича к администрации муниципального образования Константиновского сельского совета Татарского района, органу опеки и попечительства Татарского района Новосибирской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью
У С Т А Н О В И Л:
Татарский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту Горбунова Вадима Витальевича к администрации муниципального образования Константиновского сельского совета, органу опеки и попечительства Татарского района Новосибирской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указывая, что Горбунов Вадим Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – ФИО9 решением Татарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют. До этого Горбунов В.В. на основании распоряжения администрации Татарского района от ДД.ММ.ГГГГ, был помещен в социальный приют для детей и подростков в <адрес>, где и находился после лишения его матери родительских прав. Затем в сентябре 1998г. был зачислен на учёбу и принят на полное государственное содержание в <адрес> <адрес>, которое закончил в июне 2000 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данное положение распространяется на указанных лиц до достижения ими 23- летнего возраста.
Федеральным законодательством предусмотрено, что указанные лица подлежат постановке на учет на получение жилья, который осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений, на основании сведений, подаваемых органами опеки и попечительства.
Согласно информации главы <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ вопросами, касающимися защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, защиту личных имущественных прав и неимущественных прав, осуществлял орган опеки и попечительства администрации <адрес>. Все личные дела граждан, находящихся под опекой и попечительством хранились в городской администрации, а после ДД.ММ.ГГГГ были переданы в архив <адрес>. Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете <адрес> на 2009 год, утвержденному главой <адрес>, Горбунов Валентин Витальевич не стоит на льготной очереди по обеспечению жилым помещением.
Согласно информации главы администрации Константиновского сельского совета, Горбунов Вадим Витальевич, не состоит на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Константиновского сельсовета <адрес>. Жилое помещение за Горбуновым В.В. не закреплялось.
Следовательно, не смотря на то, что в 1997 г. у Горбунова В.В. возникло право на обеспечение жилым помещением как у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о включении его в список на внеочередное получение жилья, решен не был. По окончанию обучения в ПУ-52 <адрес> Горбунов В.В. не обеспечен жилой площадью до настоящего времени. Таким образом, нарушены жилищные права Горбунова В.В., так как он достиг возраста 23 лет, является лицом, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, что является основанием для отказа в настоящее время компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма и явилось основанием для обращения прокурора в защиту Горбунова В.В. Прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» просит обязать администрацию муниципального образования Константиновского сельсовета <адрес> принять меры к постановке на учет на внеочередное получение жилья Горбунова В. В.
В судебном заседании помощник Татарского межрайонного прокурора Лазарчук О.И., принимая во внимание, что ведение учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом, следовательно, решение вопроса о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования Константиновского сельсовета <адрес> осуществляет администрация Константиновского сельсовета, а органы опеки и попечительства при направлении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома семейного типа, в приемные семьи, при установлении опеки, попечительства, принимают решение об обеспечении жилым помещением по окончании их пребывания в учреждениях, исковые требования изменила, и просила обязать органы опеки и попечительства <адрес> и администрацию Константиновского сельсовета <адрес> принять меры к постановке на учет Горбунова Вадима Витальевича в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Горбунов В.В. поддержал исковые требования прокурора.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Константиновского сельсовета <адрес> Почепец А.Н. исковые требования прокурора признал полностью, суду пояснил о том, что Горбунов В.В. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать была лишена родительских прав. В соответствии с действующим законодательством, решение вопроса о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования осуществляет администрация Константиновского сельсовета. На период помещения Горбунова В.В. в детский приют, пребывания в ПТУ- 52, вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью не ставился. Жилое помещение за Горбуновым В.В. не закреплялось. В настоящее время жилое помещение, в котором проживает Горбунов В.В. не пригодно для проживания.
Представитель ответчика органа опеки и попечительства <адрес> Носков В.В. исковые требования прокурора признал полностью, суду пояснил, что Горбунов В.В. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать решением Татарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. После лишения его матери родительских прав у Горбунова В.В. возникло право на обеспечение жилым помещением как у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако вопрос о включении его в список на внеочередное получение жилья, органом опеки и попечительства <адрес> поставлен не был.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данное положение распространяется на указанных лиц до достижения ими 23- летнего возраста.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в <адрес> по договорам социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О мерах по обеспечению жилой площадью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории <адрес>» рекомендовано главам муниципальных районов и городских округов <адрес> обеспечить своевременную постановку на учет в качестве нуждающихся в жилой площади детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно ст. 49 ч. 1 ЖК РФ жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в <адрес> ( в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 89-па), разработанного в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению граждан жилыми помещениями", от ДД.ММ.ГГГГ N № "О защите прав детей в <адрес>", от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в <адрес> по договорам социального найма», органы опеки и попечительства при направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома семейного типа, в приемные семьи, при установлении опеки, попечительства принимают одно из следующих решений:
о сохранении права пользования жилым помещением по месту жительства до помещения в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи под опеку, попечительство, в приемные семьи;
об обеспечении сохранности жилых помещений, принадлежащих по праву собственности;
об обеспечении жилым помещением по окончании их пребывания в учреждениях, под опекой, попечительством, приемных семьях.
При принятии органом опеки и попечительства решения об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях, под опекой, попечительством, в приемных семьях, копия данного решения, заявление по форме согласно приложению N 2 к Положению с приложением документов, необходимых для постановки воспитанника на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью, направляются в органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов, осуществляющих ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.
Постановка на учет является дополнительной гарантией права гражданина на получение жилья и определяется целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Принимая во внимание вышеизложенное, и считая исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд принимает признание иска ответчиками, поскольку указанное признание иска не противоречат закону, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Всоответствии со ст. 333.26 п. 19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаютсягосударственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.173, 194, 199 ГК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать орган опеки и попечительства <адрес> и администрацию муниципального образования Константиновского сельского совета <адрес> принять меры к постановке на учет Горбунова Вадима Витальевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Новосибирский областной суд.
Председательствующий