Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Отметка об исполнении________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Усть-Тарка 16 июня 2010 года
Татарский районный суд, Новосибирской области в составе председательствующего судьи Агеевой Н.В., единолично,
С участием помощника прокурора Усть-Таркского района Мосина Б.Г.,
Ответчика - главы МО Яркульского сельсовета Усть-Таркского района НСО Найда А.В.,
При секретаре Сороквашиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Таркского района к ответчику МО Яркульский сельсовет Усть-Таркского района, Новосибирской области, расположенному по адресу с.Яркуль, Усть-Таркского района, Новосибирской области, о понуждении к исполнению действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Усть-Таркского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит: 1) обязать муниципальное образование Яркульского сельсовета организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории <адрес>; 2) разработать программу (Правила) планово-регулярной очистки территории населенных мест на территории муниципального образования, предусматривающие рациональный сбор, быстрое удаление хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; 3) установить тариф на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; 4) заключить с гражданами, юридическими лицами договор на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; 5) установить график планово-регулярной очистки территории населенных пунктов; 6) установить ответчику срок для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из представленных в суд материалов, известно, что в соответствии со статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Сброс отходов производства и потребления в недра и почву запрещается (ст. 51 ФЗ).
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
На основании статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территории населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ № содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Правила разработаны взамен "Правил санитарного содержания территорий населенных мест" N 2388-81 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
Согласно п. 1.1 СанПин 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
На основании п.1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 2.1.4 Правил для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
На основании п. 2.1.5 СанПин 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
Согласно п.3.1 Правил обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства муниципальным образованием Яркульского сельсовета на принадлежащей ему территории сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован, в результате чего граждане самостоятельно вывозят отходы, оставляя их на не предназначенных для этого местах, а также на прилегающих к населенным пунктам землях, что приводит к возникновению захламления почв, вод, загрязнению атмосферного воздуха.
На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Данные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Таркского района Мосин Б.Г. исковые требования изменил, и просил суд обязать администрацию Яркульского сельского совета Усть-Таркского района Новосибирской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, представив срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от остальных исковых требований отказался.
Ответчик - администрация Яркульского сельсовета в лице главы Яркульского сельсовета Найда А.В. исковые требования прокурора признал в полном объеме, считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ достаточен для выполнения всех мероприятий по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в соответствии с нормами СанПиНа.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исковым заявлением,
Информацией УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО от ДД.ММ.ГГГГ №,
и другими материалы дела.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.12, 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а так же решают иные вопросы местного значения.
В ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» закреплено, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом МО, органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов.
Согласно ст.18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьями 28, 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете администрации Яркульского сельсовета денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
На основании статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. Санитарные правила содержания территории населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ № содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
В нарушение природоохранного законодательства на территории Яркульского МО Усть-Таркского района, Новосибирской области не организован сбор отходов, имеются факты захламления частных подворий и прилегающих к ним территорий бытовыми отходами, имеются несанкционированные свалки.
Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Оценивая существующие в администрации Яркульского сельсовета правила сбора и вывоза твердых бытовых отходов, суд находит их не соответствующими с требованием действующего законодательства в этой области.
Ненадлежащие действия администрации Яркульского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора противоречит Конституции РФ, требованиям названных выше Законов, нарушает права определенного круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории МО, на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность.
Требование прокурора обязать органы местного самоуправления организовать сбор и вывоз бытовых отходов не может расцениваться как вмешательство в их деятельность, поскольку данные требования прокурора направлены на реализацию этими органами полномочий, возложенных федеральным законом, и защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, поэтому эти требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные прокурором требования, являются законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Также, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенных судом требований.
Согласно ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей. В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины (прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины) в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Так как исковые требования прокурора удовлетворены в полном размере, то с ответчиков взыскивается государственная пошлина в сумме 4000 рублей с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным Законом №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.333.19 ч.1 п.3, 194-197 ГПК РФ, суд,
Решил:
Заявленные требования прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Яркульского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Установить ответчику администрации Яркульского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области срок для исполнения указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ответчика администрации Яркульского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, расположенной по адресу <адрес>, в доход государства гос.пошлину в размере 4000 рублей (четыре тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Судья Н.В. Агеева