Решение
Именем Российской Федерации
15 июня 2010 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в селе Таштып
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.
при секретаре Чучумаковой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ултургашева Василия Петровича к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия о признании права и назначении досрочной пенсии,
Установил:
Ултургашев В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия (далее по тексту ГУ- УПФР в Таштыпском районе РХ) с требованиями о признании права и назначении досрочной пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что в специальный трудовой стаж не включен период работы с 02.04.2001 г. по 25.12.2009 г. в должности тренера- преподавателя Детско- юношеской спортивной школы, хотя должность и название учреждения соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсий лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. С указанным решением ответчика он не согласен, т.к. является педагогическим работником и у него достаточно специального стажа, дающего право на получение досрочной пенсии.
В ходе судебного разбирательства по делу истцом Ултургашевым В.П. изменены основания иска. Так, он не согласен с не включением ему ответчиком в специальный трудовой стаж периода работы с 09.01.2001 г. по 05.09.2005 г. по причине отсутствия должности в списках, хотя в должности руководителя- организатора ГОУ НПО ПУ-16 в данный период времени он не работал. В остальной части привел суду доводы, аналогичные изложенным выше.
В судебном заседании истец Ултургашев В.П. свои требования поддержал, просил суд признать незаконным не включение ему в специальный трудовой стаж период работы в ГОУ НПО ПУ-16 с 09.01.2001 г. по 05.09.2005 г. в должности преподавателя - организатора ОБЖ с педагогической нагрузкой 720 часов- средней нагрузкой по школе. Считает незаконным отказ ответчика в назначении ему досрочной пенсии, поскольку он имеет необходимый стаж педагогической работы. С не зачетом ответчика в специальный трудовой стаж периода работы с 02.04.2001 г. по 25.12.2009 г. в должности тренера- преподавателя Детско- юношеской спортивной школы он согласен.
Представитель ответчика ГУ- УПФР в Таштыпском районе РХ Дубко А.В. с требованиями истца Ултургашева В.П. не согласилась в связи с отсутствием у него требуемого специального трудового стажа, кроме того, спорный период работы истцу не может быть включен в специальный трудовой стаж по причине противоречивости сведений о занимаемой им должности, а также в связи с неполнотой педагогической нагрузки.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №449), работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
При этом, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года- при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением некоторых случаев.
Согласно ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени- не более 36 часов в неделю, что согласуется с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя, мастера производственного обучения, учителя, тренера- преподавателя, руководителя физического воспитания, преподавателя- организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), в том числе в учреждениях начального профессионального образования: профессионального училища и др., а также преподавателя, тренера- преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в детско- юношеской спортивной школе (всех наименований).
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067» работа в вышеприведенных должностях в учреждениях за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 3 октября 2002 г. №68 установлена тождественность наименования должности «преподаватель- организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».
Паспортом истца Ултургашева В.П. подтверждается, что родился он 16 июля 1955 года.
Решением комиссии ГУ УПФР в Таштыпском районе РХ №16 от 30 декабря 2009 г. заявителю Ултургашеву В.П. по записям в трудовой книжке и иным представленным документам засчитана работа в следующие периоды времени: с 23.08.1984 г. по 31.12.87 г. - 3 г.4 мес. 9 дн. в должности мастера производственного обучения ГОУ НПО ПУ-16 и 01.01.1988 г. по 08.01.2001 г.- 13 лет 0 мес.8 дн.- в должности преподавателя ГОУ НПО ПУ-16, всего 16 лет 4 мес.17 дн..
При этом Ултургашеву В.П. не засчитаны в специальный трудовой стаж, в том числе оспариваемый истцом период работы в должности руководителя- организатора ГОУ НПО ПУ-16 с 09.01.2001 г. по 05.09.2005 г. в связи с тем, что данная должность отсутствует в Списках. Кроме того, отмечено, что в соответствии с п.12 Правил от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования, начиная с 1 января 2001 года засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: 1) на 1 января 2001 года у лица имеется педагогический стаж работы продолжительностью не менее 16 лет 8 мес.; 2) у лица имеется факт работы (независимо от его продолжительности) в период работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях дополнительного образования, что у Ултургашева В.П. отсутствует, в связи с чем отсутствуют основания для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из представленной истцом Ултургашевым В.П. трудовой книжки следует, что в ней имеется запись, согласно которой он приказом №125 от 24.08.1984 г. принят тренером по боксу в Таштыпское ССПТУ-79, откуда уволен 06.04.2001 г. переводом в ДЮСШ. При этом в записи о принятии на работу имеется не оговоренная надлежащим образом приписка после указания должности «тренером»- «преподавателем».
Других записей о периоде работы истца Ултургашева В.П. в данном учебном заведении либо ГОУ НПО ПУ-16, перенаименовании первого учреждения во второе в трудовой книжке не имеется.
Истец Ултургашев В.П. в этой части суду показал, что у него одновременно имелось две трудовые книжки, одна из них, в которой имелись соответствующие записи, им утрачена.
Из пенсионного дела истца Ултургашева В.П. видно, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 25 декабря 2009 года.
В подтверждение своего специального трудового стажа он предоставил ответчику вышеуказанную трудовую книжку, имевшуюся в наличии.
Согласно акту по результатам документальной проверки №44 от 28 декабря 2009 года данная проверка проведена специалистом ГУ- УПФР в Таштыпском районе РХ в ГОУ НПО ПУ-16 с целью проверки специального трудового стажа Ултургашева В.П. за период времени с 1984 по 2005 г.г.. При этом установлено, что Ултургашев В.П. приказом №125 от 24.08.1984 г. принят мастером производственного обучения с 23 августа 1984 года; приказом №150 от 28.12.1987 г. он переведен на должность военрука с 1 января 1988 г., в последующих приказах об отпусках, командировках и т.д. занимаемая истцом должность именуется как руководитель НВП, преподаватель, преподаватель НВП, руководитель- организатор, руководитель ОБЖ. Согласно тарификационных списков Ултургашев В.П. протарифицирован: на 1988-1989 учебный год как руководитель НВП (без указания часов); 1989-1990 учебный год без указания должности как педагогический работник; 2000-2001 учебный год как руководитель ОБЖ, ОБЖ, преподаватель физкультуры, спортивная секция (бокс) 459 часов в год; 2001-2002 учебный год-руководитель ОБЖ, преподаватель физкультуры 679 часов в год; 2002-2003 учебный год- руководитель ОБЖ, преподаватель физкультуры 361 час в год; 2003- 2004 учебный год организатор ОБЖ, преподаватель физкультуры 194 часа в год; 2004- 2005 учебный год- преподаватель (тракторы) 732 часа в год; на 2005- 2006 учебный год не протарифицирован.
Согласно штатным расписаниям в 1991-1992 г. в училище предусматривалась должность военного руководителя, с 1999 по 2003 г.г.- преподавателя- организатора ОБЖ, 2003-2004 г.- педагога- организатора.
Как видно из книг по начислению заработной платы, табелей учета рабочего времени занимаемая истцом Ултургашевым В.П. должность в спорный период времени именовалась как преподаватель- организатор, ОБЖ, преподаватель, руководитель- организатор, преподаватель физкультуры, преподаватель- организатор ОБЖ.
Замечаний к акту по результатам документальной проверки от директора и инспектора отдела кадров ГОУ НПО ПУ-16 не последовало, на основании чего у суда оснований подвергать сомнению приведенные в нем сведения не имеется.
Согласно справке по проверке достоверности сведений индивидуального (персоницицированного) учета о трудовом (страховом) стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ (за период до 1 января 2002 года) Ултургашев В.П. в период времени с 01.01.88 г. по 08.01.01 г. фактически значился как мастер производственного обучения, с 09.01.01 г. по 31.12.2001 г. как преподаватель; по выписке с 01.01.1999 г. по 31.12.2001 г. как руководитель- организатор.
Из представленных истцом Ултругашевым В.П. документов видно, что приказом №125 от 24 августа 1984 г. он принят мастером производственного обучения с 23 августа 1984 года; приказом №150 от 28.12.87 г. он с 1 января 1988 года переведен на должность военрука.
Согласно штатным расписаниям ПУ-16, утвержденным: 02.07.2001 г. значится должность рук. ОБЖ, 13.01.2002 г.- рук. ОБЖ, 1.10.2003 г.- орган. ОБЖ, в 2004 г.- педагог- орг., 15.09.2005 г.- педагог- орг., 30.12.2004 г.- педагог- орг..
При этом суд не может согласиться с представленной истцом Ултургашевым В.П. справкой из ГОУ НПО ПУ-16 от 11 марта 2010 г., согласно которой в штатном расписании 2004 и 2005 г.г. числилась должность учителя ОБЖ, поскольку эти сведения опровергаются вышеприведенными штатными расписаниями, вследствие чего приведенные в справке сведения в этой части судом признаются недостоверными.
Согласно ответу Ултургашеву В.П. из ГОУ НПО ПУ-16 и пояснительной записки последнего должностные инструкции руководителя ОБЖ, организатора ОБЖ и учителя ОБЖ, преподавателя- организатора ОБЖ в архиве учебного заведения отсутствуют. В связи с чем истцом представлена типовая должностная инструкция преподавателя- организатора ОБЖ из Тарифно- квалификационного справочника (приложения к приказу Минобразования России от 31.08.1995 г. №463/1268).
Однако данная должностная инструкция судом во внимание принята быть не может в связи с тем, что Тарифно- квалификационный справочник утратил силу в связи с изданием Приказа Минобразования РФ от 28.09.2000 г. N 2797.
Приказом (распоряжением) №96-к от 05.09.2005 г. подтверждается, что трудовые отношения с Ултургашевым В.П. ГОУ НПО ПУ-16 прекращены с 5.09.2005 г. как с преподавателем 12 разряда.
Решением №16 ГУ УПФР в Таштыпском районе РХ от 30.12.2009 г. Ултургашеву В.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, по состоянию на 01.01.2001 года у истца Ултургашева В.П. имелся стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью менее чем 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, одно из двух условий, необходимых для зачета в специальный стаж периода работы истца Ултургашева В.П. после указанной даты отсутствует, вследствие чего ответчиком ГУ- УПФР в Таштыпском районе РХ правомерно последующий период его работы не включен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и, соответственно, на день его обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости у него отсутствовал необходимый специальный стаж работы педагогической деятельности- 25 лет. При этом продолжение им педагогической деятельности после 1 января 2001 года правового значения не имеет.
Оснований для включения в специальный трудовой стаж периода работы истца Ултургашева В.П. в профессиональном училище (ныне именуемом ГОУ НПО ПУ-16) в спорный период времени - с 09 января 2001 года по 05 сентября 2005 года судом не усматривается, поскольку с учетом противоречивости наименования занимаемой им должности в данном учебном заведении в документах работодателя, приведенных выше, суд лишен возможности достоверно установить точное наименование занимаемой истцом должности, периода его работы в той или иной должности, и, соответственно, невозможности проверки соблюдения требований законодательства в части его педагогической нагрузки. При этом показания свидетелей ФИО7 и ФИО6 правового значения для дела не имеют.
В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения вышеуказанных требований истца Ултургашева В.П. и полагает возможным в удовлетворении иска ему отказать.
В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ суд
Решил:
В удовлетворении заявленных Ултургашевым Василием Петровичем к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия требований о признании права и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.
Председательствующий судья
Верно:
Судья Таштыпского районного суда Кузнецова