о понуждениии к сорвешению определенных действий



                                                                                                                                                                                                       

                                                           Решение

                                  Именем        Российской        Федерации

10 мая 2011 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в селе Таштып

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.

при секретаре Уварове Н.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Фриды Яковлевны к администрации муниципального образования Арбатский сельсовет об определении долей в совместно нажитом имуществе и о включении имущества в наследственную массу,      

                                                          Установил:

          Соловьева Ф.Я. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Арбатский сельсовет об определении долей в совместно нажитом имуществе и о включении имущества в наследственную массу, мотивируя свои требования тем, что она является дочерью Якоби Я.Я. и К.М., которые ДД.ММ.ГГГГ на основании договора на передачу квартиры в собственность приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>1, <адрес> РХ, однако в правоустанавливающем документе имеются неоговоренные подчистки и исправления в указании имени матери и названии населенного пункта. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, но в нем, кроме ошибок и исправлений, не определены доли каждого из родителей в приобретенном имуществе, в связи с чем в силу закона они признаются равными. ДД.ММ.ГГГГ отец умер, наследство приняла мать, в выданном нотариусом ДД.ММ.ГГГГ свидетельстве неверно указано о том, что в состав наследства входит 1/2 доля жилого дома, расположенного по <адрес>1 в <адрес>, хотя на самом деле мать унаследовала 1/2 долю квартиры и стала единоличным собственником квартиры по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ мать умерла, она вступила в наследство, однако наличие ошибок, допущенных в договоре на передачу квартиры в собственность граждан и свидетельстве на право собственности по наследству является препятствием для получения ею свидетельства о праве собственности на квартиру по наследству.

          В судебном заседании истица Соловьева Ф.Я. свои требования поддержала по вышеуказанным основаниям, дополнительно суду показала, что иных наследников после смерти матери нет, наследство, открывшееся после смерти матери она приняла и фактически, и подав в установленный законом срок соответствующее заявление нотариусу.

          Представитель ответчика администрации муниципального образования Арбатский сельсовет (далее по тексту АМО Арбатский сельсовет) в судебное заседание не явился. В поданном суду заявлении против удовлетворения заявленных истицей требований не возражал.

          Суд, выслушав объяснения истицы Соловьевой Ф.Я., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

          Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: ФИО13 (отец), ФИО4 (мать).

          ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вступила в брак с ФИО7, после регистрации брака ей присвоена фамилия Соловьева, что подтверждается свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ.

          Вступившим в законную силу решением Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что матерью Соловьевой Ф.Я. является ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          Договором на передачу квартиры (дома) в собственность граждан, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Хакасским леспромхозом в лице директора ФИО8 и ФИО14., ФИО5, подтверждается, что последние приобрели в собственность квартиру, состоящую из двух комнат общей площадью 35,4 кв м, в том числе жилой 25,9 кв м, расположенную по адресу: <адрес>.

          В соответствии с ранее действовавшим законодательством данный договор зарегистрирован в исполнительном комитете народных депутатов и БТИ.

          В силу ст.1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» приватизация жилья - бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

          Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР. (статья 2)

          Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону. (статья 3)

Согласно ст.6 вышеуказанного Закона передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;

предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;

учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов. (статья 7)

          Согласно ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Отсутствие государственной регистрации договора приватизации недвижимого имущества в период, когда не вступил в силу Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не была создана единая система государственной регистрации, а предприятия бюро технической инвентаризации производили лишь регистрацию собственников имущества, не является основанием для признания договора приватизации ничтожным.

          Из вышеизложенного следует, что договор приватизации (передачи квартиры, расположенной Номер, расположенной в <адрес> в <адрес> (указанный также как <адрес> РХ, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Хакасским ЛПХ и гражданами- супругами Якоби Я.Я. и К.М. соответствует требованиям вышеприведенного Закона РСФСР.

          Право собственности Якоби Я.Я. и ФИО5 на данную квартиру возникло с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

          При этом допущенные в договоре на передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ не оговоренные: подчистка и исправление в указании имени ФИО5; исправления в п.8 договора наименования населенного пункта «г.Абаза» на «пос. М- Арбаты»; указание в п.1 адреса квартиры: «г.Абаза <адрес>» вместо «пос. М- Арбаты <адрес>», как и указание БТИ о регистрации права собственности Якоби Я.Я., ФИО5 на <адрес>, расположенную в <адрес> в с.М- Арбаты, юридических последствий в виде признания недействительным договора приватизации квартиры не влекут, поскольку справками АМО Арбатский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Якоби Я.Я. постоянно до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован по адресу: пос. М- Арбаты <адрес>1, <адрес> РХ; ФИО5 постоянно до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрирована по адресу: пос. М- Арбаты <адрес>1, <адрес> РХ. Кроме того, из справки Таштыпского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> РХ объект, расположенный по адресу: <адрес> не существует.

          Существование объекта: <адрес> в пос. М- <адрес> РХ, 1950 года ввода в эксплуатацию, в натуре подтверждается техническим паспортом здания (строения) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

          Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Якоби Я.Я. умер ДД.ММ.ГГГГ в пос. М- Арбаты, <адрес> РХ.

В силу ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является смерть гражданина.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Согласно п.п. 1 и 4 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

          Принятие наследства, открывшегося после смерти Якоби Я.Я., его супругой ФИО5 подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданным нотариусом Абазинской нотариальной конторы ФИО9.

          При этом, как видно из вышеуказанного свидетельства, в состав наследственного имущества включена 1/2 часть жилого дома, расположенного по адресу: п. М- Арбаты <адрес>1, общей полезной площадью 35,4 кв м, в том числе жилой 25,9 кв м, принадлежащего наследодателю на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

          Однако, оценив в совокупности, представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о допущенной нотариусом Абазинской нотариальной конторы ФИО9 ошибки в указании о включении в состав наследственного имущества 1/2 доли жилого дома, поскольку, как следует из договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ в собственность супругов Якоби Я.Я. и К.М. передавалась именно <адрес>, расположенная в <адрес> в пос. М- Арбаты, <адрес> РХ, а не часть жилого дома в виде квартиры, расположенной по тому же адресу. Вместе с тем, допущенная нотариусом ошибка, по мнению суда, является технической и негативных юридических последствий за собой не влечет.

          Право собственности ФИО5 на вышеуказанную квартиру на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в БТИ, и подтверждается справкой Таштыпского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ.

          Право собственности умершей ФИО5 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> уч.52-1, <адрес> РХ, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

          Согласно п.п. 1 и 2 ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. (пункт 1 ст.245 ГК РФ)

          Как следует из договора передачи квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенная в <адрес> в пос. М- Арбаты, <адрес> РХ, была передана в собственность супругов Якоби Я.Я. и К.М., т.е. в их общую совместную собственность без определения долей.

          Поскольку соглашение между Якоби Я.Я. и ФИО5 об определении долей не достигнуто, то в силу п.1 ст.245 ГК РФ они считаются равными. Вследствие чего требования истицы Соловьевой Ф.Я. о признании долей Якоби Якова Яковлевича и ФИО5 в праве общей совместной собственности - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, равными, по 1/2 доли за каждым, суд находит подлежащими удовлетворению.

Кроме того, исследованные по делу доказательства позволяют суду прийти к достоверному выводу о том, что наследодателю ФИО5 на праве собственности принадлежала <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес> РХ, вследствие чего данная квартира подлежит включению в наследственную массу. В связи с чем требования истицы Соловьевой Ф.Я. в этой части суд находит подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

                                                               Решил:

          Требования Соловьевой Фриды Яковлевны удовлетворить:

          Признать доли ФИО15 и ФИО5 в праве общей совместной собственности - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, равными, по 1/2 доли за каждым.            

          Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>.                     

          Настоящее решение в 10ти дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы через Таштыпский районный суд.

          Председательствующий судья