<данные изъяты> Дело № 2-193/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия в с. Таштып в лице председательствующего Шелакина И. Ф., при секретаре Зайцевой Л. В., с участием представителя истца прокурора Таштыпского района старшего помощника прокурора Щербаковой Е. В., истца Скосыревой В. М., представителя ответчика Лапаревой Л. В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таштыпского района в интересах Скосыревой Веры Михайловны к администрации муниципального образования Таштыпский район о возложении обязанности обеспечения жилым помещением, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Таштыпского района в интересах Скосыревой В. М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Таштыпский район (далее АМО Таштыпский район) о возложении обязанности обеспечения жилым помещением по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что истец (Скосырева), имя право на получение жилья как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 2011 года - момента наступления права, до настоящего времени жильем не обеспечена. В судебном заседании представитель прокурора Таштыпского района Щербакова Е. В. заявленное прокурором требование поддержала, сообщив, что Скосырева относится к категории детей сирот, родители умерли, в 1997 году она была поставлена в очередь и включена в списки внеочередников на получение жилья. После смерти родителей над Скосыревой В. М. была учреждена опека, а после совершеннолетия опека отменена. Право на жилое помещение у Скосыревой возникло в 2011 году после окончания учебного заведения. Зарегистрированного жилого помещения на праве собственности Скосырева В. М. не имеет, нет за ней и закрепленного жилья. Истец Скосырева В. М. заявленные прокурором Таштыпского района в её интересах требования поддержала, сообщив суду, что является сиротой, мама умерла, отца нет, закрепленного за ней жилого помещения не имела и не имеет. В июне 2011 года после окончания «Социально-профессионального лицея «Строитель» г. Екатеринбурга ей жилье не предоставили. В настоящее время она проживает в доме бывшего опекуна ФИО4. Своего жилого помещения не имеет. Просит обеспечить её жилым помещением не ниже социальных норм на условиях социального найма. Представитель ответчика МО Таштыпский район Лапарева Л. В. исковые требования не признала, сообщив суду, что представление жилого помещения детям сиротам является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, денег на приобретение жилого помещения для Скосыревой В. М. республиканское органы не выделили, администрация района денег на приобретение жилья для истицы не имеет, не имеет она (администрация) и свободного жилого помещения, которое могло бы быть выделено для Скосыревой. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управление образованием и молодежью АМО Таштыпский район, выполняющего функции органа опеки и попечительства ФИО6 с требованием прокурора Таштыпского района согласилась, поскольку Скосырева В. М. имеет право на предоставление ей жилого помещения. Сведениями о том, что за истцом закреплено жилое помещение Управление образованием располагает, не имели жилого помещения и родители Скосыревой В. М.. Заслушав представителя прокурора, истца, представителя третьего лица на стороне ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Номер ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Изложенные положения закона корреспондируются с правовой нормой установленной п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, из которой следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу п. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.010.2009 года Номер-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Статус истца Скосыревой В. М., как лица из числа детей-сирот, подтверждается копиями свидетельств о смерти: согласно свидетельству о смерти её отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ; мать ФИО8 скончалась ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве о рождении истца Скосыревой В. М. в качестве отца записан ФИО7, в качестве матери ФИО8. ФИО9 постановлением главы местного самоуправления <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Номер назначена опекуном Скосыревой В. М.. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Номер главы местного самоуправления <адрес> Скосырева В. М. оставшаяся сиротой включена в список внеочередников на получение жилья. Дипломом Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования <адрес> «Социально-профессиональный лицей «Строитель» подтверждается то, что Скосырева В. М. окончила учебное заведение ДД.ММ.ГГГГ. Об отсутствии у Скосыревой В. М. закрепленного жилья и жилого помещения на праве собственности свидетельствуют: постановление главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Номер; справки Таштыпского филиала ГУП РХ «Управления технической инвентаризации», сообщение Абазинского Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Номер. На основании исследованных выше доказательств суд приходит к выводу о том, что гарантированная государством социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истца Скосыревой В. М. после окончания учебного заведения в июне 2011 года вне очереди ответчиком АМО Таштыпский район ей не была оказана, чем нарушены её права. Исходя из изложенного, суд считает, что требования прокурора Таштыпского района в интересах Скосыревой В. М. к АМО Таштыпский район подлежат удовлетворению. Утверждение представителя ответчика Лапаревой Л. В. о том, что иск не подлежит удовлетворению, в связи с отсутствием денежных средств, на которые можно было бы приобрести жилье и свободного жилого помещения, которое могло бы быть выделенным истице, суд считает несостоятельным. При этом суд исходит из следующего. Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти. В силу ст. 132 Конституции РФ допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посредством издания законодателем - федеральным или субъектом Российской Федерации закона. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ Номер - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в последующих редакциях) (часть 6 статьи 19). Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона РХ от ДД.ММ.ГГГГ № 85-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Исходя из смысла закона, осуществление государственных полномочий включает в себя обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (п.п.3 и п.2 ст. 1 вышеуказанного Закона). Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. Согласно п.1 и п. 2 ст. 1 ст. 4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Номер-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона <адрес> «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в п.1, 2 ст. 1 названного закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В силу п. 2 Положения о порядке предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденному Постановлением Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ Номер (в последующих редакциях) орган муниципального района на очередной финансовый год и плановый период направляет в Министерство образование и науки <адрес> протокол комиссии с предварительным решением об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано; заявку по форме, утвержденной Министерством образования и науки <адрес>. Однако представитель ответчика, представитель третьего лица на стороне ответчика не представили доказательств тому, что ответчиком предпринимались меры к получению субвенции на приобретение жилого помещения для истца Скосыревой В. М., хотя ответчику было известно, что Скосырева В. М. ребенок-сирота состоит в очереди на получение жилого, и им она не обеспечена. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявленные прокурором Таштыпского района требования удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Таштыпский район обеспечить Скосыреву Веру Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением, расположенным в селе Таштып Таштыпского района Республики Хакасия, не ниже социальных норм на условиях договора социального найма. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Таштыпский районный суд. Председательствующий: Шелакин И. Ф.