об обеспечении жилым помещением



                                                                                                                                            

                                                              Решение

                                      Именем        Российской      Федерации

21 ноября 2011 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в селе Таштып

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.

при секретаре Горбунове С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таштыпского района в интересах Харина <данные изъяты> к администрации муниципального образования Таштыпский район о возложении обязанности обеспечения жилым помещением по договору социального найма,

                                                           Установил:

          Прокурор Таштыпского района в интересах Харина А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Таштыпский район (далее по тексту АМО Таштыпский район) о возложении обязанности обеспечения жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма на территории МО Таштыпский район в с.Таштып, Таштыпского района РХ, мотивируя свои требования тем, что истец, имея право на получение жилья как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с июня 2011 года- момента наступления права, до настоящего времени жильем не обеспечен.

          В судебном заседании представитель прокурора Таштыпского района Бондаренко О.М. заявленные прокурором Таштыпского района требования поддержала, в их обоснование приведя доводы, аналогичные изложенным выше.

          Истец Харин А.А. заявленные прокурором Таштыпского района в его интересах требования поддержал, мотивируя свои требования тем, что его мать умерла, отец был лишен родительских прав, он воспитывался в детском доме, коррекционной школе, там узнал, что закрепленного жилья у него нет. После окончания ПУ-16 с.Таштып в июне- июле 2011 года, дату точно не помнит, но перед подачей заявления в прокуратуру, он обратился в орган опеки и попечительства с устным заявлением о предоставлении жилья, где у него сняли копию диплома и отправили в прокуратуру, сказав, что там помогут. В настоящее время он временно проживает с отцом, у него самого (Харина А.А.) и отца своего жилья нет, участия в приватизации он не принимал.

          В судебное заседание представители ответчика АМО Таштыпский район и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления образованием и молодежью АМО Таштыпский район (ныне Муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации Таштыпского района») не явились, что не препятствует судебному разбирательству по делу в их отсутствие. Своих возражений относительно заявленных процессуальным истцом в интересах Харина А.А. требований суду не представили.

          Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

          Свидетельством о рождении истца Харина А.А. подтверждается, что родился он ДД.ММ.ГГГГ в с.Таштып, Таштыпского района Республики Хакасия; его родителями являются: отцом Харин А.А., матерью ФИО4.

          Статус истца Харина А.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается свидетельством о смерти матери, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, решением Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Харин А.А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Харина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          Постановлением главы администрации Таштыпского района от ДД.ММ.ГГГГ Номер несовершеннолетний Харин А.А. в связи со смертью матери и осуждением отца определен в детское учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей.

          Отсутствие у истца Харина А.А. закрепленного жилья и жилого помещения на праве собственности подтверждается постановлением главы местного самоуправления <адрес> Номер от ДД.ММ.ГГГГ, которым несовершеннолетний Харин А.А. как несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, включен в список на получение субсидии; информацией главы МО <адрес> директору Абазинского детского дома от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Харин А.А. состоит в льготной очереди по<адрес>; информацией главы МО Таштыпский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ в школу- интернат <адрес>, согласно которой Харин А.А. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий по<адрес>; аналогичной информацией от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Харин А.А. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий по<адрес>; аналогичной информацией от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Харин А.А. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий по<адрес>; аналогичной информацией от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Харин А.А. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий по<адрес>; аналогичной информацией от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Харин А.А. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий по<адрес>; аналогичной информацией от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Харин А.А. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий по<адрес>; справками Таштыпского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из последних, кроме того, следует, что недвижимое имущество не числится и за родителями истца Харина А.А.- Хариным А.А. и ФИО5; а также сообщением Абазинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

          Доводы истца Харина А.А. об отсутствии приватизированного жилья у родителей Харина А.А., ФИО4 и собственном не участии в приватизации жилья подтверждаются справкой Таштыпского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ.

          Согласно свидетельству об уровне квалификации от ДД.ММ.ГГГГ истцу Харину А.А. решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация «слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования- 2 разряд».

          Доводы истца Харина А.А. об обращении по окончанию учебного заведения в июне- июле 2011 года (перед обращением в прокуратуру Таштыпского района) в орган опеки и попечительства о предоставлении ему жилого помещения стороной ответчика не опровергнуты.

          В силу п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. (часть 5 статьи 57 ЖК РФ)

          При этом Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, указанными в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан, из чего следует вывод о том, что предоставление жилого помещения им законодателем связывается именно с моментом возникновения этого права, а ни с какими- то другими обстоятельствами, в том числе списком внеочередников и т.д..

          Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          В силу статьи 4 данного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. (статья 5 ФЗ-158)

          В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

          Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

          Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти.

Однако статьей 132 Конституции Российской Федерации допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посредством издания законодателем- федеральным или субъектом Российской Федерации закона. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ Номер- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в последующих редакциях).

Так, в силу частей 1, 2, 5 статьи 19 вышеуказанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены расходные обязательства муниципального образования и источники их исполнения, к которым отнесены как собственные доходы, так и за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса, согласно которой под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Номер (в последующих редакциях), которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. (пункт 1)

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. (пункт 2)

В соответствии со ст.ст. 1,3 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № 85-ФЗ ( в последующих редакциях) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (п.п.3 п.2 ст. 1 вышеуказанного Закона).

Согласно ст.2 вышеуказанного Закона на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Номер-ЗРХ«О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» право на предоставление жилого помещения имеют

1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

В силу п.3 ст.3 того же Закона РХ органы местного самоуправления городских округов и поселений отдельным списком, сформированным в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учитывают детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

          Постановлением Правительства Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «Об утверждении положения о порядке предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

          Из вышеизложенного следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в том числе ответчик- АМО Таштыпский район, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также лиц из их числа после достижения ими возраста 23 лет, по обеспечению жилыми помещениями. При этом на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия, порядок и срок предоставления которых определяются Правительством Республики Хакасия.

          Согласно п.2 Положения о порядке предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Номер (в последующих редакциях) орган муниципального района на очередной финансовый год и плановый период направляет в Министерство образования и науки Республики Хакасия протокол комиссии с предварительным решением об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано; заявку по форме, утвержденной Министерством образования и науки Республики Хакасия.

Однако из представленных в материалы дела документов не усматривается, что ответчиком и третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика предпринимались меры к получению субвенции на приобретение жилого помещения для истца Харина А.А., хотя в силу вышеприведенного законодательства именно они должны осуществлять учет данной категории граждан, в том числе, путем составления ежегодного списка этих лиц.

         Из материалов дела следует, что истец Харин А.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья и жилого помещения на праве собственности не имеет. Во исполнение положений Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилым помещением истец по месту жительства не обеспечен, то суд на основании исследованных выше доказательств приходит к выводу о том, что гарантированная государством социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истцу Харину А.А. по окончании им обучения в учебном заведении в 2011 году вне очереди ответчиком АМО Таштыпский район не была оказана, чем нарушены его права, вследствие чего находит требования прокурора Таштыпского района в интересах Харина А.А. к АМО Таштыпский район подлежащими удовлетворению, при этом суд полагает необходимым обязать ответчика обеспечить истца жилым помещением в с.Таштып, Таштыпского района РХ, поскольку именно этот населенный пункт является его местом жительства.

          В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.

      В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 Решил:

          Заявленные прокурором Таштыпского района требования удовлетворить:

          Обязать администрацию муниципального образования Таштыпский район обеспечить Харина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением, расположенным в селе Таштып, Таштыпского района Республики Хакасия, не ниже социальных норм на условиях договора социального найма.

          Настоящее решение в 10ти дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы через Таштыпский районный суд.

          Председательствующий судья