жалоба на решение Территориальной избирательной комиссии



Решение

Именем Российской Федерации

18 сентября 2010 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в селе Таштып

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.

с участием прокурора Таштыпского района Дубровина А.В.

при секретаре Чучумаковой И.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Чебодаева Семена Прокопьевича на решение муниципальной избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет,

Установил:

Чебодаев С.П. обратился в суд с жалобой на решение муниципальной избирательной комиссии от 10 сентября 2010 года об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет, мотивировав тем, что данное решение является незаконным и необоснованным, в связи с чем он просит решение отменить, обязать комиссию зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет.

В ходе судебного разбирательства по делу вышеуказанные требования заявителем Чебодаевым С.П. дополнены требованиями об исправлении в письменном подтверждении количества листов на 1 единицу, ведомость проверки- приложение к протоколу об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, считать не соответствующей действительности; протокол об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, признать недействительным, мотивировав свои требования тем, что при сдаче подписного листа ему ФИО6 сказал и показал, как нужно его прошить, пронумеровать, удостоверить две страницы, написать, что прошито и пронумеровано 3 страницы, что он и сделал. В письменном подтверждении о приеме документов указано о том, что им сдано 3 подписных листа, однако устно ему разъяснили, что это три страницы; в ведомости проверки- приложении к протоколу об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, не верно указано о 2м и 3 подписном листе, т.к. представленном им подписном листе имеются 2я и 3я страница, в той же ведомости, в примечании имеются исправления, а также нет ссылки на название закона; протокол №5 от 10 сентября 2010 г. ему не вручен.

В судебном заседании заявитель Чебодаев С.П. свои требования, изложенные в жалобе и дополнении к ней, полностью поддержал, в их обоснование привел доводы, аналогичные изложенным выше, дополнительно сообщив о том, что избирательная комиссия нарушила его права не разъяснив существующие требования к оформлению подписных листов; при обнаружении неправильности изготовления подписного листа член избирательной комиссии ФИО6 не только не вернул ему подписной лист, а ввел его в заблуждение, указав, что он должен сделать; член избирательной комиссии ФИО7, которой он Дата обезличена года около 10 часов утра подавал документы указала ему на необходимость удостоверения каждой страницы подписного листа, но не сообщила, что он оформлен неверно, поэтому, устранив указанное ФИО7 нарушение, он сдал подписной лист. Считает, что подписной лист в избирательную комиссию он сдал один на 3 страницах, т.к. размер подписного листа законом не определен, заполнение подписного листа на оборотной стороне является допустимым, но не обязательным, в связи с чем нумерация в подписном листе на 2 и 3й страницах им продолжается, а не начинается с единицы, как указано в ведомости проверки. Кроме того, в нарушение требований закона избирательной комиссией он за три не уведомлен о проведении заседания комиссии по решению вопрос об его регистрации в качестве кандидата на должность главы и ему не предоставлен суточный срок для устранения недостатков.

Представитель заявителя Чебодаева С.П.- адвокат Ошаров В.И. вышеприведенные требования поддержал, в обоснование своей позиции приведя доводы, аналогичные изложенным выше.

Представитель заинтересованного лица- Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района ФИО5 с требованиями заявителя Чебодаева С.П. не согласилась, полагает решение избирательной комиссии от 10 сентября 2010 года об отказе Чебодаеву С.П. в регистрации кандидатом на должность главы МО Матурский сельсовет законным и обоснованным, не усматривая при этом нарушений, указанных последним, поскольку представленные подписные листы №№2 и 3, называемые им страницами 2 и 3 одного подписного листа, не соответствуют требованиям к подписным листам, изложенным в ст.22 Закона Республики Хакасия «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», в связи с чем 15 подписей избирателей признаны недействительными. Согласно названному закону подписной лист может быть заполнен с лицевой и оборотной стороны с сохранением единой нумерации подписей, с заверительной подписью с оборотной стороны. Последующие листы с подписями избирателей являются самостоятельными подписными листами, и поэтому должны содержать необходимые реквизиты, согласно приложениям №№1 и 2 к Закону №34-ЗРХ. На членов избирательной комиссии не возложена обязанность до заседания рабочей группы проверять правильность оформления подписных листов и их возвращение кандидату, а также дача им консультаций по правильному оформлению документов.

Свидетель ФИО6 суду подтвердил то, что он, как член избирательной комиссии, принял документы от кандидата Чебодаева С.П. в том виде, в котором тот их представил, при этом никаких советов по оформлению подписных листов ему не давал. В письменном подтверждении он указал, что общее количество листов составляет 5, а не 3.

Свидетель ФИО7- заместитель председателя Территориальной избирательной комиссии и член муниципальной избирательной комиссии вышеуказанные объяснения заявителя Чебодаева С.П. подтвердила, дополнительно указав, что последний является ныне действующим главой, ранее неоднократно участвовал в избирательных кампаниях, подписные листы он оформил в соответствии с ранее действовавшей редакцией закона РХ Номер обезличенЗРХ: только на лицевой стороне листа. Между тем, как в соответствии с ныне действующими требованиями подписной лист может быть заполнен с лицевой и оборотной стороны, если необходимое количество подписей избирателей в него не входит, то изготавливается второй и последующий подписной лист в соответствии с образцами- приложениями к закону РХ.

Свидетели ФИО10, ФИО9 и ФИО8 подтвердили, что в подписном листе, представленным им Чебодаевым С.П. расписались они в поддержку его как кандидата на должность главы МО Матурский сельсовет.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей и заключение прокурора, полагающего необходимым Чебодаеву С.П. в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

Решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 15 августа 2005 года №77/527-4 полномочия избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований возложены на территориальные избирательные комиссии в Республике Хакасия.

Решением Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту ТИК) Таштыпского района №93/434-2 от 19 июля 2010 года утвержден примерный порядок проверки соблюдения порядка подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах при проведении выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований муниципального образования Таштыпский район. (приложение№1)

Решением ТИК Таштыпского района №90/423-2 от 21.06.2010 г. утверждено Положение о Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в окружную, муниципальную избирательные комиссии при проведении выборов глав муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований муниципального образования Таштыпский район (приложение №1) и создана Рабочая группа (приложение№2).

Решением ТИК Таштыпского района от 01 марта 2010 года №83/399-2 утвержден ее Регламент, где прописаны, в том числе права и обязанности членов комиссии.

Решением Совета депутатов муниципального образования Матурский сельсовет №21 от 15 июля 2010 года назначены выборы главы МО Матурский сельсовет. Данное решение опубликовано в газете «Земля таштыпская» 16 июля 2010 года, что подтверждается соответствующим номером указанной газеты.

26 июля 2010 года Чебодаев С.П. уведомил муниципальную избирательную комиссию о самодвижении кандидатом на должность главы МО Матурский сельсовет и сдал необходимые документы, что подтверждается соответствующим заявлением Чебодаева С.П. и письменным подтверждением о приеме документов, представленных в муниципальную избирательную комиссию по выборам главы МО Матурский сельсовет.

Согласно письменному подтверждению, выданному Чебодаеву С.П. членом муниципальной избирательной комиссии ФИО6, им Дата обезличена г. в 16.30 часов приняты от Чебодаева С.П. документы, необходимые для регистрации кандидатом: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата- 3 листа, протокол об итогах сбора подписей избирателей-1 лист и информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях- 1 лист.

В ходе судебного разбирательства по делу между заявителем Чебодаевым С.П. и заинтересованным лицом- ТИК Таштыпского района, выполняющей полномочия муниципальной избирательной комиссии, возник спор относительно указания в вышеуказанном письменном подтверждении количества принятых листов: 3 или 5, что правового значения не имеет, поскольку, как видно из подлинника подписных листов (подписного листа, как утверждает заявитель и его представитель) указанный документ выполнен на трех листах, что также подтверждается собственноручно составленным Чебодаевым С.П. протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы МО Матурский сельсовет Чебодаева С.П., выдвинутого в порядке самовыдвижения, от 03 сентября 2010 года, согласно которому имеется одна папка с тремя подписными листами с 21й подписью.

Заявителем Чебодаевым С.П. для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет в избирательную комиссию были представлены, помимо иных необходимых документов, как он утверждает, один подписной лист с подписями 21 избирателя в поддержку его выдвижения.

Как следует из подлинника данного подписного листа, изготовлен он на трех стандартных листах бумаги, соединенных между собой посредством скрепки и прошит нитками, на оборотной стороне третьего лица имеется заверительная надпись: «прошито, пронумеровано 3 (три) страницы, С.П.Чебодаев 3.09.2010», имеется подпись и две печати ТИК Таштыпского района.

Первый лист вышеуказанного документа имеется наименование, соответствующее образцам- приложениям №№1 и 2 к Закону №34-ЗРХ, там же указаны и иные реквизиты, приведенные в образцах, согласно требованиям, изложенным в п. 6 ст.22 ст.Закона РХ №34-ЗРХ; сведения об избирателях и их личные подписи в количестве 6. С оборотной стороны данного листа имеется заверительная надпись кандидата Чебодаева С.П..

Второй лист того же документа с лицевой стороны содержит сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения, адресе гражданина, его паспортные данные, дата и подпись, при этом нумерация начинается с цифры 7 и заканчивается цифрой 19 с оборотной стороны имеется удостоверение подписного листа кандидатом Чебодаевым С.П..

Третий лист того же документа с лицевой стороны содержит сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения, адресе гражданина, его паспортные данные, дата и подпись, при этом нумерация начинается с цифры 20 и заканчивается цифрой 21, на той же стороне имеется удостоверительная надпись кандидата Чебодаева С.П. от 02.09.2010 г..

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 38 вышеназванного Закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформление подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В силу п.1.1 ст.38 того же Закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

При проведении проверки подписей избирателей, участков референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, праве присутствовать любой кандидат, представившей для регистрации необходимое количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума. (п.6 ст.38) По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. (п.7 ст.38)

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшему кандидата, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. (п.23 ст.38)

Основания для отказа в регистрации кандидата приведены в пункте 24 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.

Аналогичные вышеизложенным положения содержатся и в Законе Республики Хакасия от 10.06.2005 г. №34-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республики Хакасия» (в последующих редакциях).

Так, согласно п.5 ст.22 вышеуказанного Закона в редакции Закона РХ от 08.06.2010 г. №60-ЗРХ, сбор подписей избирателей производится на подписных листах, которые изготавливаются инициаторами выдвижения самостоятельно по форме, указанной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону. Примечания, помещенные в указанных приложениях, размещаются в подписных листах инициаторами выдвижения по их желанию. Подписные листы могут быть изготовлены как в горизонтальном, так и вертикальном исполнении. Изготовление подписных листов оплачивается за счет средств избирательного фонда кандидата. Допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной сторонах подписного листа.

Согласно ранее действовавшей редакции п.5 ст.22 Закона РХ сбор подписей производится только на одной стороне подписного листа.

В связи с чем суд полагает убедительными показания свидетеля ФИО7 о допущенной заявителем Чебодаевым С.П. ошибке при оформлении подписных листов в соответствии с ранее действовавшей нормой закона- только на лицевой стороне листа, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, заявитель Чебодаев С.П. является действующим главой МО Матурский сельсовет, ранее неоднократно участвовал в избирательных кампаниях.

Подписной лист заверяется непосредственно лицом, проводившим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество полностью, число, месяц и год рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист. После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, подсчитывают общее число подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, осуществившим соответствующий подсчет. В протоколе указывается количество представляемых подписных листов и количество представляемых подписей избирателей. Данные об итогах сбора подписей избирателей должны соответствовать представляемым в соответствующую комиссию документам. (п.п.10, 11 ст. 22 Закона Республики Хакасия от 10.06.2005 г. №34-ЗРХ)

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что составленный кандидатом на должность главы МО Матурский сельсовет Чебодаевым С.П. протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы оформлен в соответствии с действующим законом и подтверждает выводы избирательной комиссии о предоставлении указанным кандидатом в избирательную комиссию именно трех подписных листов, а не одного подписного листа на трех страницах, как он утверждает.

Указание члена избирательной комиссии ФИО6 о необходимости прошива и нумерации представленных кандидатом на должность главы МО Матурский сельсовет Чебодаевым С.П. подписных листов основано на п.2 ст.23 Закона Республики Хакасия «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», согласно которому подписные листы, представляемые в соответствующую комиссию, должны быть сброшюрованы в виде папок, иметь сквозную нумерацию листов в пределах папки и подписей избирателей в пределах подписного листа.

Порядок проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, предусмотрен ст.24 вышеприведенного Закона РХ. По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признаны достоверной либо недостоверной или недействительной. (п.6) При этом установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается. (п.13)

В связи с наличием этого прямого запрета, суд приходит к выводу о надуманности доводов представителя заявителя Чебодаева С.П.- адвоката Ошарова В.И. о том, что в случае разъяснения членами избирательной комиссии кандидату о неверном оформлении подписного листа, достоверность подписей избирателей можно было бы проверить путем их вызова и опроса. По этой же причине судом не принимаются во внимание показания свидетелей ФИО10, ФИО9 и ФИО8.

Основания для признания подписей избирателей в подписных листах недостоверными и недействительными предусмотрены п.п. 9 и 10 ст.24 названного Закона РХ.

Так, согласно подп.11 п.10 ст.24 которого недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, если такой подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 5-8 статьи 22, частями 3,4,6 статьи 22(1) настоящего Закона, и (или) в случае несоответствия формы подписного листа приложениям 1,2 и 3 (1) к настоящему Закону.

03 сентября 2010 года кандидат на должность главы МО Таштыпский район Чебодаев С.П. ТИК Таштыпского района уведомлен о проведении 10 сентября 2010 года в 16.00 часов заседания рабочей группы по проверке представленных им подписных листов и регистрации его кандидатуры на должность главы МО Матурский сельсовет.

Из представленной суду ведомости проверки- приложения к протоколу об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации в избирательную комиссию кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет Чебодаевым С.П., полученной последним 10.09.2010 г., что подтверждается его распиской на оборотной стороне ведомости, следует, что 6 подписей в 1м подписном листе признаны действительными, 15 подписей на 2м и 3м подписных листах- недействительными на основании подп.11 п.10 статьи 24 ЗХР «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия».

Из вышеприведенного документа видно, что основания для признания 15 подписей избирателей недействительными в нем приведены, указание в нем иной нумерации подписей избирателей правового значения для дела не имеет. Доводы заявителя о недействительности данного документа по причине отсутствия указания номера статьи и наименования закона напротив каждого номера подписи избирателя суд полагает несостоятельными, как не основанные на законе.

Аналогичный вывод- о недействительности 15 подписей избирателей из 21 содержится и в протоколе об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписанных листах, представленных для регистрации в избирательную комиссию МО Матурский сельсовет кандидатом Чебодаевым С.П..

10 сентября 2010 года муниципальной избирательной комиссией по выборам главы муниципального образования Матурский сельсовет с участием кандидата на должность главы МО Матурский сельсовет Чебодаева С.П. проведено заседание с повесткой дня: «об отказе в регистрации Чебодаеву С.П. кандидатом на должность главы МО Матурский сельсовет» в связи с тем, что при проверке рабочей группы достоверности данных, содержащихся в подписных листах, 15 из 21 подписи избирателей признаны недействительными по причине того, что они выполнены на подписных листах №№2 и 3, которые изготовлены с несоблюдением требований, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Закона РХ, согласно которым в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата, а также наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат; при этом допускается заполнение подписной листа на лицевой и оборотной стороне, являющейся продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей и заверительной подписью на оборотной стороне. На основании итогов голосования муниципальная избирательная комиссия решила отказать Чебодаеву С.П. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет.

Согласно части 6 статьи 25 Закона Республики Хакасия от 10.06.2005 года № 34-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов соответствующая комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основания для отказа в регистрации устанавливаются Федеральным законом.

Решением муниципальной избирательной комиссии по выборам главы МО Матурский сельсовет от 10 сентября 2010 года №5/5 Чебодаеву С.П., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность главы МО Матурский сельсовет отказано на основании выявления более 10 процентов недействительных подписей избирателей, что предусмотрено подп. «д» п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Проверив представленные заинтересованным лицом документы, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией требования о порядке проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, регламентированные ст.24 Закона РХ от 10.06.2005 г. №34-ЗРХ соблюдены полностью.

Не соблюдение избирательной комиссией требований п.1(1) ст.25 вышеназванного закона в части сроков уведомления кандидата о заседании избирательной комиссии при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов правового значения для дела не имеет, поскольку п.1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит прямой запрет на внесение уточнений и дополнений в подписные листы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Поскольку таковых не установлено, то судом не найдено оснований для удовлетворения вышеизложенных требований заявителя Чебодаева С.П. в полном объеме, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении всех требований заявителя отказать.

При этом суд не принимает во внимание представленный заявителем Чебодаевым С.П. в ходе судебного разбирательства по делу 2й экземпляр подписного листа, состоящий из трех стандартных листов бумаги, соединенных между собой с помощью скрепок и клея, полагает, что он правового значения для дела не имеет, поскольку предметом исследования по настоящему делу является подписной лист, сданный кандидатом в избирательную комиссию.

Также суд не принимает во внимание доводы заявителя Чебодаева С.П. в части того, что им в избирательную комиссию был сдан один подписной лист на трех страницах, в связи с тем, что как уже указано выше, он таковым не является, кроме того, ссылки заявителя на то, что он не понимает разницы между листом и страницей, суд полагает надуманными, поскольку понятия «лист» и «страница» (оборотная сторона листа бумаги) являются общеизвестными.

Суд признает несостоятельными и доводы заявителя Чебодаева С.П., его представителя адвоката Ошарова В.И. о том, что членами избирательной комиссии ФИО6 и ФИО7 первый введен в заблуждение, об отсутствии надлежащих консультаций со стороны членов избирательной комиссии как перед сдачей кандидатом Чебодаевым подписных листов, так и в день их сдачи, поскольку введение в заблуждение не нашло своего объективного подтверждения, а обязанность проведения каких- либо консультаций для кандидатов ни действующим законодательством, ни Регламентом на членов избирательной комиссии не возложена.

Неверное истолкование заявителем Чебодаевым С.П. содержания п.5 ст.22 Закона Республики Хакасия «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» не является основанием для удовлетворения его требований.

В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных Чебодаевым Семеном Прокопьевичем требований о об отмене решения муниципальной избирательной комиссии по выборам главы муниципального образования Матурский сельсовет от 10 сентября 2010 года № 5/5 «Об отказе Чебодаеву Семену Прокопьевичу в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет», возложении на муниципальную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования Матурский сельсовет, об исправлении в письменном подтверждении количества листов на 1 единицу, признании ведомости проверки- приложение к протоколу об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, не соответствующей действительности и о признании недействительным протокола об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Таштыпский районный суд.

Председательствующий судья