Решение
Именем Российской Федерации
09 октября 2010 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в селе Таштып
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.
при секретаре Тюмерекове В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Таштыпского района об отмене решения Совета депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет от 03 августа 2010 года №162 «О назначении референдума по самообложению граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет»,
Установил:
Прокурор Таштыпского района обратился в суд с заявлением об отмене решения Совета депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет от 03 августа 2010 года №162 «О назначении референдума по самообложению граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет» как нарушающего конституционное право граждан на участие в референдуме, мотивировав свои требования тем, что федеральный законодатель установил право проведения референдума по вопросу самообложения граждан разовыми платежами для решения вопросов местного значения, поставленный же в оспариваемом решении о назначении референдума вопрос подразумевает систематичность внесения гражданами, проживающими в поселении, платежей в целях организации сбора и вызова бытовых отходов и мусора, организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения (ежегодные разовые платежи в течение 5 лет), имеет признаки налога, перечисленные в пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса, который устанавливать ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом, запрещено в силу п.5 ст.3 указанного Кодекса. Из чего следует, что формулировка вопроса, вынесенного на референдум, изначально имеет порок содержания в части указания на его многократность. Считает, что вынесение на референдум незаконно постановленного вопроса не позволит выявить истинное волеизъявление граждан, чем будет нарушено их право на участие в референдуме.
В судебном заседании прокурор Таштыпского района Дубровин А.В. свои требования поддержал, в их обоснование привел доводы, аналогичные вышеизложенным, дополнительно указав, что полагает, что незаконно поставленным вопросом на референдум Советом депутатов нарушаются конституционные права граждан на участие в управлении делами государства, выражение своего мнения, и практически вынуждает их принять незаконное решение.
В дальнейшем прокурор Таштыпского района Дубровин А.В., поддерживая предмет и основания, ранее заявленные требования в соответствии со ст.39 ГПК РФ изменил: просил суд признать решение Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет от 03.08.2010 г. №162 «О назначении референдума по самообложению граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет» как нарушающее конституционное право граждан на участие в референдуме, - незаконным с момента принятия. Кроме того, полагает, что поставленный Советом депутатов вопрос на референдум не соответствует правилам русского языка, фактически это не вопрос, а утверждение.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования Таштыпский район Ланкин И.Г. с требованиями прокурора Таштыпского района, в том числе измененными, не согласился, поскольку предложенный Советом депутатов вопрос на референдум не противоречит действующему законодательству, оспариваемое прокурором решение Совета депутатов не нарушает права граждан, со стороны которых до настоящего времени не поступило жалоб либо иных обращений по поводу нарушения их прав изданием оспариваемого решения.
Представители заинтересованного лица- Территориальной избирательной комиссии муниципального образования Таштыпский район, исполняющей полномочия муниципальной комиссии референдума Таштыпский сельсовет, Казыханов Х.Х. и Кайлачакова Т.А. с требованиями прокурора Таштыпского района не согласились, полагают оспариваемое прокурором Таштыпского района решение Совета депутатов законным и обоснованным.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии с п.п.18 и 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и мест захоронения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены определенными полномочиями (ст.17 Федерального закона №131- ФЗ), к которым отнесены и: организационное и материально- техническое обеспечение подготовки местного референдума (п.5 ч.1 ст.17); иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований (п.9 ч.1 ст.17).
Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. (ч.3 статьи 17)
Согласно ч.1 ст.22 вышеназванного Закона в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования, в том числе, по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой им совместно. ( п.3 ч.3 ст.22) Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации ( часть 4 статьи 22).
Право на обжалование прокурором решения о проведении местного референдума в судебном порядке предусмотрено частью 9 статьи 22 ФЗ-131.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшее непосредственное выражение власти народа- референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1,2 и 3)
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Институт референдума урегулирован Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (№67-ФЗ от 12 июня 2002 года) и законе субъекта Российской Федерации- Законом Республики Хакасия «О местном референдуме в Республике Хакасия» (№64-ЗРХ от 16 ноября 2006 года).
В силу ст.4 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2006 года №64-ЗРХ «О местном референдуме в Республике Хакасия» на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству Республики Хакасия.
Частью 6 статьи 4 вышеназванного Закона и ч.5 ст.6 Федерального конституционного закона №5-ФЗК от 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации» предусмотрен перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается. (пункт 7 статьи 4)
Частью 1 статьи 6 Закона Республики Хакасии от 16 ноября 2006 года №64-ЗРХ определено, что инициатива проведения референдума принадлежит: 1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме; 2) избирательному объединению, иному общественному объединению, Устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на местном или более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам (часть 2 статьи 6 Закона №64-ЗРХ).
Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, Уставом муниципального образования. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частью 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. ( статья 7 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2006 года №64-ЗРХ «О местном референдуме в Республике Хакасия»)
Решением Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет №24 от 05 января 2006 года принят Устав Муниципального образования Таштыпский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия.
Статьей 7 вышеприведенного Устава закреплены права граждан Российской Федерации, проживающих на территории поселения, на осуществление местного самоуправления, в том числе путем участия в местном референдуме.
Вопросы местного значения поселения определены статьей 9 Устава МО Таштыпский сельсовет, к ним отнесены, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (подп.17 п.1); организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (подп.21 п.1).
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения предусмотрены статьей 10 Устава, к ним отнесены, и организационное и материально- техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума (подп.6 п.1); а также иные полномочия в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, настоящим Уставом (подп.10 п.1).
Полномочия органов местного самоуправления, установленные статьей 10 Устава, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно. (п.3 ст.10)
Согласно ст.12 Устава МО Таштыпский сельсовет к формам непосредственного участия населения поселения в осуществлении местного самоуправления относится и местный референдум, который проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения (п.1 ст.13). Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом поселения, в том числе по инициативе представительного органа поселения и главы поселения, выдвинутой ими совместно (подп.3 п.3 Устава). Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом поселения и главой поселения, оформляется правовыми актами представительного органа поселения и главы поселения ( пункт 4 Устава).
Статьей 22 вышеприведенного Устава предусмотрена возможность проведения опроса граждан на всей территории поселения или части его территории для выявления мнения населения и его учета органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Опрос граждан может проводиться по инициативе органа поселения или главы поселения по вопросам местного значения.
В силу подп.1 п.1 ст.57 Устава к собственным доходам местных бюджетов относятся, в том числе средства самообложения граждан.
Согласно ст.58 Устава под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей поселения, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей поселения, для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме.
Решением Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет №153 от 24 июня 2010 года утверждено Положение «О самообложении граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет». Указанное решение опубликовано в газете «Таштыпский вестник» №11 (11) от 16 июля 2010 года.
Решением Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет №170 от 03 сентября 2010 года внесены изменения в Решение №153 от 24 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О самообложении граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет»». Указанное решение опубликовано в газете «Таштыпский вестник» №19 (19) от 10 сентября 2010 года.
Согласно внесенным в Положение изменениям, в нем предусмотрены общие положения о самообложении граждан в МО Таштыпский сельсовет, разъясняется содержание понятия «самообложение граждан» (статья 1 ), а также то, что оно вводится на территории МО по решению, принятому на местном референдуме. Статьей 2 определено по чьей инициативе проводится местный референдум по вопросу о введении самообложения граждан в муниципальном образовании, порядок принятия решения о назначении местного референдума (статья 3) и др..
Решением Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет №162 от 3 августа 2010 года назначено проведение местного референдума по самообложению граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет на 10 октября 2010 года. На местный референдум вынесен вопрос: « Согласны ли Вы на введение с 2011 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения с граждан, достигших возраста 18 лет, в размере 50 (пятьдесят) рублей, для решения вопросов местного значение: организации сборы и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения». Данное решение опубликовано в газете «Таштыпский вестник» №14 (14) от 06 августа 2010 года и газете «Земля таштыпская» от 13 августа 2010 года.
Выполнение Советом депутатов МО Таштыпский сельсовет при подготовке референдума требований ст.ст.44,45 и 46 Федерального закона от 12.02.2002 г. №67-ФЗ в последующей редакции «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» об информационном обеспечении местного референдума подтверждается следующими документами:
Так, из представленных заинтересованным лицом- Советом депутатов МО Таштыпский сельсовет анонимных анкет, форма которых опубликована в газете «Таштыпский вестник», учредителями которой являются Администрация и Совет депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет, №11 (11) от 16 июля 2010 года, видно, что Советом депутатов изучалось мнение жителей поселения относительно возможности введения самообложения, соответственно, разрешения вопроса о необходимости проведения местного референдума по данному вопросу, чему предшествовала и другая работа Совета депутатов и муниципальной избирательной комиссии референдума: сообщение в газете «Таштыпский вестник» №22 (22) от 1 октября 2010 года о проведении референдума по самообложению, где указана формулировка вопроса референдума и дано разъяснение о возможности граждан выразить свое мнение относительно него; в том же номере газеты опубликована статья председателя ТИК Таштыпского района «За чистоту всем миром» (под заголовком «Решаем сообща»); в №11 (11) от 16 июля 2010 года статья заместителя председателя Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет «Что такое самообложение граждан». Также в данной газете публиковались мнения жителей с.Таштып относительно проведения местного референдума: №16 (16) от 20 августа 2010 года, №13 (13) от 30 июля 2010 года. В номере газеты №11 (11) от 16 июля 2010 года опубликованы результаты социологического опроса по самообложению граждан, проведенного в с.Таштып 8 июля 2010 года, из опрошенных 87 человек 73 респондентов подтвердили, что им известно, что такое самообложение. Решением Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет №157 от 13 июля 2010 года, опубликованном в том же номере, на 10 октября 2010 года назначен местный референдум, однако решением того же Совета №161 от 3 августа 2010 года решение №157 отменено, решение №161 опубликовано в газете «Таштыпский вестник» №14 (14) от 6 августа 2010 года.
Территориальной избирательной комиссией Таштыпского района, исполняющей полномочия муниципальной комиссии референдума Таштыпский сельсовет, на основании решения №118/736-5 от 30 августа 2010 года Избирательной комиссии Республики Хакасия, в соответствии со ст.46 Закона Республики Хакасия «О местном референдуме в Республике Хакасия» утверждены форма и текст бюллетеня для участия в голосовании на референдуме, бланки бюллетеней изготовлены, что подтверждается представленными документами: договором с Акционерным коммерческим Сберегательным Банком Российской Федерации (Открытое акционерное общество) от 23 августа 2010 года на открытие счета; решением №1/1 от 13 сентября 2010 года «Об утверждении формы и текста избирательного бюллетеня для голосования на референдуме МО Таштыпский сельсовет и о числе изготавливаемых бюллетеней»; решением №2/2 от 17 сентября 2010 года «Об изготовлении бюллетеней референдума муниципального образования Таштыпский сельсовет»; договором №45 от 16 сентября 2010 года с ООО ИПП «Журналист» на изготовление бюллетеней для голосования на местном референдуме; актом передачи избирательных бюллетеней для голосования на местном референдуме МО Таштыпский сельсовет от полиграфической организации ООО «ИПП «Журналист»» от 20 сентября 2010 года, актом об уничтожении лишних и отбракованных избирательных бюллетеней и офсетных пластин; бланком бюллетеня референдума для голосования на местном референдуме МО Таштыпский сельсовет 10 октября 2010 года; решением ТИК Таштыпского района от 30 сентября 2010 года №101/5162 «О досрочном голосовании на референдуме муниципального образования Таштыпский сельсовет».
Представленный суду муниципальной комиссией референдума Таштыпский сельсовет бюллетень для участия в голосовании на референдуме соответствует требованиям, предъявляемым к нему ст.70 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 г. №5-ФКЗ в последующей редакции «О референдуме Российской Федерации», а также ч.4 ст.46 Закона Республики Хакасии №64 ЗРХ от 16.11.2006 г. в последующей редакции.
В силу ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 255 ГПК к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Совокупность исследованных по делу доказательств позволяет суду прийти к достоверному выводу о том, что местный референдум по решению вопроса о самообложении граждан- жителей поселения (села Таштып) Советом депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет назначен в соответствии с вышеприведенными требованиями федерального и регионального законодательства.
Оспаривание прокурором Таштыпского района решения Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет №162 от 3 августа 2010 года обусловлено, по его мнению, незаконной постановкой вопроса референдума, который, кроме того, не соответствует правилам русского языка, и носит утвердительный характер. Однако, с этими доводами прокурора суд согласиться не может и не находит оснований для удовлетворения его требований о признании решения Совета депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет от 03.08.2010 года №162 «О назначении референдума по самообложению граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет» незаконным с момента принятия, поскольку в силу ст.255 ГПК РФ не представил доказательств этому, в том числе и ни одного обращения к нему избирателей - граждан поселения, заявивших о нарушении их конституционных прав. По мнению суда, постановка Советом депутатов вышеуказанного вопроса на референдум, являющегося с точки зрения прокурора незаконным, сама по себе не нарушает права избирателей- граждан поселения на участие в местном референдуме. Также суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что вопрос референдума, изложенный в оспариваемом им решении Совета депутатов МО Таштыпский сельсовет, не соответствует правилам русского языка, т.к. в нем отсутствует знак вопроса, поскольку по смыслу действующего законодательства о референдуме, референдум- это голосование по вопросу (вопросам), по содержанию вопроса референдума, изложенного в решении Совета депутатов №162 от 3.08.2010 г. по причине отсутствия вопросительного знака, не может быть признан утверждением, а является именно вопросом, о чем свидетельствует и наличие в бюллетене двух вариантов ответа: «за» и «против», что предусмотрено ч.2 ст.63 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
Кроме того, суд отмечает, что таких правовых оснований для признания решения органа местного самоуправления незаконным с момента принятия как неправильная постановка вопроса референдума, без подтверждения того, что тем самым нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, действующим Гражданско- процессуальным законом не предусмотрено.
В связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных прокурором Таштыпского района требований отказать.
В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявленных прокурором Таштыпского района требований о признании решения Совета депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет от 03.08.2010 года №162 «О назначении референдума по самообложению граждан муниципального образования Таштыпский сельсовет» незаконным с момента принятия отказать.
Настоящее решение в 5ти дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия с подачей кассационной жалобы через Таштыпский районный суд.
Председательствующий судья