восстановить на работе в качестве главы МО



Решение

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в селе Таштып

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.

с участием и.о. прокурора Таштыпского района Шарова С.Н.

при секретаре Тюмерекове В.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебодаева Семена Прокопьевича к администрации муниципального образования Матурский сельсовет о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

Установил:

Чебодаев С.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Матурский сельсовет (далее по тексту АМО Матурский сельсовет) о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, мотивируя свои требования тем, что в АМО Матурский сельсовет он работал в качестве главы с 30 октября 2005 года, распоряжением вновь избранного главы от 15 октября 2010 г. №140лс был уволен на основании п.1 ст.40 Устава МО Матурский сельсовет в связи с прекращением срока полномочий и вступлением в должность вновь избранного главы поселения, с чем он не согласен, поскольку сам он (истец) был избран на 5 лет, вновь избранный глава в должность 15 октября 2010 г. не вступил, расчет при увольнении ему выдали 21 октября 2010 года.

В дальнейшем истец Чебодаев С.П. ранее заявленные требования неоднократно уточнял: так 10.11.2010 г. он просил изменить запись в трудовой книжке, где указать, что он уволен 19 октября 2010 г. в связи со вступлением в должность нового главы с указанием статьи Трудового кодекса; 17.11.2010 г. просил изменить запись в трудовой книжке, указав: «уволен по ст.81 ТК РФ 29.10.2010 г. в связи с прекращением срока полномочий»; оплатить средний заработок за 14 дней в сумме Номер обезличен рублей Номер обезличен копеек, взыскать компенсацию морального вреда в сумме Номер обезличен тысяч рублей; 22.11.2010 г. просил отменить распоряжение вновь избранного главы №140ЛС от 15.10.2010 г. как незаконное; взыскать с АМО Матурский сельсовет в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в период времени с 16 по 29 октября 2010 года и компенсацию морального вреда в размере Номер обезличен тысяч рублей.

В судебном заседании истец Чебодаев С.П. свои ранее заявленные требования уточнил, просил суд восстановить его в должности главы МО Матурский сельсовет, отменить распоряжение вновь избранного главы №140ЛС от 15.10.2010 г. как незаконное; взыскать с АМО Матурский сельсовет в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в период времени с 16 по 29 октября 2010 года и компенсацию морального вреда в размере 250 тысяч рублей, мотивируя свои требования тем, что решением избирательной комиссии от 31.10.2005 г. он был избран главой муниципального образования Матурский сельсовет, согласно Уставу на 5 лет, вследствие чего его полномочия заканчивались 29.10.2010 г.. Вновь избранный глава ФИО4 15 октября 2010 года еще в должность не вступил, т.к. решение избирательной комиссии об его избрании официально было опубликовано в газете «Земля таштыпская» 19 октября 2010 года, вследствие чего не имел права издавать распоряжение. Трудовую книжку он получил 15 октября 2010 года, а расчет только 21 октября 2010 г.. Ответчик не вовремя подал сведения об изменении главы в налоговую инспекцию, вследствие чего он был лишен возможности своевременно встать на учет в службе занятости. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который выражается в переживаниях по поводу того, что он был не готов, что его уволят с 15 октября 2010 г., т.к. надеялся доработать до 29 октября, распоряжение об увольнении издал не вступивший в должность глава, ему не вовремя выдали расчет при увольнении и своевременно не подали сведения в налоговую инспекцию. Заявленный размер компенсации морального вреда считает обоснованным.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Матурский сельсовет (далее по тексту АМО Матурский сельсовет) ФИО4 с требованиями истца Чебодаева С.П. не согласился, поскольку он, как вновь избранный глава, 15 октября 2010 года вступил в должность, в тот же день бывший глава передал ему документы, о чем был составлен акт, распоряжение об увольнении Чебодаева им издано на законных основаниях. Трудовую книжку истцу выдали 15 октября 2010 года, расчет при увольнении 21 октября 2010 года, что вызвано тем, что истец лишил главного бухгалтера электронной подписи и пока ее восстановили, ушло время, кроме того, деньги они получили 20 октября, пригласили истца для их получения, но тот получил их только 21 октября.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагающего необходимым требования истца удовлетворить частично путем взыскания денежной суммы за задержку в выплате расчета и разумной компенсации морального вреда, в остальной части заявленных требований отказать, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

Согласно п.1 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в последующих редакциях) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования в том числе, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. (подп.1 п.2).

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона №№67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в последующих редакциях) срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах). Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81.1 и пунктом 4 статьи 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

Статьей 9 того же Закона определена обязательность проведения выборов, согласно которой выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Согласно ст.10 выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.

В силу ст.72 вышеуказанного Федерального закона официальное опубликование результатов выборов, референдума, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия №34- ЗРХ от 10 июня 2005 года «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» ( в последующих редакциях) настоящий Закон определяет порядок подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Республики Хакасия выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований (далее - выборы) осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований определяется уставами муниципальных образований. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии.

Согласно ст.4 вышеназванного закона выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального образования предыдущего созыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 10 и пунктом 8 статьи 81(1) Федерального закона.

В соответствии со ст.57 того же Закона муниципальная, окружная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного главой муниципального образования, депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Соответствующая комиссия после официального опубликования результатов выборов главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования и выполнения требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, регистрирует избранного главу муниципального образования, депутата и выдает ему удостоверение об избрании. (п.3)

В силу ст.58 Закона №34- ЗРХ от 10 июня 2005 года итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по территории муниципального образования, в границах которого проведены выборы главы муниципального образования, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии, должны предоставляться для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Муниципальная комиссия, окружная комиссия направляет общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. (п.2)

Пунктом 4 статьи 38 Устава муниципального образования Матурский сельсовет, принятого третьей сессией первого созыва МО Матурский сельсовет (решение №14 от 03.01.2006 г. в последующих редакциях) глава поселения избирается жителями поселения на муниципальных выборах на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст. 39 Устава срок полномочий главы поселения составляет 5 лет. Полномочия главы начинаются со дня вступления его в должность. Избранный глава вступает в должность с момента его регистрации избирательной комиссией поселения.

Полномочия главы поселения прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. (п.1 ст.40 Устава)

Как следует из представленных в материалы дела документов, действительно истец Чебодаев С.П. решением избирательной комиссии муниципального образования Матурский сельсовет №7/7 от 31 октября 2005 г. признан избранным главой МО Матурский сельсовет.

Решением Совета депутатов МО Матурский сельсовет №21 от 15 июля 2010 года на 10 октября 2010 года назначены выборы главы поселения.

Решением муниципальной комиссии по выборам главы МО Матурский сельсовет №9/10 от 11 октября 2010 года ФИО4 признан избранным главой МО Матурский сельсовет. Указанное решение подлежало опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете на сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Решением муниципальной комиссии по выборам главы МО Матурский сельсовет №10/11 от 15 октября 2010 года ФИО4 зарегистрирован избранным главой МО Матурский сельсовет, ему выдано удостоверение об избрании. Указанное решение подлежало опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете на сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия. И с указанной даты в силу вышеприведенного законодательства и Устава МО Матурский сельсовет прекращены полномочия ранее избранного (действующего) главы МО Матурский сельсовет Чебодаева С.П., а вновь избранный глава ФИО4 приступил к исполнению полномочий.

Информация о признании выборов состоявшимися и признании избранным главой МО Матурский сельсовет ФИО4 муниципальной избирательной комиссией опубликована в газете «Земля таштыпская» от 15 октября 2010 года, решение избирательной комиссии (полный текст) опубликовано в той же газете от 19 октября 2010 года. Однако последнее правового значения для дела не имеет, поскольку кроме изложенного, вышеуказанные решения размещены в Интернете, доказательств обратному истцом суду не представлено.

Актом АМО Матурский сельсовет от 15 октября 2010 года подтверждается вступление в должность главы данного муниципального образования вновь избранного главы ФИО4, поскольку указанного числа последний принял материальные ценности от главы того же поселения Чебодаева С.П., что истцом не оспаривается.

15 октября 2010 года вновь избранным главой МО Матурский сельсовет ФИО4 в соответствии со ст. 39 Устава издано распоряжение о прекращении срока полномочий главы МО Матурский сельсовет Чебодаева С.П., с которым последний того же числа ознакомлен. 15 октября 2010 года ему выдана трудовая книжка, что подтверждается книгой №04-12 учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Исследованные по делу доказательства позволяют суду прийти к выводу о том, что, несмотря на установленный в Уставе МО Матурский сельсовет срок полномочий главы данного муниципального образования- 5 лет, и решение муниципальной избирательной комиссии от 31 октября 2010 года о признании избранным главой Чебодаева С.П. на этот же срок, оснований для восстановления последнего в должности главы МО Матурский сельсовет на период времени с 16 по 29 октября 2010 года не имеется, доводы истца в этой части правового значения для дела не имеют, поскольку основаны на неверном истолковании действующего законодательства.

Так, по смыслу действующего законодательства избрание главы муниципального образования сроком на 5 лет не означает, что срок его полномочий заканчивается спустя пять лет в день его предыдущего избрания, Уставом МО Матурский сельсовет четко регламентирована дата вступления в должность вновь избранного главы и прекращение полномочий ранее избранного главы. Решение о назначении выборов главы МО Матурский сельсовет №21 от 15 июля 2010 года принято уполномоченным органом в установленном в вышеприведенном законодательстве порядке, выборы назначены в установленный законом срок- второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий действующего главы. Выборы главы муниципального образования в установленном порядке признаны состоявшимися и вновь избранный глава в соответствии со ст. 57 Республики Хакасия №34- ЗРХ от 10 июня 2005 года «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» ( в последующих редакциях) вступил в должность главы МО Матурский сельсовет. В связи с чем ссылки истца Чебодаева С.П. на то, что последний мог продолжать работать в предыдущей должности до 29 октября 2010 года, несостоятельны.

На основании вышеизложенного судом не усматривается оснований для удовлетворения требований истца Чебодаева С.П. в части восстановления его в должности главы МО Матурский сельсовет, об отмене распоряжения главы муниципального образования Матурский сельсовет №140ЛС от 15 октября 2010 года как незаконного и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 16 по 29 октября 2010 года, как не основанных на законе, и в их удовлетворении истцу следует отказать.

Однако судом установлено нарушение ответчиком АМО Матурский сельсовет прав истца Чебодаева С.П. в части выплаты ему расчета при прекращении его полномочий, т.е. фактическом расторжении трудовых отношений, подлежащих судебной защите. Так, в нарушение общего правила, установленного ст.140 ТК РФ, истцу Чебодаеву С.П. расчет выплачен не в день прекращения его полномочий- 15 октября 2010 года, а 21 октября 2010 года, что подтверждается платежной ведомостью и справкой ответчика. В связи с чем суд полагает возможным применить ст.236 ТК РФ, предусматривающую материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно Указанию Банка России от 31.05.2010 г. №2450-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 01 июня 2010 года установлена ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75%, что за 6 дней просрочки (исходя из суммы расчета Номер обезличен рублей) составляет Номер обезличен рублей Номер обезличен копейки (Номер обезличен), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика АМО Матурский сельсовет ФИО4, полагает их необоснованными, как не нашедшие своего объективного подтверждения, кроме того, как следует из ст.236 ТК РФ обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено право работника на возмещение причиненного ему морального вреда. Так, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Данную норму права, как и ст.ст.140,236 ТК РФ суд полагает возможным применить по аналогии.

Учитывая, что Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца Чебодаева С.П. в части взыскания компенсации морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями ответчика АМО Матурский сельсовет, выразившиеся в несвоевременной выплате полагающегося ему расчета, и в нарушение требований подп. «л» п.1, п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ( в последующей редакции),- несвоевременной подаче сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, что, в свою очередь, повлекло за собой нарушение права истца на своевременное получение государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из обстоятельств дела, учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер компенсации морального вреда, исходя из объема нарушенных прав истца, требований о разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что истцом Чебодаевым С.П. размер компенсации морального вреда необоснованно завышен, в связи с чем суд полагает размер компенсации морального вреда в Номер обезличен рублей разумным и справедливым. При этом суд не может согласиться с обоснованием размера компенсации морального вреда, приведенным истцом: исходя из размера пособия, которое он мог бы получать как кандидат на должность главы, проигравший выборы, как не основанном на законе.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в размере Номер обезличен рублей, уплаченная им при подаче иска в суд.

В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования Чебодаева Семена Прокопьевича к администрации муниципального образования Матурский сельсовет удовлетворить частично:

Взыскать с администрации муниципального образования Матурский сельсовет в пользу Чебодаева Семена Прокопьевича в счет задержки расчета при увольнении Номер обезличен Номер обезличен копейки, компенсацию морального вреда в сумме Номер обезличен рублей, возврат государственной пошлины в сумме Номер обезличен рублей, всего взыскав Номер обезличен рублей Номер обезличен копейки.

В удовлетворении остальной части требований Чебодаева Семена Прокопьевича к администрации муниципального образования Матурский сельсовет: о восстановлении в должности главы муниципального образования Матурский сельсовет, об отмене распоряжения главы муниципального образования Матурский сельсовет №140ЛС от 15 октября 2010 года и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 16 по 29 октября 2010 года отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Таштыпский районный суд.

Председательствующий судья