о включении жилого дома в состав наследственной массы



                                                                                                                                            

                                                               Решение

                                          Именем     Российской     Федерации

15 мая 2012 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в селе Таштып

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.

при секретаре Горбунове С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шупортяк <данные изъяты> и Султрековой <данные изъяты> к Администрации Таштыпского района о включении имущества в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом,

                                                               Установил:

          Шупортяк Т.Д. и Султрекова В.Д. в лице своего представителя Цветковой Е.В. обратились в суд с иском к Администрации Таштыпского района о включении имущества в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ скончался их отец ФИО3, после его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного в <адрес> РХ. Данный дом был построен отцом на земельном участке, предоставленном ему Большеонским сельсоветом под строительство жилого дома, однако право собственности на дом за отцом зарегистрировано не было. Они, являясь наследниками первой очереди, приняли наследство, открывшее после смерти отца, в связи с чем просят суд включить в наследственную массу Субракова Д.Т. указанный жилой дом, и признать за ними право собственности на него в праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждому.

          В судебном заседании истцы Шупортяк Т.Д. и Султрекова В.Д. заявленные требования поддержали по указанным в исковом заявлении основаниям, кроме того, суду показали, что со слов родителей им известно о том, что дом по <адрес> в <адрес>, построил сам отец, в каком году им точно неизвестно, но все они с рождения проживали в нем, и там постоянно до дня своей смерти проживал отец. За все это время никто притязаний на дом не высказывал, однако из- за отсутствия документов на дом, они не могут оформить право наследство на него.

          Представитель истцов Шупортяк Т.Д. и Султрековой В.Д.- Цветкова Е.В. заявленные требования поддержала по указанным истцами основаниям.

          Представитель ответчика Администрации Таштыпского района Дрыгина Н.В. в судебное заседание не явилась, что не препятствует судебному разбирательству по делу в ее отсутствие, в поданном суду заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указала, что с исковыми требованиями согласна в полном объеме.

          Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Бурнакова В.Д. в судебное заседание не явилась, что не препятствует судебному разбирательству по делу в ее отсутствие, в своем заявлении суду не возражала против удовлетворения заявленных истцами требований.

          Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

          Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия.

          Наличие родственных отношений между наследодателем Субраковым Д.Т. с истцами: Шупортяк (до заключения брака Субраковой) Т.Д., ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>; Султрековой (до заключения брака Субраковой) В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, подтверждаются свидетельством о рождении Субраковой Т.Д. от ДД.ММ.ГГГГ (повторным), свидетельством о рождении Субраковой В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ.

          Вступившим в законную силу решением Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцы Шупортяк Т.Д. и Султрекова В.Д. признаны принявшими наследство, открывшееся после смерти отца Субракова Д.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

          Похозяйственной книгой Номер Большеонского сельского Совета за 1991-1995 г.г. (Кубайка) подтверждается, что в де<адрес> имеется лицевой счет хозяйства Номер, на ДД.ММ.ГГГГ членом хозяйства значится ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, в его личной собственности числится жилой дом площадью 30 кв м, в том числе жилой 20 кв м.

          Согласно домовой книге прописки граждан, прописанных в Кубайском сельсовете, ФИО3 до дня своей смерти был прописан в <адрес>.

          Архивной справкой Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в Похозяйственных книгах Кизасского, М-Анзасского и Кубайского сельских Советов по <адрес> имеются лицевые счета Субракова Д.Т. с 1961 по 1992 г.г.. В 1966 г. в личной собственности хозяйства числится один дом, 1953 года постройки, баня, 15 соток земли. Точный адрес (улица и номер дома) земельного участка и домовладения не указаны.

          Наличие в натуре домовладения (жилого дома), расположенного по <адрес> в <адрес> РХ, подтверждается техническим паспортом здания (строения), согласно которому год постройки <адрес>, общая площадь жилого дома составляет 38,7 кв м.

          Справкой Таштыпского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ по данным выхода в натуру от ДД.ММ.ГГГГ уточнен адрес: <адрес> РХ <адрес>.

          Ответом Муниципального архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие в протоколах заседаний Исполкома Малоанзасского сельского Совета депутатов трудящихся за 1951-1954 г.г., и с 1957 по 1958 г.г. документов о предоставлении земельного участка или ввода в эксплуатацию жилого дома Субракова Д.Т.. Документы за перио<адрес>.г. не сохранились.

          Из ответа Муниципального архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что протоколы заседаний, решений исполкома сельского Совета, похозяйственные книги до 1951 г. на хранение в муниципальный архив не поступали.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. (пункт 1 статьи 1112 ГК РФ)

Согласно пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ к основаниям приобретения права собственности отнесено и то, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

При наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.

К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165 - 1170 настоящего Кодекса. Однако при разделе наследственного имущества правила статей 1168 - 1170 настоящего Кодекса применяются в течение трех лет со дня открытия наследства. (статья 1164 ГК РФ)

          По смыслу пункта 1 статьи 1112 ГК РФ в состав имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства, вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

          Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу из объяснений истцов Шупортяк Т.Д. и Султрековой В.Д., что стороной ответчика не оспаривается и доказательств обратного суду не представлено, указанный выше жилой дом был построен наследодателем Субраковым Д.Т., согласно техническому паспорту в 1940 году, и как усматривается из приведенных выше документов, в органе местного самоуправления он числится как собственность наследодателя, но, как следует из объяснений истцов, что подтверждено в судебном заседании, правоустанавливающие документы на него отсутствуют. Однако в соответствии с действовавшим на момент постройки жилого дома законодательства следует, что:

Статьей 52 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р., принятого Постановлением ВЦИК от ДД.ММ.ГГГГ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалась собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная.

          Статьей 53 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р. к исключительной собственности государства отнесены земля, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты.

          В силу статьи 54 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р. предметом частной собственности могут быть: немуниципализированные строения, предприятия торговые, предприятия промышленные, имеющие наемных рабочих в количестве, не превышающем предусмотренного особыми законами; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.

          Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» в целях установления единства в законодательстве, регулирующем право граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов, и в соответствии со ст. 10 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить, что каждый гражданин и каждая гражданка СССР имеют право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.

2. Отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

          В силу пункта 1 Письма Министерства юстиции СССР №П-49 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов", в связи с которым право застройки было отменено, при совершении нотариальных действий и рассмотрении судебных дел следует исходить из того, что жилые дома, построенные гражданами до ДД.ММ.ГГГГ по договорам застройки, независимо от истечения срока действия этих договоров должны быть признаны принадлежащими этим гражданам на праве личной собственности.

          В соответствии с приведенными выше правовыми нормами, исходя из года постройки спорного жилого дома, установленного компетентным органом Таштыпским филиалом ГУП РХ УТИ, что является наиболее достоверным, суд приходит к выводу о том, что наследодателю ФИО3 на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес> РХ, который подлежит включению в наследственную массу, а поскольку истцами Шупортяк Т.Д. и Султрековой В.Д. представлены доказательства принятия наследства, открывшегося после смерти Субракова Д.Т., то в силу универсального правопреемства принятое наследство признается принадлежащим им на праве общей долевой собственности, в силу п.1 ст.245 ГПК РФ по 1/2 за каждой.

          При изложенных выше обстоятельствах суд находит требования истцов Шупортяк Т.Д. и Султрековой В.Д. подлежащими удовлетворению.

          В соответствии со ст. 199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

                                                                    Решил:

          Требования Шупортяк <данные изъяты> и Султрековой <данные изъяты> удовлетворить:

          Включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Республики Хакасия, общей площадью 38,7 кв м, в наследственную массу Субракова <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

          Признать за Шупортяк <данные изъяты> и Султрековой <данные изъяты> в порядке наследования право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Республики Хакасия, общей площадью 38,7 кв м, по 1/2 доле за каждой.

          Настоящее решение является основание для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.

Председательствующий судья