включение в насл. массу и признание права собственности по праву наследования



                                                               Решение

                                          Именем     Российской     Федерации

04 мая 2012 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия

в селе Таштып

в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.

при секретаре Горбунове С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурнаковой <данные изъяты> к Администрации Таштыпского района о включении имущества в наследственную массу и о признании права собственности на земельный участок,

                                                               Установил:

          Бурнакова М.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Таштыпского района о включении имущества: земельного участка площадью <данные изъяты> кв м, расположенного в урочище «<данные изъяты>», Таштыпского района РХ, с кадастровым номером <данные изъяты> в наследственную массу и о признании права собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что данный участок принадлежал на праве собственности ее умершему отцу ФИО1 как главе крестьянско- фермерского хозяйства. После смерти отца наследство приняла она, желающих продолжить ведение крестьянско- фермерского хозяйства среди наследников нет.

          В судебное заседание истец Бурнакова М.Н. не явилась, что не препятствует судебному разбирательству по делу в ее отсутствие.

          Представитель истца Бурнаковой М.Н.- Бурнакова Н.К. заявленные требования поддержала, суду показала, что умершему ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный в урочище «<данные изъяты>» Таштыпского района РХ, предоставленный ему для ведения крестьянско- фермерского хозяйства, насколько ей известно, последнее время ФИО10 этот участок сдавал в аренду, т.к. сам крестьянско- фермерским хозяйством не занимался, другие члены КФХ отсутствовали. После его смерти наследство приняла дочь Бурнакова М.Н., других наследников у него не было, однако оформить документы на земельный участок она не смогла, т.к. в свидетельстве о праве собственности отсутствовал адрес земельного участка. В настоящее время Бурнакова М.Н. намерена заниматься КФХ, что явилось основанием для обращения с иском в суд.

          Представитель ответчика Администрации Таштыпского района в судебное заседание не явился, что не препятствует судебному разбирательству по делу в его отсутствие, своих возражений относительно заявленных Бурнаковой М.Н. требований суду не представил.

          Определением Таштыпского районного суда к участию в судебном разбирательстве по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление муниципальным имуществом Администрации Таштыпского района, представитель которого ФИО5 против удовлетворения требований истца Бурнаковой М.Н. не возражал.

          Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

          Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

          Свидетельством о рождении истца Бурнаковой М.Н. подтверждается, что она является дочерью наследодателя ФИО1.

          Принятие истцом Бурнаковой М.Н. наследства, открывшегося после смерти отца ФИО1, подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону (на денежный вклад, хранящийся в филиале Номер Абаканского отделения Номер Восточно-Сибирского банка СБ РФ, и компенсации) от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Абазинского нотариального округа РХ.

          Наличие в собственности наследодателя ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного в урочище «<данные изъяты>» Таштыпского района РХ, предоставленного ему для организации крестьянского хозяйства, подтверждается постановлением главы Администрации Таштыпского района Номер-п от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве собственности на землю Номер от ДД.ММ.ГГГГ, выданным районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

          В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в последующих редакциях) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

          Представленной суду истцом Бурнаковой М.Н. кадастровой выпиской ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия подтверждается, что спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, расположенный в урочище «<данные изъяты>», Таштыпского района РХ, с разрешенным использованием: для организации крестьянского хозяйства, площадью <данные изъяты> м, имеет кадастровый номер <данные изъяты>

          Согласно приведенной выше кадастровой выписке граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, однако представленные истцом Бурнаковой М.Н. из межевого дела по установлению в натуре границ земельных участков, предоставленных в собственность гражданам из земель АО «Абазинское» в урочище «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» Таштыпского района РХ 1996 г. Номер-с/434ск: план границ землевладений крестьянских хозяйств в урочище «<данные изъяты> (АО «Абазинское») в Таштыпском районе РХ, и схема привязки установленных в натуре крестьянских хозяйств в урочище «<данные изъяты>» (АО «Абазинское») в Таштыпском районе РХ, позволяют идентифицировать указанный выше земельный участок.

          Создание наследодателем ФИО1 крестьянского хозяйства и использование по назначению предоставленного ему в собственность земельного участка по указанному выше адресу, объективно подтверждается приказом АО «Абазинское» Номер от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Муниципального архива АМО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным к ней списком крестьянских хозяйств на ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8.

          Согласно данным Межрайонной ИФНС России Номер по РХ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей местного уровня отсутствуют сведения о ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          В соответствии с п.1 ст.257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

          В силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

          Согласно ст.1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253-255 и 257-259 настоящего Кодекса. В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1110 ГК РФ наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

          В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца Бурнаковой М.Н. подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок площадью <данные изъяты> м, расположенный в урочище «<данные изъяты> <адрес> РХ, с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежал наследодателю на праве собственности, в связи с чем он подлежит включению в наследственную массу, и в силу универсального правопреемства принадлежит на праве собственности наследнику, принявшему наследство, открывшееся после смерти наследодателя ФИО1, т.е. истцу Бурнаковой М.Н..

            В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

                     

                                                                    Решил:

          Требования Бурнаковой <данные изъяты> удовлетворить:

          Включить земельный участок площадью <данные изъяты> м, расположенный в урочище «<данные изъяты>», Таштыпского района РХ, с кадастровым номером <данные изъяты> в наследственную массу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

          Признать за Бурнаковой <данные изъяты> в порядке наследования право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> м, расположенный в урочище «<данные изъяты>», Таштыпского района РХ, с кадастровым номером <данные изъяты>.

          Настоящее решение является основание для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.

Председательствующий судья