приговор в отношении Т, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – ч. 1



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Таштагол марта 2010 г.

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Страшников А. И.

с участием прокурора Лунина В. Л.

обвиняемого

защитника Улько Н. Ю.

при секретаре

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Т, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – ч. 1 ст. 105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Т. совершил покушении на убийство, то есть на умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:

Т. 2009г., в период времени с 00 часов 10 минут до 00 часов 45 минут, находясь в сенях дома № по ул. г. Таштагола Кемеровской области, в ходе ссоры с Е., возникшей на почве личных неприязненных отношений после совместного распития спиртных напитков, с целью убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку, осознавая, что в результате его действий может наступить смерть Е. и желая этого, вооружившись топором, находившимся в сенях дома, умышленно нанес не менее одного удара рубящей частью топора (лезвием) в жизненно-важный орган – голову Е. В результате указанных действий Т. потерпевшей Е. были причинены: открытая черепно-мозговая травма в виде линейного перелома лобной кости слева, ушиба головного мозга легкой степени, рубленой раны лобной области слева, которая расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Однако, преступный умысел, направленный на убийство Е. не был доведен Т. до конца по независящим от него обстоятельствам, а именно, в результате своевременно оказанной Е. медицинской помощи в МУЗ «Таштагольская ЦРБ»

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Т. виновным признал себя частично, пояснив суду, что 10.2009г. около 21 часа, он находился дома в г. Таштаголе со своей сожительницей О., к ним в гости пришли сестра сожительницы – Е. и ее сожитель Ш. Все вместе стали распивать спиртные напитки, во время распития, Е. стала высказывать ему претензии по поводу избиения им сестры – О., Е. стала на него кричать, грубо выражаться в его адрес. Затем он сказал О. успокоить сестру, но та стала защищать сестру. После этого он нанес О. удар кулаком по лицу и вышел в коридор, намереваясь уйти в гараж. Следом за ним выбежала Е., стала кричать на него, на веранде не было света, он в темноте взял топор в правую руку, резко развернулся и намереваясь напугать Е., махнул топором в ее сторону, при этом попал в область головы обухом топора. Е. схватилась руками за голову, застонала и отошла в сторону и упала. В этот момент в сени вышла О. и стала кричать, что он разбил голову Е.. Ш. и О., занесли Е. в дом, а он стал собирать вещи, чтобы уйти из дома, кроме этого, еще разбил телевизор, разбил стекла и музыкальный центр, портил вещи. Через некоторое время в дом зашли сотрудники милиции, его привезли в ОВД по Таштагольскому району. Убивать Е. он не намеревался. Настаивает на том, что удар нанес обухом топора, а не режущей частью.

Хотя подсудимый Т. признал свою вину частично, его вина подтверждается:

Показаниями потерпевшей Е., пояснившей суду, что.2009г. она вместе со своим сожителем Ш. были в гостях у сестры – О. и ее сожителя – Т. в г. Таштаголе. Все вместе сидели на кухне, употребляли спиртное. Около 23часов пришла подруга сестры – Н. Около 00 часов она, сестра и Н. пошли в комнату к детям, а Ш. и Т. остались в кухне. Что произошло между мужчинами, она не знает, но через некоторое время Т. зашел в зал и, начал все разбрасывать, опрокинул музыкальный центр и телевизор, разбил окна, зеркало. Его пытались успокаивать, но он не реагировал. О. выбежала на улицу, вызывать наряд милиции. Минут через 5 Т. также вышел из дома, минут через 15-20 она также пошла на улицу, на веранде увидела, что Т. ударил О., от чего та упала, после чего нанес удар по голове и ей, чем она не заметила, после чего она потеряла сознание, очнулась уже в больнице. Позднее от сестры она узнала, что Толмачев ударил ее топором. Она не знает, из-за чего Т. ударил ее топором, повода она ему не давала.

Показаниями свидетеля О. оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что 10.2009г. в гости пришла ее сестра – Е. со своим сожителем – Ш. все вместе: Е., Ш., она и ее сожитель – Т. стали употреблять спиртное, около 21 часа 30 минут пришла Н., присоединилась к ним. Через некоторое время она с сестрой ушли в комнату к детям, почти сразу за ними зашел Т., вел себя агрессивно, стал махать руками, разбил зеркало, скинул со стола телевизор, два музыкальных центра, уронил шифоньер, который упал на ногу Е., та стала оскорблять Т. нецензурной бранью, от этого Т. еще больше разозлился, Затем, Т. выбил окна на кухне, после этого она выбежала из дома, вызвать наряд милиции, вернувшись домой, она увидела, что Т. собирает вещи, попыталась преградить ему путь, но он нанес ей удар кулаком, она упала за дверь, когда поднялась на ноги, то увидела, что Е. упала на пол. Кроме них в сенях никого не было. После того, как Е. упала, Т. вышел на улицу. Она подошла к сестре, увидела, что та лежит на спине, на голове была кровь, она поняла, что Т. ударил ее сестру топором. Она, испугавшись, начала кричать, на ее крик зашел Т. и стал наблюдать, что происходит с Е.

Показаниями свидетеля Н., пояснившей суду, что 10.2009г., около 22 часов она пришла в гости к Т. и О. по адресу: г. Таштагол, в доме также находились Е. и Ш. все вместе сидели на кухне, употребляли спиртное, конфликтов не было. Через 1 – 1,5 часов Т. ушел в комнату и включил музыку, она зашла в комнату и вместе с О. стали просить Т. сделать музыку тише, но он не реагировал. После этого она вышла из комнаты в кухню, услышала громкие звуки из комнаты, и крики, звук падающих вещей. Через некоторое время Т. и О. и Е. вышли в сени. Она прошла в комнату к детям, слышала, что из сеней доносилась ругань, крики, кто-то разбил стекло. Затем в комнату зашла О. и попросила телефон, чтобы вызвать сотрудников милиции. Минут через 30 в комнату вернулась О. и сказала, что Т. ударил топором по голове Е.

Показаниями свидетеля Ш., пояснившего суду, что 10.2009г., около 22 часов, он со своей сожительницей Е. находился в гостях у О. и сожителя последней Т. в г. Таштаголе, в гостях также была незнакомая девушка. Все в кухне употребляли спиртное. Через некоторое время О., Е. и Толмачев прошли в комнату, откуда он услышал разговор на повышенных тонах, понял, что между ними произошел какой-то конфликт. Затем Е. вышла из дома в сени, после этого, он услышал из комнаты громкие звуки, звук разбитого стекла, после этого из комнаты вышли О. и Т., руки последнего были в крови. Т. на кухне стал разбрасывать вещи, выбил оконные стекла. О. и незнакомая девушка пытались успокоить Т., но тот не реагировал, после этого Т. выбежал из дома. Что произошло в сенях дома, ему не известно, но через несколько минут в дом забежала О. и сказала, что Е. плохо, он вышел в сени, увидел, что Е. лежит на полу, у нее была кровь на голове. Где в этот момент находился Т. он не обратил внимания. Вместе с О. они перенесли Е. в дом, через некоторое время приехали сотрудники милиции и «скорая помощь». Позже О. сказала ему, что Е. по голове Т. ударил топором.

Показаниями свидетеля И., оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что 10.2009 г. со слов дежурного ОВД по Таштагольскому району стало известно, что 10.2009 г. в г. Таштаголе Т. нанес удар топором в область головы Е., на место происшествия выезжал наряд ППС ОВД, который задержал Т. и сотрудник ППС Т. забрал с места происшествия топор. Им в помещении ОВД в присутствии понятых у Т. был изъят топор, который со слов последнего тот забрал с места происшествия по адресу г. Таштагол. л.д. 88 – 89).

Показаниями свидетеля Т., оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что 10.2009 г. он находился на службе в составе автомобильного патруля вместе с Б. и Ф. Примерно в 00 часов 10 минут поступил сигнал, о том, что по адресу г. Таштагол совершено мелкое хулиганство, примерно через десять минут они подъехали по указанному адресу он и Б. зашли в сени дома, где он увидел лежащую на полу Е., на голове у неё была кровь, в доме также присутствовали ранее не знакомые Т., О., сожитель Е. и Н. На вопрос что произошло, сожитель Е. указал на Т. Б. вывел Т. на улицу и посадил в машину. После чего он стал опрашивать присутствующих в доме, кто конкретно ему пояснил, он не помнит, что Т. ударил Е. топором в область головы. Рядом с входной дверью он обнаружил топор, со слов присутствующих именно этом топором Т. нанес удар по голове Е. Впоследствии данный топор был у него изъят опероуполномоченым И. в присутствии понятых. л.д. 95).

Показаниями свидетеля К., оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что 10.2009 года примерно после 00 часов поступил вызов в отделение скорой медицинской помощи, о том, что необходимо выехать по адресу: г. Таштагол. Прибыв на место, увидел, что в доме на полу лежала женщина, кто – то из присутствующих, кто конкретно не помнит, пояснили, что её ударили топором по голове. У женщины на голове была кровь и гематома, он ее доставил в МУЗ «Таштагольскую ЦРБ». л.д. 96).

Показаниями эксперта З., оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что 11.2009 г. он проводил судебно – медицинскую экспертизу Е., в ходе производства которой сделал вывод, что Е. был нанесен один удар рубящей частью топора, под рубящей частью топора, он имеет ввиду лезвие топора. Исключает причинение открытой черепно – мозговой травмы в виде линейного перелома лобной кости слева, ушиба головного мозга легкой степени, рубленной раны лобной области слева обухом топора. л.д. 151-154)

Показаниями свидетеля Ф., пояснившего суду, что 10.2009 г. он находился на службе в составе автомобильного патруля вместе с Б. и Т. Примерно в 01 час поступил сигнал о том, что по адресу г. Таштагол происходит мелкое хулиганство. Прибыв на место, Т. и Б. пошли в дом, примерно через пять минут они вышли и вывели мужчину, которого посадили в машину, последний пояснил, что хотел ударить свою сожительницу топором по голове, но промахнулся и ударил её сестру.

Показаниями свидетеля Б., пояснившего суду, что 10.2009 г. он находился на службе в составе автомобильного патруля вместе с Ф. и Т. Примерно в 00 часов 10 минут поступил сигнал о том, что по адресу г. Таштагол происходит мелкое хулиганство. Прибыв на место, он совместно с Т. зашли в дом, на полу в сенях лежала девушка, на её голове он увидел кровь. В доме также присутствовали ранее не знакомые Т., О., сожитель Е. и Н. после чего они стали выяснять, откуда у Е. телесные повреждения, сожитель Е. указал на Т.. Он вывел его на улицу и посадил в машину. В доме был беспорядок, выбиты окна, разбросаны и сломаны вещи. Т. стал опрашивать присутствующих в доме лиц, он присутствовал при этом, кто конкретно пояснил, из присутствующих он не помнит, что Т. ударил Е. топором в область головы. Рядом с входной дверью был обнаружен топор, который забрал сотрудник ППС Т.

Заключением СМЭ № 488 от 11.2009 г., согласно выводов которого Е. была причинена открытая черепно – мозговая травма в виде линейного перелома лобной кости слева, ушиба головного мозга легкой степени, рубленой раны лобной области слева. Вышеуказанная открытая черепно-мозговая травма расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Учитывая морфологические характеристики раны в данных медицинских документах (ровные края, преобладание продольного размера над поперечным), данная рана, составляющая с остальными повреждениями единый комплекс черепно-мозговой травмы, образовалась от одного воздействия рубящей части топора л.д. 148-149);

Заключением судебной медико-криминалистической экспертизы № 114 от 01.2010 г., согласно выводов которого на топоре обнаружены следы вещества, похожего на кровь:

- единичные брызги на левой боковой поверхности клина собственно топора и на правой боковой поверхности проушины его обуха, которые образовались в результате падения «крови» с приданным ускорением под прямыми или близкими к прямым углами, относительно следовоспринимающих поверхностей топора, что возможно как при размахивании «окровавленным» предметом (предметами), так и при ударах по «окровавленной» поверхности (поверхностям);

- пятна на левой и правой боковых поверхностях проушины обуха топора, на правой боковой и на нижней поверхностях закрепительной части топорища, определить характер и механизм образования которых не представляется возможным из – за недостаточного количества диагностических признаков этих следов, что обусловлено как малым количеством «крови» на следовоспринимающих поверхностях исследуемого объекта или, возможно, попытками механического удаления её следов с поверхности собственно топора и его топорища, так и слабыми впитывающими свойствами гладкой древесины топорища и не впитывающими свойствами метала собственно топора. По характеру брызг на топоре, имеющих бесконтактный механизм образования, а также по пятнам, механизм образования которых вовсе не определен, решить вопрос о том, какой именно частью топора был нанесен удар потерпевшей Е. не представляется возможным. л.д. 203-205);

Заключением судебно-биологической экспертизы № 29 от 01.2010 г., согласно выводов которого кровь потерпевшей Е. группы А?, в её образце слюны выявлен свойственный ей антиген А.

Кровь обвиняемого Т. группы О??, в его образце слюны выявлен свойственный ему антиген Н.

В слабых пятнах малого размера на металлической части и топорище топора, представленного на исследование, обнаружена кровь человека, при определении групповой принадлежности которой антиген А,В и Н не найдены. Какие – либо дальнейшие исследования этой крови не проводили из – за её чрезвычайно малого количества. Таким образом, высказаться о групповой принадлежности данной крови и о её происхождении от какого – либо лица не представляется возможным. (л.д. 211-213);

Заключением дополнительной СМЭ № 27 от 01.2010 г., согласно выводов которого учитывая морфологические характеристики раны в данных медицинских документах (ровные края, преобладание продольного размера над поперечным), образование данного телесного повреждения от удара обухом топора исключено. л.д. 217 – 218)

Протоколом осмотра места происшествия от 10.2009 г. – дома по адресу г. Таштагол Кемеровской области, согласно которого к дому прилегает веранда (сени), где на момент осмотра на полу обнаружены пятна бурого цвета, похожие на кровь общей площадью 15 х 30 см. В оконных проемах веранды частично отсутствуют стекла. На входной двери имеется деформированный пробой, на полотне двери имеется повреждение размером 5 х 20 см. Дом состоит из комнаты, разделенной на 2 половины кирпичной печью. В доме беспорядок, на полу лежат носильные вещи, телевизор, музыкальный центр, перевернутый стол, часть предметов сломана, разбита, также на полу разбросаны продукты питания, из шифоньера на пол выброшены вещи. л.д.13-17);

Протоколом выемки от 11.2009 г., согласно которого у И. был изъят топор. Со слов И. именно данный топор был им изъят у сотрудника ППС ОВД по Таштагольскому району Т. 10.2009 г. л.д. 91-94);

Протоколом осмотра предмета от 11.2009 г.- топора, изъятого в ходе выемки у И., согласно которому топор общей длиной 62 см., высота клина 7 см., на лезвии имеется гравировка «1971». Лезвие имеет зазубрины. л.д. 126-127).

Оценив все исследованные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что вина Т. доказана полностью, а его действия органами предварительного следствия квалифицированы правильно по ч. 3 ст. 30 – ст. 111 ч.1 УК РФ, как об этом ходатайствовал защитник подсудимого.. Поэтому, по мнению суда, нанесение подсудимым топором повреждений в область жизненно-важных органов, которые, как правило, влекут гибель потерпевшего и не привели к смертельному исходу лишь в силу случайного стечения обстоятельств, не зависевших от воли виновного, следует квалифицировать не по результатам наступивших последствий, а как покушение на умышленное убийство.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым Т. преступления, а также данные о личности подсудимого, который написал на имя прокурора г.Таштагола явку с повинной в совершенном преступлении, характеризуется удовлетворительно, фактически признал свою вину в совершенном преступлении, выразив несогласие лишь с квалификацией содеянного. При этом суд учитывает и мнение потерпевшей, которая на строгом наказании не настаивает, претензий к подсудимому не имеет.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, характеристику личности подсудимого, суд считает, что его исправление не возможно без изоляции от общества.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 304, 307 – 309 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л :

Признать Т. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание – 6 (шесть) лет 6(шесть) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания исчислять с октября 2009 года.

Меру пресечения подсудимому оставить прежней – заключение под стражей до вступления приговора в законную силу.

Вещественное доказательство: топор – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, осужденным в тот же срок, с момента вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты в суде кассационной инстанции избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Судья А. И. Страшников