Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
Таштагольский городской суд в составе:
Председательствующего Страшникова А.И.
При секретаре
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Таштаголе апреля 2010 года
гражданское дело по иску Б. к Администрации Таштагольского района, КУМИ администрации Таштагольского района о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
У СТ А Н О В И Л :
Б. обратился в суд с иском к вышеуказанным лицам о понуждении их к заключению договора купли-продажи земельного участка, расположенного на г.Зеленая п.Шерегеш, пояснив, что он является собственником отдельно-стоящего здания гостиницы по адресу: Таштагольский район, пгт. Шерегеш, гора Зеленая. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 3000 кв.м., кадастровый № предоставленному ему на основании договора аренды.. 11.2009 года им было подано заявление о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, на котором расположена принадлежащая ему гостиница. К заявлению был приложен перечень необходимых документов. До настоящего времени какого либо решения ответчиками не принято, хотя возможность предоставления в собственность за плату земельного участка у ответчиков имелась, что подтверждается отсутствием оснований для отказа в предоставлении земельных участков в собственность в соответствии с п.4 ст.28 ЗК РФ. Фактически, по его мнению, ответчики необоснованно уклоняются от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, выкупная стоимость которого должна составлять десяти кратную ставку земельного налога.
Согласно п.1 ст. 2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии п. 2 данной статьи до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 статьи 2 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1. ст. 421 Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Истец полагает, что ему как собственнику недвижимого имущества расположенного на спорном земельном участке принадлежит исключительное право на его приватизацию на условиях определенных действующем земельным законодательством и в передаче в собственность за плату спорного земельного участка ему не может быть отказано. Просит суд обязать ответчиков заключить с ним договор купли-продажи земельного участка по адресу Кемеровская область, Таштагольский район, пгт Шерегеш, гора Зеленая площадью 3000 кв.м., кадастровый № за рублей в двух недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители истца в судебном заседании Д., С. исковые требования поддержали и дали суду аналогичные пояснения указав также, что они полагают доводы ответчиков, изложенные в судебном заседании о невозможности предоставления истребуемого земельного участка в собственность истца на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность на основании того, что земельный участок был зарезервирован в соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области от 12.02.2002г. №77-р. несостоятельными и не обоснованными т.к.
Во-первых, в силу статьи 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
В соответствии со ст. 28 Устава Кемеровской области» (ред. от 29.06.2009) (принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997):
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области осуществляют свою деятельность гласно, регулярно информируя население о своей деятельности.
Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области обеспечивают опубликование законов Кемеровской области, своих нормативных правовых актов.
Законы Кемеровской области вступают в силу после их официального опубликовали, если иной порядок не предусмотрен федеральным законодательством.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" было отмечено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9).
В нарушении вышеуказанных нормативно-правовых актов Распоряжение Администрации Кемеровской области от 12.02.2002г. №77-р., а также все последующие его редакции не было официально опубликованы в средствах массовой информации.
На основании вышеизложенного полагают, что Распоряжение Администрации Кемеровской области от 12.02.2002г. №77-р не вступило в законную силу.
Во-вторых, согласно распоряжению Администрации Кемеровской области от 12.02.2002г. №77-р в целях реализации комплексной программы социально-экономического развития Таштагольского района Коллегия администрации Кемеровской области приняло решение о резервировании земельных участков общей площадью 67 гектаров на территории горы Зеленая (Таштагольский р-н, рабочий поселок Шерегеш).
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд».
Согласно Положению решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Согласно частям 5, 6, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель должно содержать ряд обязательных сведений с приложением схемы резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Однако, в вышеуказанном Распоряжении отсутствует необходимая информация, определенная вышеуказанным Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В-третьих, в соответствии с ч. 3 ст. 70.1. ЗК РФ, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, на срок до двадцати лет допускается только для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов
Распоряжением Администрации Кемеровской области от 12.02.2002г. №77-р нарушена данная норма права, так как срок резервирования земельных участков производится на срок 10 лет..
В-четвертых, в силу ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
.11.2009г. Истцом подано заявление о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий Истцу объект недвижимости, с приложением необходимых документов.
Соответственно, Ответчики обязаны были направить извещение об акцепте до. 12.2009г.
Возражение ответчика о направлении. 12.2009 г. в адрес истца отказа в предоставлении земельного участка в собственность считают необоснованным так как, истец такой отказ не получал, а ответчиком не предоставлены доказательства направления этого отказа истцу.
При этом,. 12.2009г. (т.е. в период ожидания извещения об акцепте) Коллегия Администрации Кемеровской области приняло распоряжение №1173-р «О включение земельных участков в границы населенного пункта», в соответствии с которым в границы населенного пункта пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения Таштагольскогр района включены земельные участки, в частности и спорный земельный участок - земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, площадью 0,3 гектаров, кадастровый номер, местоположение: Кемеровская область, Таштагольский район, район пгт Шерегеш, гора Зеленая.
Представитель ответчика – КУМИ Таштагольского района исковые требования не признала, пояснив суду, что истец действительно ноября 2009 года обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района с заявлением и необходимым пакетом документов на выкуп земельного участка, через заключение договора купли-продажи, расположенного по адресу : Кемеровская область, Таштагольский район, пгт. Шерегеш, гора Зеленая, общей площадью 3000 кв.м. назначение участка : под отдельно стоящее здание гостиницы; кадастровый номер :. 12.2009 года заявление и прилагаемые документы истца были представлены на рассмотрение комиссии, декабря 2009 г. в адрес истца направлен отказ в предоставлении земельного участка в собственность, который мотивирован Распоряжениями Администрации Кемеровской области от 12 февраля 2002 года №77-р (в редакции распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.10.2009 г. № 988-р) «О резервировании земельных участков на горе Зеленая ( Таштагольский район, р.п.Шерегеш), согласно которых продажа земельных участков на горе Зеленая запрещена. Кроме того, за истцом на момент подачи заявления и прилагаемых документов на выкуп земельного участка числилась задолженность по арендной плате. Доказательством направления в адрес истца уведомления об отказе в продаже земельного участка Комитетом является журнал регистрации исходящих документов, где под № 1016 значится ответ, направленный истцу об отказе в продаже ему земельного участка. Доводы истца о не опубликовании Распоряжений Администрации Кемеровской области полагает также необоснованными по следующим причинам.
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области издано и не подлежит опубликованию согласно статьи 9 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 года № 43-03 (вред, от 16.05.2006 года) «О Коллегии Администрации Кемеровской области»: п. 1 статьи 9 : « Акты Коллегии Администрации Кемеровской области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны к исполнению в Кемеровской области». п.4 статьи 9 : «Акты, имеющие нормативных правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Коллегии Администрации Кемеровской области».
п. 9 статьи 9: «...Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области вступают в силу со дня их подписания».
Следовательно, распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области нельзя отнести с нормативно-правовому акту или закону, оно не подлежит опубликованию и вступает в силу с момента подписания.
Кроме того, она считает, что истец должен обратиться не в исковом порядке, а в порядке Закона РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 ( в редакции от 09.02.2009 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Представитель Администрации Таштагольского р-на исковые требования также не признал и дал аналогичные пояснения.
Представитель третьего лица – Коллегии Администрации Кемеровской области – против удовлетворения исковых требований возражала, полагая, что они незаконны и необоснованны, пояснив, что Б. обратился в Таштагольский городской суд с заявлением к администрации Таштагольского района, комитету по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой равной руб., расположенного по адресу: Кемеровская область, Таштагольский район, гора Зеленая, с кадастровым номером.
В соответствии с ч. 5 ст. 95 Земельного кодекса РФ в целях создания и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Администрацией Кемеровской области в целях реализации комплексной программы социально-экономического развития Таштагольского района, были зарезервированы земельные участки, общей площадью 67 га., расположенные на горе Зеленая, на основании распоряжения от 12.02.2002 г. № 77-р «О резервировании земельных участков на горе Зеленая (Таштагольский район, р.п. Шерегеш)».
Согласно ст. 2 закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» лечебно-оздоровительные местности и курорты являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий.
Постановлением администрации г. Таштагола от 12.03.2003 г. № 3 «О признании территории г. Зеленая - землей особо охраняемых территорий и объектов» территория г. Зеленой была признана землей особо охраняемых территорий и объектов и утверждена как земля рекреационного назначения.
Пунктом 2 распоряжения Администрации Кемеровской области от 12.02.2002 г. № 77-р было запрещено предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из зарезервированных земель. Также ст. 95 Земельного кодекса РФ устанавливаются особый режим использования земель особо охраняемых природных территорий.
На момент обращения Б. в КУМИ Таштагольского района испрашиваемый заявителем земельный участок относился к землям особо охраняемых природных территорий. В связи с чем, комитетом правомерно было отказано Б. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. При этом, истцу было разъяснено, что передача участка в собственность будет возможна только после перевода земель из категории особо охраняемых природных территорий в земли населенных пунктов.
В своем заявлении истец просит обязать ответчиков заключить договор купли-продажи земельного участка, при этом указывает размер выкупной цены земельного участка, который существовал на момент обращения гражданина с заявлением в КУМИ Таштагольского района.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 Земельного кодекса РФ.
КУМИ Таштагольского района было принято и рассмотрено по существу заявление Б. По результатам рассмотрения заявления комитетом было принято решение об отказе в предоставлении Б. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Таштагольский район, гора Зеленая, с кадастровым номером.
Согласно ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Однако отказ комитета не был обжалован истцом в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В настоящее время решение о предоставлении в собственность Б. земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Таштагольский район, гора Зеленая, уполномоченным органом не принято, следовательно, отсутствует и правовое основание для заключения договора купли-продажи указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Так, указанной нормой предусмотрено, что понуждении к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
При этом истец не указывает, какой нормой закона предусмотрена обязанность ответчиков заключить с ним договор купли-продажи земельного участка.
В соответствии со ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая изложенное, полагает, что истцом не доказан факт нарушения его прав КУМИ Таштагольского района и администрацией Таштагольского района.
Кроме того, истец в свое заявление указывает выкупную цену земельного участка равную руб.
Однако с момента обращения Б. в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность был осуществлен перевод земель из категории особо охраняемых природных территорий в земли населенных пунктов, что повлекло, соответственно, изменение характеристик земельного участка, в том числе кадастровой стоимости.
Таким образом, передать в настоящее время в собственность Б. земельный участок по заявлению, которое уже было рассмотрено и по которому уполномоченным органом было принято решение, а также за цену, которая, в настоящий момент не соответствует фактическим показателям кадастровой стоимости земельного участка, невозможно.
На основании изложенного, просит отказать Б. в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из имеющихся в распоряжении суда документов ( свидетельство о праве собственности от октября 2007 года) Б. является собственником отдельно стоящего здания ( гостиницы) в пгт. Шерегеш, на г.Зеленая для строительства которой ему на основании договора аренды был выделен земельный участок площадью 3000 кв. метров. Срок договора аренды земельного участка № от мая 2009 года был заключен на срок до октября 2008 года.
ноября 2009 года, и это не оспаривается сторонами, Б. обращается в КУМИ администрации Таштагольского р-на с заявлением о продаже ему в собственность спорного земельного участка, кадастровая стоимость которого на тот момент, согласно кадастрового паспорта земельного участка, составляла рублей, а сам участок был отнесен к категории земель особо охраняемых территорий. Как следует из ответа УФРС по Кемеровской области права на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрированы. Как следует из ответа КУМИ Таштагольского р-на декабря 2009 года оно рассмотрело заявление истца и отказало в продаже ему спорного земельного участка, указав, что данные земли зарезервированы на основании распоряжения Администрации Кемеровской области и декабря 2009 года данный ответ был отправлен заявителю простым письмом без уведомления. Сведения о вручении данного ответа истцу в материалах дела не имеется.
Как следует из распоряжения администрации Кемеровской области от 12.02.2002 года №77-р( с учетом многочисленных редакций) « О резервировании земельных участков на г.Зеленая ( Таштагольский район, р.п. Шерегеш) в целях реализации целевой программы « Комплексное развитие г.Таштагола-Таштагольского р-на до 2005 года» зарезервировать земельные участки общей площадью 67 гектаров на территории г.Зеленая, которые предполагается объявить особо охраняемой природной территорией ( курортом) областного значения. Запретить предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из указанных земель. Позднее, распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от 20 0ктября 2009 года №988-р, срок резервирования был установлен до 2017 года. Однако, согласно изданного 12.03.03 года за №3 постановления администрации г.Таштагола « О признании территории г.Зеленая – землей особо охраняемых территорий и объектов» территория г.Зеленая, площадью 67га, отведенная под развитие горнолыжного туризма признана землей особо охраняемых территорий и объектов и утверждена как земля рекреационного назначения, предназначенная для развития туризма в районе. Распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от 18 декабря 2009 года №1173-р « О включении земельных участков в границы населенного пункта» спорный земельный участок переведен из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель населенного пункта пгт Шерегеш Таштагольского района в целях рекреационного использования и без изменения вида разрешенного использования. Эти же сведения нашли свое отражение и в кадастровых паспортах земельного участка.
Анализируя все вышеуказанные документы, с учетом требований норм земельного законодательства, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок на г.Зеленая не относится к землям особо охраняемых ПРИРОДНЫХ территорий, а следовательно, не обладает признаками участков, которые ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность в связи с изъятием из оборота для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, случаи для изъятия земель из оборота, либо их ограничения в обороте могут устанавливаться только федеральным законодательством, субъектам федерации, либо органам местного самоуправления такое право не предоставлено, а потому, при конкуренции норм должны применяться именно нормы федерального законодательства.
В силу той же ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечисленными в п.4 настоящей статьи.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В силу ст. 28 ч.2 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 8 ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества от 21.12.2001 года отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель в т.ч. особо охраняемых природных территорий и объектов; не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В силу же ст.94 ЗК РФ
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 95 ЗК РФ определяет, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
По мнению суда, расширительному толкованию субъектами федерации, либо органами местного самоуправления, в силу ст. 27 ЗК РФ, данный список особо охраняемых природных территорий не подлежит т.к., в противном случае это приведет к ограничению в обороте иных земель, не предусмотренных федеральным законодательством, а потому, не могут в данном случае применяться положения Закона Кемеровской области от 4 января 2001 г. N 1-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области"(принятого Советом народных депутатов Кемеровской области 14 декабря 2000 г.)(с изменениями от 19 декабря 2001 г., 17 января 2006 г., 4 июня 2007 г., 13 марта 2008 г.) в ст. 1 которого к особо охраняемым природным территориям регионального или местного значения отнесены и иные земли, кроме перечисленных в ст. 95 ЗК РФ, в т.ч. земли, имеющие рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления частично или полностью из хозяйственного использования и оборота и для которого установлен режим особой охраны.
Согласно вышеприведенных норм права, а также ст. 98 ЗК РФ, которая определяет земли рекреационного назначения как земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты, земли рекреационного назначения не входят в категорию особо охраняемых Природных территорий, а составляют самостоятельный вид земель из категории особо охраняемых территорий, на которых лишь запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Таким образом, земли отнесенные к категории особо охраняемых территорий, но не являющиеся особо охраняемыми природными территориями, в т.ч. земли рекреационного назначения, не могут быть исключены из оборота, либо ограничены в нем. Земля на территории г.Зеленая, площадью 67 га особо охраняемой природной территорией объявлена не была, поскольку согласно распоряжения администрации Кемеровской области это только предполагается сделать, и дальнейших действий по ее отнесению к категории особо охраняемых природных территорий сделано не было. Более того, согласно постановления администрации Таштагольского района данная земля отнесена к категории особо охраняемых территорий, и утверждена как земля рекреационного назначения, предназначенная для развития туризма, т.е. не является особо охраняемой природной территорией, являясь землей рекреационного назначения ( ст. 98 ЗК РФ ). Как особо охраняемая территория ( земля г.Зеленой), но не особо охраняемая природная территория данная земля значится и во всех кадастровых паспортах земельного участка, а также распоряжении коллегии администрации Кемеровской области №1173-р от 18.12.2009 года, которым земля на г.Зеленая была переведена в категорию земель населенных пунктов.
Кроме того, заслуживают внимания доводы истца о том, что Распоряжение Администрации Кемеровской области от 12.02.2002 года № 77-р об отнесении земель площадью 67 га на территории горы Зеленая п. Шерегеш к категории особо охраняемых Природных территорий не может считаться вступившим в законную силу, использоваться в качестве нормативного акта и влечь за собой каких-то правовых последствий, поскольку оно должно было быть опубликовано в средствах массовой информации, т.к. устанавливает права и обязанности для неопределенного круга лиц. Данное Распоряжение имеет признаки нормативного правового акта, в связи с чем, ссылка ответчика на отсутствие необходимости в его опубликовании не может быть принята во внимание как не основанная на нормах права, в том числе Конституции РФ. Указанная обязанность органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области публиковать свои нормативно- правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина содержатся и в ст. 28 Устава Кемеровской области.
Что касается возможного ограничения в обороте спорной земли в связи с резервированием 67 га на территории г.Зеленая, согласно вышеприведенного распоряжения администрации Кемеровской от 12.02.2002 года №77, то, по мнению суда, это также не может явиться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Статья 70.1 ЗК РФ определяет какие земли могут подлежать резервированию, в каких случаях (в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов), и на какой срок (земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет). Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления правительства РФ от 22.07.2008г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд».
Согласно Положению решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Согласно частям 5, 6, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель должно содержать ряд обязательных сведений с приложением схемы резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Аналогичные нормы содержатся и в законе Кемеровской области « Об особо охраняемых природных территориях», в ст. 2 и 11 которого определен порядок резервирования земель в целях организации особо охраняемых природных территорий, согласно которой на основании утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемой природной территории регионального значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. В решении о резервировании земель указываются границы резервируемого участка, сроки резервирования, план мероприятий по развитию особо охраняемой природной территории, перечень ограничений и условия компенсации убытков собственникам, владельцам и пользователям земельных участков.
Все вышеуказанные требования правовых актов при резервировании земли на г.Зеленая площадью 67 га соблюдены не были, границы резервируемого участка не определены, схемы резервируемых земель с перечнем их кадастровых номеров составлены не были, а ответчиками на неоднократные требования суда предоставлены не были, что не позволяет суду установить – входил ли спорный земельный участок в границы резервируемых земель и распространяется ли на него режим ограничений при его обороте.
Более того, даже если бы земля на г.Зеленой, в т.ч. и спорный участок были зарезервированы в установленном законом порядке, то, по мнению суда, и в этом случае не было никаких законных оснований для отказа в удовлетворении требований истца т.к. отказ в предоставлении земельного участка истцу со стороны КУМИ Таштагольского р-на, со ссылкой как на основание отказа распоряжение администрации Кемеровской области от 12.02.2002 года №77-р о резервировании земельных участков на г.Зеленой, был принят 23 декабря 2009 года, и якобы направлен ответчику 29 декабря 2009 года. Однако, к тому времени резервирование земель на г.Зеленая, в т.ч. и спорного участка, распоряжением коллегии администрации Кемеровской области №1173-р от 18 декабря 2009 года было отменено, земли переведены из категории особо охраняемой территории в состав земель населенных пунктов в целях рекреационного использования.
Согласно Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"(с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января, 17 апреля, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 10 мая, 24 июля, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 22, 23, 24 июля 2008 г., 7 мая 2009 г.)
3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц ( ч.4).
В силу ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу ст.1 Закона Кемеровской области от 31 января 2002 г. N 5-ОЗ
"Об установлении цены при продаже земельных участков" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 30 января 2002 г. N 1362) (с изменениями от 4 июля, 16 ноября 2002 г., 9 января 2003 г., 10 декабря 2004 г., 18 апреля 2005 г., 8 мая, 10 декабря 2007 г., 26 декабря 2009 г., 28 января 2010 г.)
2. До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене:
в городах Кемерово и Новокузнецке - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
2.1.2.в пределах иных населенных пунктов, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, который согласно решения Таштагольского городского Совета народных депутатов от 20 ноября 2008 г. N 104 Об установлении земельного налога принятого городским Советом народных депутатов 20 ноября 2008 года (в ред. Решения Таштагольского городского Совета народных депутатов от 13.04.2009 N 140) установлен в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков ( п.2.2)
Таким образом, истец имеет право на приобретение спорного земельного участка по стоимости рублей т.к. согласно кадастрового паспорта земельного участка на момент обращения истца с заявлением к ответчикам (27 ноября 2009 года) стоимость его составляла рублей х 1,5% ( ставка земельного налога) х 10 ( кратность ставки земельного налога)= рублей.
Что же касается доводов ответчика и заинтересованного лица о нарушении истцом порядка обращения и необходимости подачи заявления в порядке ст. 254 ГПК РФ, то оно не имеет правового значения т.к. в судебном заседании было установлено, что ответ с отказом в удовлетворении заявления Б. ему не вручался, он об отказе предоставлении ему земли в собственность не знал и узнал об этом только при рассмотрении дела в суде, куда он обратился уже февраля 2010 года. Более того, в судебном заседании было установлено, что уклонение ответчика от заключения договора купли-продажи спорного участка с истцом носит очевидно незаконный характер, а потому гражданин имеет право на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и ссылка ответчиков на наличие задолженности со стороны истца по договору аренды земельного участка т.к. в этом случае вопрос взыскания задолженности решается в установленном законом порядке, но не лишает гражданина возможности просить о предоставлении ему земельного участка в собственность.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Учитывая изложенное суд полагает, что ответчиками не предоставлено суду никаких законных доводов для отказа истцу в удовлетворении его исковых требований, в то время как со стороны истца предоставлен весь необходимый комплекс доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Таштагола в 2-х недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Б. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу Кемеровская область, п.Шерегеш, гора Зеленая площадью 3000 кв. метров, кадастровый № за рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок.
Председательствующий Страшников А.И.
Определением Кемеровского областного суда от 02.06.2010 года решение Таштагольского городского суда оставлено без изменений.