об обязывании совершить определенные действия



Дело № 2- /10Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Таштагол июня 2010 года

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Страшников А. И.

при секретаре

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таштагола в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью, Открытому акционерному обществу об обязывании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Таштагола обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО, ОАО об обязывании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Таштагола проведена проверка исполнения ООО требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Проверкой установлено, что ООО осуществляет эксплуатацию шести химически опасных объектов: расходный склад хлора емкостью 12,5 т и хлораторная очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Шерегеш; хлораторная фильтровальной станции п. Шерегеш; хлораторная Тельбеского водозабора п. Каз; хлораторная водозаборных сооружений питьевой воды п. Мундыбаш; хлораторная участка очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Мундыбаш. Эксплуатация указанных химически опасных объектов осуществляется ООО на основании договора аренды основных фондов от. 11.2008 № 30924061604, заключенного с ОАО. В нарушение законодательства, ни ООО, ни ОАО до настоящего времени не принято каких-либо мер по созданию локальных систем оповещения, проектирование данных систем не осуществлялось, следовательно, к строительству локальных систем оповещения ответчики не приступали. Не исполнение ООО требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций свидетельствует о непринятии предприятием мер для максимально возможного уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также о непринятии мер по сохранению здоровья людей, снижению размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Неисполнение требований федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, нарушает право неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на опасном химическом объекте. Принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые должны проводится заблаговременно, и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, является непосредственной обязанностью владельцев опасных химических объектов. Собственником опасных химических объектов является ОАО, эксплуатацию, на основании договора аренды, данных объектов осуществляет ООО. Следовательно, в качестве ответчиков по данному делу должны быть привлечены ОАО и ООО. Просит обязать ООО и ОАО организовать проектирование и осуществить строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах: расходный склад хлора емкостью 12,5 т очистных сооружений промышленной очистки шахтных вод п.Шерегеш; хлораторная очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Шерегеш; хлораторная фильтровальной станции п. Шерегеш «Четвертый ключ»; хлораторная Тельбеского водозабора п. Каз; хлораторная водозаборных сооружений питьевой воды п. Мундыбаш; хлораторная участка очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Мундыбаш, установив срок для совершения указанных действий – 2 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, принятого по результатам рассмотрения настоящего искового заявления.

В судебном заседании помощник прокурора г.Таштагола заявленные исковые требования поддержала полностью, уточнив, что отказывается от части исковых требований в части обязывания ответчиков проектирования локальных систем оповещения, поскольку проекты уже утверждены, а также просит установить срок строительства локальных систем оповещения до. 03.2011 года.

Представитель ответчика ОАО в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, однако, в судебном заседании от 26.05.2010г. представитель ответчика ОАО, исковые требования не признала, пояснив суду, что ОАО не может являться ответчиком по указанному делу, поскольку между ОАО и ООО заключен договор аренды основных фондов от. 11.2008г., в соответствии с которым Арендатору передается имущество во временное владение и пользование и будет использоваться для осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, ООО берет на себя обязательства за проведение текущего и капитального ремонта за свой счет, Объектов переданных в аренду. В связи с тем, что ООО осуществляет производственно-хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли с помощью переданных им во владение и пользование опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством, организация эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии. В связи с этим именно эксплуатирующая организация обязана осуществлять проектирование и строительство, а также использование локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.

Представитель ответчика ООО исковые требования не признал, пояснив суду, что на предприятии ООО, согласно приказа № 701-64 а/д от. 02.2005г. на складе хлора № 1 хлораторной фильтровальной станции п. Шерегеш, на складе хлора № 2 очистных сооружений п. Шерегеш имеются локальные системы оповещения, которые состоят из системы автоматического предупреждения об утечке хлора, телефонной линии связи и электросирены, включаемой по указанию диспетчера ГШФ ОАО, позволяющей оповестить население в зоне возможного поражения парами хлора. В настоящее время законодательством РФ не закреплены в императивном порядке какие-либо требования, предъявляемые к локальным системам оповещения. Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения – относятся к диспозитивным нормам права, а следовательно, не обязательны к исполнению. Кроме того, между ООО и ОАО заключен договор аренды от. 11.2008г., согласно которого Арендодатель предоставляет Арендатору во временное владение и пользование имущество, перечень которого указан в приложениях к данному договору № 1, 2 и 3. В соответствии с законодательством РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из условий договора аренды не следует, что обязанность по установке локальных систем оповещения возлагается на Арендатора. Кроме того, в настоящее время между ООО и ООО «Адекватные технологии Сибирь» заключен договор от 22.04.2020г. на поставки дезинфицирующего средства «ДЕЗАВИД». Данное средство не является химически опасным аналогом хлора, то есть ООО больше не поставляет хлор на свои склады. Два объекта: очистные сооружения п. Шерегеш и очистные сооружения п. Мундыбаш в своей хозяйственной деятельности полностью используют данный реагент. Поскольку «ДЕЗАВИД» не является химически опасным реагентом, то соответственно, и системы локального оповещения не нужны на данных объектах.

Изучив доводы сторон, выслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором г. Таштагола исковые требования подлежат удовлетворению полностью, срок для совершения действий необходимо установить до. 03.2011г.

В судебном заседании установлено, что ООО осуществляет эксплуатацию шести химически опасных объектов: расходный склад хлора емкостью 12,5 тн и хлораторная очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Шерегеш; хлораторная фильтровальной станции п. Шерегеш; хлораторная Тельбеского водозабора п. Каз; хлораторная водозаборных сооружений питьевой воды п. Мундыбаш; хлораторная участка очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Мундыбаш.

Свидетель Г. пояснил в судебном заседании, что он работает в должности начальника отдела по делам ГО ЧС Администрации Таштагольского района, в этой должности с 2003 года. С того момента уже действовало Постановление Правительства РФ от 01.03.1993г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения опасных объектов» и Постановление Администрации Кемеровской области от 18.02.2003г. о состоянии систем оповещения населения в Кемеровской области и мерах по повышению их готовности. На тот момент локальные системы оповещения существовали, в случае утечки хлора, имеются громкоговорители, звонок громкого боя, также информация передается через телевидение, в поселках Шерегеш, Мундыбаш, Каз имеется радиоузел. Жестких требований к локальной системе оповещения не было. В настоящее время существует приказ, в соответствии с которым системы локального оповещения должны отвечать соответствующим требованиям.

Свидетель И. в судебном заседании пояснил, что в ООО имеются опасные объекты, в связи с этим на предприятии имеется локальная система оповещения. При чрезвычайной ситуации срабатывают громкоговорители, сообщается о случившемся в администрацию поселка, они через радио оповещают население.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что эксплуатация вышеуказанных химически опасных объектов осуществляется ООО на основании договора аренды основных фондов от. 11.2008г. № 30924061604, заключенного с ОАО. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по осуществлению строительства локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, должна быть возложена на ООО, ОАО в данном случае не может являться надлежащим ответчиком.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного с социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения опасных объектов» организации, в ведении которых находятся потенциально-опасные объекты, в том числе химически опасные предприятия обязаны начиная с 1993 года обеспечить проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих объектах осуществляется за счет собственных средств организаций осуществляющих хозяйственную деятельность на потенциально опасных объектах.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р установлено, что организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178.

В соответствии со статьями 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной задач в области гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.

В соответствии с пунктами 2.4.3, 2.4.4 договора аренды основных фондов от. 11.2008 № 30924061604, заключенного между ОАО и ООО установлено, что арендатор (ООО) обязан: обеспечить проведение текущего и капитального ремонтов объектов за свой счет по мере необходимости, в соответствии со строительными нормами и правилами, условиями безаварийной эксплуатации оборудования; осуществлять эксплуатацию коммуникаций объектов производить за счет профилактических мероприятий их ремонт, производить устранение аварий, возникших по вине арендатора, его работников, посетителей, заключить договоры и отдельно оплачивать юридическим и физическим лицам, предоставляющим соответствующие услуги, все расходы, связанные с текущей эксплуатацией и содержанием объектов.

Таки образом, не исполнение ООО требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций свидетельствует о непринятии предприятием мер для максимально возможного уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также о непринятии мер по сохранению здоровья людей, снижению размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.12, 56 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г.Таштагола удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью осуществить строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах: расходный склад хлора емкостью 12,5 тн. очистных сооружений промышленной очистки шахтных вод п.Шерегеш; хлораторная очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Шерегеш; хлораторная фильтровальной станции п. Шерегеш «Четвертый ключ»; хлораторная Тельбеского водозабора п. Каз; хлораторная водозаборных сооружений питьевой воды п. Мундыбаш; хлораторная участка очистных сооружений хозбытовых сточных вод п. Мундыбаш.

Установить срок для совершения указанных действий до. 03.2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Кемеровский областной суд.

Судья: А. И. Страшников