Дело № 2- /10Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Таштагол июня 2010 года
Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Страшников А. И.при секретаре
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таштагола в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью, Администрации Таштагольского района об обязывании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таштагола обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО, Администрации Таштагольского района об обязывании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Таштагола проведена проверка исполнения ООО требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Проверкой установлено, что ООО осуществляет эксплуатацию химически опасного объекта- насосно-фильтровальная станция водозабора в районе ул. Дальняя Каменушка. Эксплуатация указанного химически опасного объекта осуществляется ООО на основании договора аренды, заключенного с КУМИ Таштагольского района. В нарушение норм законодательства, ни собственником опасного объекта -Администрацией Таштагольского района, ни эксплуатирующей организацией - ООО, до настоящего времени не принято каких-либо мер по созданию локальных систем оповещения, проектирование данных систем не осуществлялось, следовательно, к строительству локальных систем оповещения ответчик не приступал. Не исполнение Администрацией Таштагольского района требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций свидетельствует о непринятии предприятием мер для максимально возможного уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также о непринятии мер по сохранению здоровья людей, снижению размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Неисполнение требований федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, нарушает право неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на опасном химическом объекте. Принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые должны проводится заблаговременно, и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, является непосредственной обязанностью владельцев опасных химических объектов. Опасный химический объект является муниципальной собственностью Таштагольского района. Уставом Таштагольского района полномочиями по управлению муниципальным имуществом наделена администрация района (п.8 ч.2 статьи 45 Устава). В связи с этим, просит обязать Администрацию Таштагольского района и ООО организовать проектирование и осуществить строительство локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте: насосно-фильтровальная станция водозабора, в районе ул. Дальняя Каменушка в г. Таштаголе. Установить срок для совершения указанных действий — 2 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, принятого по результатам рассмотрения настоящего искового заявления.
В судебном заседании помощник прокурора г.Таштагола Согрина М.Н. заявленные исковые требования поддержала полностью, уточнив, что в качестве надлежащего ответчика следует привлечь ООО 1, поскольку ООО определением Арбитражного суда Кемеровской области признано банкротом, в настоящее время эксплуатация насосно-фильтровальной станции осуществляется ООО 1, кроме того, отказывается от части исковых требований в части обязывания ответчиков проектирования локальных систем оповещения, поскольку проекты уже утверждены, а также просит установить срок строительства локальных систем оповещения до. 03.2011 года.
Представитель ответчика Администрации Таштагольского района в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, однако, в судебном заседании от 26.05.2010г. представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив суду, что Администрация Таштагольского района не может являться надлежащим ответчиком по указанному делу, поскольку между КУМИ Таштагольского района и ООО заключен договор аренды муниципального имущества, согласно которого на арендатора возложена обязанность по проведению текущего и капитального ремонта, проектирование и строительство локальных систем оповещения, а также использование локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.
Представитель ответчика ООО 1 исковые требования признал частично, пояснив суду, что. 06.2009 года был заключен договор №02/06 КМ от между ООО «УК ЖКХ» и ООО «НПП Промышленная Автоматизация-Красноярск» согласно которому ООО «НПП Промышленная Автоматизация-Красноярск» принимает на себя обязательство выполнить качественно и в срок работу по разработке технического задания (без согласования в территориальном органе МЧС России) и проектно-сметной документации на локальную систему оповещения объекта – насосно-фильтровальная станция, а ООО «УК ЖКХ» обязуется принять и оплатить выполненную работу. На основании этого договора ООО «НПП Промышленная Автоматизация-Красноярск» было разработано техническое задание на создание локальной системы оповещения ООО «УК ЖКХ» (насосно-фильтровальная станция в районе ул. Дальняя Каменушка). 08.2009 года между ООО «Алконост» и ООО «УК ЖКХ» был заключен договор поставки, согласно которому ООО «Алконост» обязуется передать в собственность материалы и оборудование для создание локальной системы оповещения на объекте Насосно-фильтровальная станция в районе ул. Дальняя Каменушка, в ассортименте и количестве, предусмотренными спецификацией к проекту локальной системы оповещения, а ООО «УК ЖКХ» оплатить и принять. Все оборудование и материалы оплачены и закуплены, однако подрядчики к установке новой локальной системы приступить не могут, в связи с тем, что затягивается согласование с МЧС. Необходимо получение государственной экспертизы МЧС России о пригодности проекта строительства локальной системы оповещения ООО «УК ЖКХ» Насосно-фильтровальной станции в районе ул. Дальняя Каменушка. С 11.01.2010 года неоднократно в адрес главного управления МЧС России направлялись письма для согласования, ответа не последовало. На НФС в районе ул. Дальняя Каменушка существует новый проект с новыми технологиями, также существует система старого оповещения. Исковые требования признает частично, т.к. предприятие готово установить локальную систему оповещения, все оборудование закуплено, договор на монтаж этого оборудования также подписан.
Представитель третьего лица КУМИ Таштагольского района в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив доводы сторон, выслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором г. Таштагола исковые требования подлежат удовлетворению полностью, срок для совершения действий необходимо установить до 30.03.2011г.
В судебном заседании установлено, что ООО 1 осуществляет эксплуатацию химически опасного объекта- насосно-фильтровальная станция водозабора в районе ул. Дальняя Каменушка в г. Таштагол.
Свидетель Г. пояснил в судебном заседании, что он работает в должности начальника отдела по делам ГО ЧС Администрации Таштагольского района, в этой должности с 2003 года. С того момента уже действовало Постановление Правительства РФ от 01.03.1993г. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения опасных объектов» и Постановление Администрации Кемеровской области от 18.02.2003г. о состоянии систем оповещения населения в Кемеровской области и мерах по повышению их готовности. На тот момент локальные системы оповещения существовали, в случае утечки хлора, имеются громкоговорители, звонок громкого боя, также информация передается через телевидение, в поселках Шерегеш, Мундыбаш, Каз имеется радиоузел. Жестких требований к локальной системе оповещения не было. В настоящее время существует приказ, в соответствии с которым системы локального оповещения должны отвечать соответствующим требованиям.
Свидетель Р. в судебном заседании пояснил, что. 06.2009 года был заключен договор между ООО «Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство» и ООО « НПП Промышленная Автоматизация-Красноярск» согласно которому ООО « НПП Промышленная Автоматизация-Красноярск» принимает на себя обязательство выполнить работу по разработке технического задания и проектно-сметной документации на локальную систему оповещения объекта – насосно-фильтровальная станция в районе ул. Дальняя Каменушка (НФС). Проект работы был закончен к ноябрю 2009 года, мы увезли выполненный рабочий проект работы в ГУ МЧС России по Кемеровской области для согласования. До марта 2010 года от МЧС ответа не было. Позже позвонили и сообщили, что для согласования проекта строительства локальной системы оповещения необходимо заключение государственной экспертизы МЧС России о пригодности проекта строительства локальной системы оповещения. Экспертиза проведена в г.Красноярске в краевом государственном автономном учреждении «Красноярской краевой государственной экспертизы», было получено положение что такому проекту заключение не требуется, проект был передан в экспертную организацию в г.Новокузнецк, затем сообщили, что проект передали в г.Кемерово для согласования в МЧС.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что эксплуатация указанного химически опасного объекта осуществляется ООО на основании договора аренды, заключенного с КУМИ Таштагольского района. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по осуществлению строительства локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, должна быть возложена на ООО «Водоканал», Администрация Таштагольского района в данном случае не может являться надлежащим ответчиком.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного с социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения опасных объектов» организации, в ведении которых находятся потенциально-опасные объекты, в том числе химически опасные предприятия обязаны начиная с 1993 года обеспечить проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих объектах осуществляется за счет собственных средств организаций осуществляющих хозяйственную деятельность на потенциально опасных объектах.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р установлено, что организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178.
В соответствии со статьями 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной задач в области гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.
В соответствии с пунктами 33, 3.4 договора аренды основных фондов от. 03.2010 № 4, заключенного между КУМИ Таштагольского района и ООО установлено, что арендатор (ООО) обязан: обеспечить проведение текущего и капитального ремонтов объектов за свой счет; содержать арендуемое Имущество в соответствии с санитарными, противопожарными и техническими требованиями.
Таким образом, не исполнение ООО требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций свидетельствует о непринятии предприятием мер для максимально возможного уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также о непринятии мер по сохранению здоровья людей, снижению размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.12, 56 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г.Таштагола удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью осуществить строительство локальных систем оповещения на действующем потенциально опасном объекте: насосно-фильтровальная станция водозабора в районе ул. Дальняя Каменушка в г. Таштагол.
Установить срок для совершения указанных действий до 30.03.2011 года.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Кемеровский областной суд.
Судья: А. И. Страшников