Дело № 2-617/10Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Таштагол 26 июля 2010 года
Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Страшников А. И.при секретаре Абрамовой Е. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры к ОАО «Евразруда» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование,
У С Т А Н О В И Л:
Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура в интересах РФ, а также неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ОАО «Евразруда» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, мотивируя свои требования тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований водного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности по использованию поверхностных водных объектов ОАО «Евразруда». Проверкой установлено, что «Горно-Шорский филиал» ОАО «Евразруда» осуществляет сброс сточных вод через выпуск № 1 в р.Болыдой Унзас; «Казский филиал» ОАО «Евразруда» осуществляет сброс сточных вод через выпуск № 1 в р.Болыпой Каз; «Таштагольский филиал» ОАО «Евразруда» осуществляет сброс сточных вод через выпуск № 1 в р.Кондома; «Гурьевский филиал» ОАО «Евразруда» осуществляет сброс сточных вод через выпуски № 2, 3, 4 в р.Малый Салаирчик, через выпуск № 2 – в р.Малый Бачат. Согласно Разрешения № 2/вода/Таш на сброс вредных веществ в окружающую среду со сточными водами, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области сроком действия до 01.08.2009, «Горно-Шорский филиал» ОАО «Евразруда» ведет сброс по выпуску № 1 в р.Болыпой Унзас. Согласно данным стат.отчета 2-тп (водхоз) за 2009 год установлено, что «Горно-Шорский филиал» ОАО «Евразруда» осуществил сброс сточных вод в р.Большой Унзас в объеме 1871,5 тыс.м3. Согласно сведениям о количестве сброшенных сточных вод «Горно-Шорский филиал» ОАО «Евразруда» в р.Большой Унзас за 2010г., объем сброшенных сточных вод в р.Большой Унзас составил 257,96 тыс.м3. Согласно Разрешения № 2/1вода/Ташт на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области сроком действия до 30.04.2014, «Казский филиал» ОАО «Евразруда» ведет сброс по выпуску № 1 в р.Большой Каз. Согласно данным стат.отчета 2-тп (водхоз) за 2009 год установлено, что «Казский филиал» ОАО «Евразруда» осуществил сброс сточных вод в р.Большой Каз в объеме 433,8 тыс.м3. Согласно справке о количестве стоков, сброшенных через очистные сооружения шахтного водоотлива Казского филиала ОАО «Евразруда» за 2009-2010гг., объем сброшенных сточных вод в р.Большой Каз составил 108,12 тыс.м3. Согласно Разрешения № 1/1вода/Ташт на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области сроком действия до 01.01.2014, «Таштагольский филиал» ОАО «Евразруда» ведет сброс по выпуску № 1 в р.Кондома. Согласно данным стат.отчета 2-тп (водхоз) за 2009 год установлено, что «Таштагольский филиал» ОАО «Евразруда» осуществил сброс сточных вод в р.Кондома в объеме 908,2 тыс.м3. Согласно справке об объемах сбрасываемых шахтных вод, объем сброшенных сточных вод в р.Кондома за январь-февраль 2010г. составил 57,361 тыс.м3. Согласно данным стат.отчета 2-тп (водхоз) за 2009 год установлено, что «Гурьевский филиал» ОАО «Евразруда» осуществил сброс сточных вод в р.Малый Салаирчик в объеме 928,5 тыс.м3, в р.Малый Бачат в объеме 692,7 тыс.м3. Согласно сведениям об использовании воды «Гурьевский филиал» ОАО «Евразруда» в 2010 году, объем сброшенных сточных вод в р.Малый Салаирчик за январь-февраль 2010 составил 82,19 тыс.м3, в р.Малый Бачат -97,2 тыс.м3. Однако, осуществление сбросов сточных вод в водный объект -р.Болыпой Унзас «Горно-Шорским филиалом» ОАО «Евразруда», в водный объект - р.Большой Каз «Казским филиалом» ОАО «Евразруда», в водный объект - р.Кондома «Таштагольским филиалом» ОАО «Евразруда», в водные объекты - р.Малый Салаирчик и р.Малый Бачат «Гурьевским филиалом» ОАО «Евразруда» производится без решения органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод через указанные выпуски. Таким образом, пользование «Горно-Шорским филиалом» ОАО «Евразруда» водным объектом - рекой Большой Унзас для сброса сточных вод через выпуск № 1, пользование «Казским филиалом» ОАО «Евразруда» водным объектом - рекой Большой Каз для сброса сточных вод через выпуск № 1, пользование «Таштагольским филиалом» ОАО «Евразруда» водным объектом - рекой Кондома для сброса сточных вод через выпуск № 1, пользование «Гурьевским филиалом» ОАО «Евразруда» водным объектом -рекой Малый Салаирчик для сброса сточных вод через выпуски № 1, 3, 4, водным объектом - рекой Малый Бачат для сброса сточных вод через выпуск № 2 осуществляется в отсутствии правоустанавливающих документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, т.е. самовольно. Осуществление вышеуказанными филиалами ОАО «Евразруда» незаконного сброса сточных вод в водные объекты нарушает права Российской Федерации, как собственника природного ресурса - поверхностных водных объектов - р.Большой Унзас, р.Большой Каз, р.Кондома, р.Малый Салаирчик и р.Малый Бачат, и конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Просит обязать ОАО «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта - р. Большой Унзас в пользование в целях сброса сточных вод через выпуск № 1 в срок до 01.12.2010г. обязать ОАО «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта - р. Большой Каз в пользование в целях сброса сточных вод через выпуск № 1 в срок до 01.12.2010г. обязать ОАО «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта - р. Кондома в пользование в целях сброса сточных вод через выпуск № 1 в срок до 01.12.2010г; обязать ОАО «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта - р. Малый Салаирчик в пользование в целях сброса сточных вод через выпуски № 2,3,4 в срок до 01.12.2010г.; обязать ОАО «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта — р. Малый Бачат в пользование в
целях сброса сточных вод через выпуск,№1 в срок до 01.12.2010г.; обязать ОАО «Евразруда» получить разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) - р.Большой Унзас, р.Малый Салаирчик, р.Малый Бачат, в срок до 01.12.2010г
В судебном заседании помощник прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Корнилов А. А. заявленные исковые требования поддержал частично, представив заявление об отказе от части исковых требований, уточнив требования, что в настоящее время просит обязать ОАО «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта – р. Малый Бачат в пользование в целях сброса сточных вод через выпуск № 1 в срок до 01.12.2010г., а также обязать ОАО «Евразруда» получить разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) р. Большой Унзас, р. Малый Салаирчик, р. Малый Бачат, в срок до 01.12.2010г.
Представитель ответчика ОАО «Евразруда» - Жданов С. В., в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что на эксплуатацию части водных объектов ОАО «Евразруда» решения уже получены, в настоящее время ведется работа по получению решений на эксплуатацию водных объектов «Горно-Шорским» и «Гурьевским» филиалами, считает, что до 01.12.2010г. указанные решения будут получены.
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что измененные исковые требования Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры подлежат удовлетворению полностью, срок для совершения действий необходимо установить до 01.12.2010г.
В судебном заседании установлено, что Горно-Шорским и Гурьевским филиалами ОАО «Евразруда» осуществляется сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) – р. Большой Унзас, р. Малый Салаирчик, р. Малый Бачат, а также Гурьевским филиалом ОАО «Евразруда» осуществляется сброс сточных вод в р. Малый Бачат через выпуск № 1.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что эксплуатация указанных водных объектов осуществляется ОАО «Евразруда» на основании: разрешения № 2/вода/Ташт на сброс вредных веществ в окружающую среду со сточными водами, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по КО сроком действия до 01.08.2009г. «Горно-Шорсим филиалом» ОАО «Евразруда» ведется сброс по выпуску №1 в р. Большой Унзас; «Гурьевским филиалом» ОАО «Евразруда» осуществляется сброс сточных вод в р. Малый Салаирчик и в р. Малый Бачат без разрешения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» с 01.01.07 г. введена в действие новая редакция Водного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
Согласно п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ст. 22 Водного кодекса РФ в решении о предоставлении водного объекта в пользование должно содержаться: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч.1 ст.23 Водного кодекса физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно ст.37 Водного кодекса РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Кодексом целей.
В соответствии со ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Частью 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных
источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды от 31.10.2008 №288, разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.2 указанного Административного регламента, в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее -разрешение на сбросы) для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, массовые показатели сброса загрязняющих веществ (г/ч; т/м; т/г)), и утвержденный расход сточных вод (мЗ в час) для установления нормативов допустимых сбросов отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ст.З Водного кодекса РФ). Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах:
- значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности
человека;
- приоритета охраны водных объектов перед их использованием;
- использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на
природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия
воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также
реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных
экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда
растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и
иным негативным изменениям окружающей среды.
Обеспечение указанных положений закона осуществляется путем принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, т.к. в соответствии со статьей 9 Водного кодекса РФ юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с ч.4 ст.44 Водного кодекса РФ сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.2. ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
Таким образом, осуществление Горно-Шорским и Гурьевским филиалами ОАО «Евразруда» незаконного сброса сточных вод в водные объекты нарушает права РФ как собственника природного ресурса – поверхностных водных объектов – р. Большой Унзас, р. Малый Салаирчик, р. Малый Бачат, и конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.12, 56 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры – удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Евразруда» получить решение о предоставлении водного объекта – р. Малый Бачат в пользование в целях сброса сточных вод через выпуск № 1, а также получить разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) – р. Большой Унзас, р. Малый Салаирчик, р. Малый Бачат.
Установить срок для совершения указанных действий до 01.12.2010 года.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Кемеровский областной суд.
Судья: А. И. Страшников