о понуждении разработать и утвердить проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабж



Дело № 2-691/10Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Таштагол 11 августа 2010 года

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Страшников А. И.

при секретаре Абрамовой Е. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Шерегеш-Энерго» о понуждении разработать и утвердить проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Шерегеш-Энерго» о понуждении разработать и утвердить проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, мотивируя свои требования тем, что в результате плановой проверки исполнения ООО «Шерегеш-Энерго» требований санитарно-эпидемиологического законодательства при подаче питьевой воды населению, а также при эксплуатации источников централизованного водоснабжения на территории пгт. Шерегеш, п. Каз и п. Мундыбаш, проведенной Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в июле 2010 года, установлено, что ООО «Шерегеш-Энерго», являясь юридическим лицом, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения указанных поселений осуществляет водопользование путем эксплуатации 3 поверхностных водозаборов. Установлено, что, осуществляя свою деятельность по эксплуатации указанных источников водоснабжения питьевого и хозяйственно-бытового назначения, ООО «Шерегеш-Энерго» в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства не разработаны и не утверждены проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) данных поверхностных водозаборов. Согласно экспертного санитарно-эпидемиологического заключения от 01.07.2010 № 89, выданного филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Таштаголе и Таштагольском районе для ООО «Шерегеш-Энерго» следует, что проект организации зон санитарной охраны для поверхностного водозабора, расположенного на реке Тельбес Мундыбашского филиала ООО «Шерегеш-Энерго», отсутствует. Согласно экспертного санитарно-эпидемиологического заключения от 01.07.2010 № 90 следует, что проект организации зон санитарной охраны для поверхностного водозабора, расположенного на реке Тельбес Казского филиала ООО «Шерегеш-Энерго», отсутствует. Согласно экспертного санитарно-эпидемиологического заключения от 01.07.2010 № 91 следует, что проект организации зон санитарной охраны для поверхностного водозабора, расположенного в пгт. Шерегеш на водохранилище 4 Ключ, 3 Ключ, отсутствует. Таким образом, ООО «Шерегеш-Энерго» не имеет согласованных проектов организации ЗСО указанных поверхностных водозаборов, что является нарушением ст.43 Водного Кодекса РФ, ст.ст.34, 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.ст.П, 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002. Все используемые поверхностные водозаборы являются действующими. Таким образом, ООО «Шерегеш-Энерго», не имея утвержденных проектов ЗСО источников водоснабжения питьевого назначения, в нарушение действующего законодательства осуществляет хозяйственную деятельность по подаче питьевой воды населению п. Мундыбаш, п. Каз, пгт. Шерегеш. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на обеспечение качественной питьевой водой, право на здоровье. Просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Шерегеш-Энерго» в срок до 01 июля 2011 года разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны эксплуатируемых водных источников, расположенных по следующим адресам: поверхностный водозабор на левом берегу р. Тельбес в п.Мундыбаш; поверхностный водозабор на реке Тельбес в 3 км от жилого поселка Казского рудника; поверхностный водозабор пгт. Шерегеш, на водохранилище 3 Ключ, 4 Ключ.

В судебное заседание представитель Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Шерегеш-Энерго» Кирьянов А. Г. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснив суду, что проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения находятся в стадии разработки, считает, что в срок до 01.07.2011г. будут утверждены.

Изучив доводы представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры исковые требования подлежат удовлетворению полностью.

В судебном заседании установлено, что ООО «Шерегеш-Энерго» осуществляет свою деятельность по эксплуатации источников централизованного водоснабжения на территории пгт. Шерегеш, п. Каз и п. Мундыбаш, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения указанных поселений.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что эксплуатация указанных источников водоснабжения осуществляется при отсутствии проекта организации зон санитарной охраны для поверхностных водозаборов, расположенных на реке Тельбес Мундыбашского филиала ООО «Шерегеш-Энерго», на реке Тельбес Казского филиала ООО «Шерегеш-Энерго», на водохранилище в п. Шерегеш, 4 Ключ, 3 Ключ.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного Кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов
ЗСО.

В соответствии с п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п.2.4 СП 2.1.51059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001, в систему мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, входит организация и эксплуатация зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на
природную среду исходя из требований в области охраны окружающей
среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и
иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии
решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия
воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также
реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных
экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического
фонда растений, животных и других организмов, истощению природных
ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Таким образом, ООО «Шерегеш-Энерго» осуществляет хозяйственную деятельность по подаче питьевой воды населению п. Мундыбаш, п. Каз, пгт. Шерегеш не имея утвержденных проектов ЗСО источников водоснабжения питьевого назначения, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на обеспечение качественной питьевой водой, право на здровье.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.12, 56 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Шерегеш-Энерго» разработать и утвердить в установленном законом порядке проекты организации зон санитарной охраны эксплуатируемых водных источников: поверхностный водозабор на левом берегу р. Тельбес в п. Мундыбаш; поверхностный водозабор на р. Тельбес в 3 км от жилого поселка Казского рудника; поверхностный водозабор пгт. Шерегш, на водохранилище 3 Ключ, 4 Ключ.

Установить срок для совершения указанных действий до 01.07.2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Кемеровский областной суд.

Судья: А. И. Страшников