Дело № 2-656/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2010 года г. Таштагол
Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Башмакова Н. С.при секретаре Лутай Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании,
с извещением участвующих в деле лиц, гражданское дело по иску Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Таштагольское отделение № 6244 к Скудиной Ольги Ивановны, Ушакову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по кредитному договору,
У С Т А Н О В И Л :
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Таштагольское отделение № 6244 обратился в суд с иском к Скудиной О.И., Ушакову С.А. о взыскании долга по кредитному договору, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с условиями кредитного договора № 24675 от "30" сентября 2008 года, заключенного между Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) и Ждановым Иваном Николаевичем, последнему был предоставлен кредит в сумме 150 000 рублей на неотложные нужды сроком по "30" сентября 2013 г. под 17% годовых. В качестве обеспечения исполнения заемщиком обязательств по данному договору были заключены договоры поручительства № 24675-1 от 30 сентября 2008 года, № 24675-2 от 30 сентября 2008 года с Ушаковым С.А., Скудиной О.И. соответственно. Заемщик – Жданов Иван Николаевич умер 17 августа 2009 года. Ответчица Скудина О.И. является его супругой. В силу п.1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя. В настоящее время обязанности, предусмотренные условиями Кредитного договора в части своевременного погашения основного долга/уплаты процентов за пользование кредитом не исполняются. Последний платеж в погашение задолженности был произведен 15.07.2010 года. Наследник и поручитель неоднократно извещались о наличии просроченной задолженности по кредиту. По состоянию на 19.07.2010 года задолженность по кредитному договору составляет 120133,98 рублей и включает в себя суммы:
просроченная задолженность по основному долгу-109965,68 рублей;
просроченные проценты-7953,25 рублей;
неустойка-2215,05 рублей.
Просит суд взыскать с Ушакова Сергея Александровича, Скудиной Ольги Ивановны, солидарно, в пользу Сбербанка России (ОАО) Таштагольского отделения № 6244 просроченную задолженность по кредитному договору № 24675 от 30 сентября 2008 года в сумме 120133,98 рублей, а также возврат госпошлины в сумме 3602,68 рублей.
В судебном заседании представитель истца Шиндеровская Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.
Ответчица Скудина О.И. исковые требования признала, поскольку на момент смерти Жданова И.Н. они проживали вместе, хотя и не состояли в зарегистрированном браке.
Ответчик Ушаков С.А. исковые требования не признал, считая, что он не должен гасить долг, т.к. у Жданова И.Н. нет никакого имущества.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В силу ст.ст. 361 и 363 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнением последним его обязательств полностью или в части. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Данная норма является диспозитивной. Это означает, что ответственность поручителя перед кредитором должника по обеспеченному поручительством кредитному обязательству наступает лишь при наличии определенных условий, связанных с тем или иным поведением заемщика. Ответственность поручителя возникает тогда и постольку, когда и поскольку заемщик сам не исполняет кредитного обязательства, либо исполняет его ненадлежащим образом, кредитор к поручителю претензий не имеет и к имущественной ответственности его не привлекает.
В соответствии с п. 1 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника (часть 2 той же статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из данной правовой нормы следует, что смерть гражданина-должника влечет прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лица, указанным в законе. При отсутствии согласия поручителя отвечать за правопреемника должника в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им основного обязательства возложение на него такой обязанности неправомерно.
Нормами ГК РФ о поручительстве не предусмотрен переход к поручителю в порядке правопреемства обязанностей по исполнению обязательств заемщика в случае его смерти.
Поручительство по своей правовой природе является способом обеспечения обязательств (ст.329 ГК РФ) или зависимым от основного обязательством и следует его судьбе.
В соответствии со ст. 391 ГК РФ должник при своей жизни вправе перевести свой долг на другое лицо, с согласия кредитора. При таком переводе долга ответственным перед кредитором должника становится новый должник.
В случае смерти должника, не исполнившего кредитное обязательство, допускается перемена лиц в обязательстве.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.
Таким образом, наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. В том случае, когда наследство отсутствует либо наследники его не приняли, обязательство заемщика прекращается в силу ч.1 ст. 418 ГК РФ смертью должника.
В судебном заседании установлено, что 30.09.2008 года между АК СБ РФ (ОАО) ДОФЛ № 6244/036 и Ждановым И.Н. заключен кредитный договор № 24675 на сумму 150 000 рублей на неотложные нужды, сроком по 30.09.2013 года под 17% годовых.
В обеспечение кредита заемщиком предоставлено поручительство Ушакова С.А., Скудиной О.И., что подтверждается договорами поручительства от 30.09.2008 года.
По состоянию на 19.07.2010 года задолженность по кредитному договору составляет 120133,98 рублей и включает: просроченную задолженность по основному долгу – 109965,68 рублей; просроченные проценты- 7953,25 рублей; неустойку – 2215,05 рублей.
Как установлено судом, заемщик Жданов И.Н. умер 17.08.2009 года. Из представленных документов следует, что после его смерти наследственное имущество отсутствует. А наследники и поручители могут отвечать перед кредитором в пределах стоимости наследственного имущества.
Кроме того, обязательства, вытекающие из кредитного договора, не связаны неразрывно с личностью должника, они могут быть исполнены его правопреемником либо иным лицом, давшим на это свое согласие. Однако долг Жданова И.Н. на других лиц не переводился ни при жизни должника, ни после его смерти, правопреемников, за чьи действия могли бы отвечать поручители, судом не установлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Между тем, истцом доказательств наличия имущества, оставшегося после смерти Жданова И.Н., суду представлено.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» допускает заключение кредитных договоров как с обеспечением исполнения обязательств одним из способов, указанных в ст. 329 ГК РФ, так и без таковых.
В отличие от банка граждане-поручители не являются профессиональными участниками рынка кредитования и не могут нести риск хозяйственной деятельности.
Таким образом, суд считает, что исковые требования истца о взыскании долга по кредитному договору, процентов по нему и неустойки удовлетворению не подлежат, поскольку после смерти должника Жданова И.Н. наследственного имущества не осталось, а взыскание кредитной задолженности возможно с поручителя только в пределах стоимости наследственного имущества.
При обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд отвергает доводы представителя истца о том, что в силу ст. 1153 ГК РФ Скудина О.И. фактически приняла наследство, внеся суммы в погашение кредита и поэтому исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что Скудина О.И. не является наследницей умершего Жданова И.Н., т.к. брак между ними не зарегистрирован.
На основании изложенного суд не может принять и признание иска Скудиной О.И., в связи с тем, что признание иска противоречит нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО) Таштагольскому ОСБ № 6244 к Скудиной Ольге Ивановне, Ушакову Сергею Александровичу о взыскании долга по кредитному договору- отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.
Судья Н. С. Башмакова