Дело № 2-747/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Таштагол 08 августа 2011 года Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе: Председательствующего Муравьевой М.А. при секретаре Лутай Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зябловой Е.А. к Администрации Таштагольского района об обжаловании действий органа местного самоуправления, суд У С Т А Н О В И Л: Зяблова Е.А. обратилась в суд с заявлением к Администарции Таштагольского района о признании незаконным отказ администрации Таштагольского района в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и об обязывании Администрацию Таштагольского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать за ней право на получение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах", свои требования мотивировала тем, что она является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, тружеником тыла, реабилитированной, вдовой участника ВОВ. В силу ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" она, являясь членом семьи (женой) погибшего участника Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: г. Таштагол, ул. Островского,. ., общей площадью 31,2 кв. м., жилой - 18,6 кв.м., 1957 года постройки. Данный жилой дом не является благоустроенным, удобства (уборная) находится на улице, отсутствует канализация, горячая вода. С 2004 года она находится на социальном обслуживании, не может обходиться без постоянной посторонней помощи. Собственником указанного жилого дома является П. - ее внук. Данный жилой дом она ему передала по договору дарения земельного участка с жилым домом от 14.11.2008 года. Поскольку дом, в котором она проживает, не соответствует условиям, пригодным для проживания, не является ее собственностью, она обратилась в жилищный отдел администрации Таштагольского района с заявлением от 12.04.2011 года о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с приложением пакета документов, который ей сказали собрать для постановки на учет. Уведомлением от 20.04.2011 года №346 ей было отказано в постановке на учет, по тем основаниям, что согласно представленным документам, дом значится на основании договора дарения от 26.07.2010г. по 1/2 доли за П. и Подгорным Е.В. До 26.07.2010 года, как указано в уведомлении, она была собственником вышеуказанного жилого дома. Учитывая, что она подарила дом, в соответствии со ст.53 ЖК РФ, комиссией было принято решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. ею были совершены действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся не ранее, чем через пять лет, т.е. по заключению комиссии она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Считает данный отказ неправомерным по следующим причинам: В уведомлении администрации Таштагольского района неверно указан договор дарения, а именно его дата - 26.07.2010г. На самом деле она совершила сделку дарения 14 ноября 2008 года. До принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий. Она не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., продала дом 14.11.2008г. О том, что в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" у нее возникнет право на улучшение жилищных условий, она не могла предполагать. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258- О-О по смыслу ст.53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 0 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, полагает, что она ненамеренно ухудшила свои жилищные условия, и имеет право на постановку на учет как нуждающуюся в улучшений жилищных условий. Просит суд признать незаконным отказ администрации Таштагольского района в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Таштагольского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать за ней право на получение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах". В ходе судебного заседания Зяблова Е.А. и ее представитель Улько Н.Ю., Подгорная В.И. исковые требования поддержали по тем же основаниям, кроме того пояснили, что Зяблова в силу своего возраста не может проживать в доме без удобств, отапливать помещение, несмотря на то, что она оформила договор дарения за ней сохранено право пользования отчуждаемой жилой площадью и после перехода права. Представитель ответчика Администарции Таштагольского района Герасимов А.С. настаивал, что решение об отказе в постановке на учет Зябловой Е.А. является законным, так как после отчуждение дома не прошло 5 лет предусмотренные ст.53 ЖК РФ, они полагают, что ухудшение жилищных условий было намеренным. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования Зябловой Е.А. подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, Зяблова Е.А. является ветераном, вдовой участника Великой отечественной войны, тружеником тыла. Согласно данным БТИ за Зябловой Е.А. числится дом по ул. Островского №. . в г. Таштаголе на основании свидетельства о праве на наследство от 12.06.1984 года. На основании договора дарения земельного участка с жилым домом от 14.11.2008 года Зяблова Е.А. подарила дом по ул. Островского №. . в г. Таштаголе и земельный участок П., согласно п.10 указанного договора за Зябловой Е.А. сохранено право пользования отчуждаемой жилой площадью и после государственно регистрации права. Государственная регистрация указанного договора и перехода права зарегистрирована 25.12.2008 года. На основании домовой книги и по показаниям свидетеля по ул. Островского №. . в г. Таштаголе с 1968 года зарегистрирована и проживает Зяблова Е.А.. Согласно технического паспорта жилая площадь дома по ул. Островского №4 составляет 18,6, общая площадь 31,2, жилой дом неблагоустроенный. Уведомлением от 20.04.2011 года №346 ей было отказано в постановке на учет, по тем основаниям, что согласно представленным документам, дом значится на основании договора дарения от 26.07.2008 г. за П. До 26.07.2008 года, как указано в уведомлении, она была собственником вышеуказанного жилого дома. Учитывая, что она подарила дом, в соответствии со ст.53 ЖК РФ, комиссией было принято решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. ею были совершены действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся не ранее, чем через пять лет, со дня совершения указанной сделки. Согласно п.1 ст.2 Статья 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5- ФЗ (в ред. От 09.12.2010 года) «О ветеранах» - Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. На основании подпункта 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5- ФЗ (в ред. От 09.12.2010 года) «О ветеранах» установлено, что участниками Велико Отечественной войны из лиц, указанных в подпунктах «а»--«ж» и «и» пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в ред. от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65- летием Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 годов, отдавать дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу ст. 23.2 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст. 14-19, 21 Закона "О ветеранах". Во исполнение ст. 23.2 указанного Закона Правительство России Постановлением от 15.10.2005 N 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Судом установлено, что Зяблова Е.А. до обращения с заявлением в Администрацию Таштагольского района о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учете в органе местного самоуправления на получение жилья не состояла. На момент разрешения спора проживала и с 1968 года проживает по адресу ул. Островского №. . в г. Таштаголе, год застройки дома 1957, жилое помещение находится в собственности по 1.2 доли у П. и П., Зяблова Е.А. имеет право пользования жилым помещением, меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала. Суд приходит к выводу, что оснований для признания намеренного ухудшения своих жилищных условий с целью получения жилья либо выплаты на его приобретение в действиях Зябловой Е.А. подарившей свой дом не имеется. Пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. До принятия Федерального закона от 21.12.2009 года № 327 «О внесение изменений в Федеральный закон «О ветеранах» мера социальной поддержки в виде обеспечения жилья предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Как указано выше Зяблова Е.А. не состояла на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, подарила свой дом в 2008 году о том, что в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 года № 327- ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «О ветеранах» у нее возникнет право на улучшение жилищных условий не могла предполагать. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст.53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях Зябловой Е.А. по ухудшению своих жилищных условий. Суд приходит к выводу, что в силу ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Зяблова Е.А. являясь членом семьи (женой) погибшего участника Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Зябловой Е.А. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Таштагольского района в признании Зябловой Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Таштагольского района поставить Зяблову Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать за ней право на получение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах". Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья М.А. Муравьева