О предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 796/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Таштагол «25» августа 2011 год

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Маслова И.И.

при секретаре Лутай Н.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании, с извещением лиц, участвующих в деле гражданское дело по иску Шулбаевой А.Н. к Администрации Таштагольского района, к Администрации Шерегешского городского поселения о предоставлении квартиры,

У С Т А Н О В И Л:

Шулбаева А. Н. обратилась в суд с иском к Администрации Таштагольского района, Администрации Шерегешского городского поселения о предоставлении квартиры, мотивируя свои требования тем, что она проживала в многодетной семье, ее мать Шулбаева Л. А. умерла в 1993 году, отец – Шулбаев Н. А. решением Таштагольского городского суда от 1994 года лишен родительских прав. 04.11.2004 года Шулбаев Н. А. умер. Сначала их семья проживала в квартире по ул. А, затем эту квартиру обменяли на квартиру по ул. Б, позже был заключен договор мены квартир на квартиру, расположенную в п. Шерегеш. Согласно справки БТИ г. Таштагола от 10.03.2011 года квартира по ул. В значится за Шулбаевым Н. А., Шулбаевой А. Н., Шулбаевой Е.Н., Шулбаевым Э. Н., Шулбаевой Г. Н. на основании договора мены от 31.03.1995 года, то есть в данном жилом помещении проживает 7 человек. У нее на иждивении находится малолетняя дочь, 2008 года рождения. В соответствии с сообщением, поступившим из Администрации п. Шерегеш она и ее дочь состоят в общей очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2010 года. Также Шерегешская администрация указывает, что она не является собственником муниципального имущества на территории муниципального образования Шерегешское городское поселение, предоставление малоимущим гражданам жилых помещений осуществляет собственник имущества – Администрация Таштагольского района. Считает, что она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получении жилья во внеочередном порядке, поэтому она просит суд обязать Администрацию Таштагольского района Кемеровской области, Администрации Шерегешского городского поселения предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в п. Шерегеш, либо в г. Таштаголе.

В судебном заседании Шулбаева А.Н. исковые требования изменила, просит суд обязать Администрации Шерегешского городского поселения поставить ее в льготную очередь на внеочередное получение жилья как ребенка сироту с октября 2009 г., мотивируя это тем, что сначала их семья проживала в квартире по ул. А, затем эту квартиру обменяли на квартиру по ул. Б, позже был заключен договор мены квартиры на трехкомнатную квартиру, расположенную в п. Шерегеш. Ее мать Шулбаева Л. А. умерла в 1993 году, отец – Шулбаев Н.А. решением Таштагольского городского суда от 1994 года лишен родительских прав. Сестра оформила на них опеку, позже она была лишена опекунства. С 1996 г. она воспитывалась в приюте, потом в интернате. После окончания интерната она уехала учиться в г. Калтан, в 2007 г. закончила учебу, вернулась в г. Таштагол. Стала проживать в квартире, расположенной по ул. В. Данная квартира принадлежала ее сестрам, брату и отцу в равных долях, после того как сестра Света умерла, ее долю от квартиры унаследовали ее дети. Ей самой принадлежит 1/6 доля квартиры по ул. В. 23.10.2008 г. она родила дочь, после этого обратилась в Администрацию п. Шерегеш для получения жилья. В администрации поселка юрист Лоскутова дала ей перечень документов, необходимых для постановки на очередь. В сентябре 2009 г. все документы были собраны, она отдала весь пакет документов Лоскутовой, написала заявление, на нем Лоскутова записала номер ее телефона и сказала, что теперь нужно только подождать, если что-то измениться, то ей обязательно позвонят. Не дождавшись звонка из Администрации, в начале 2010 г. она обратилась в Шерегешскую Администрацию с вопросом о судьбе ее документов. При обращении выяснилось, что вместо Лоскутовой А.В. там уже работает Осинцева О.Н., которая сказала, что после Лоскутовой такой бардак, что они ничего не могут найти. В марте 2010 г. Осинцева О.Н. нашла ее документы и сказала отдать их Сарапуловой, которая была председателем жилищно-бытовой комиссии. Затем Сарапулова ей позвонила и сказала, что больше она не занимается вопросами жилья, сказала забрать у нее документы. Она забрала все документы у Сарапуловой и отдала обратно Осинцевой, на что Осинцева сказала, что ей некогда заниматься ее документами. Она с марта 2010 года неоднократно ходила по кабинетам Администрации пос. Шерегеш, в конце апреля 2010 года Осинцева О.Н. ей сказала, что в пакете документов, которые она собрала, нет документа на квартиру по ул. В. Она вновь принесла копию договора и написала новое заявление, но ее поставили в общую очередь, так как на тот момент ей уже исполнилось 23 года. Полагает, что только по вине работников Администрации пос. Шерегеш она не была поставлена в льготную очередь, как ребенок сирота. Просит суд обязать Администрацию Шерегешского городского поселения поставить ее в льготную очередь на получение жилья как ребенка сироту с 01 октября 2009 г.

Представитель Шулбаевой А.Н. адвокат Руина Г.П., действующая на основании ордера, в судебном заседании измененные исковые требования Шулбаевой А.Н. полностью поддержала, суду пояснила, что вины Шулбаевой А.Н. в том, что, из-за работников Шерегешского городского поселения ее документы на получения жилья пролежали с осени 2009 г. в Администрации поселка без всякого движения, нет. Полагает, что Шулбаеву А.Н. необходимо поставить в льготную очередь на получения жилья с момента обращения в Администрацию п. Шерегеш. Просит суд поставить Шулбаеву А.Н. в льготную очередь на получения жилья с 01 октября 2009 г., т.к. Шулбаева точно не помнит, какого числа в сентябре 2009 года она написала заявление и отдала документы.

Представитель ответчика Администрации Шерегешского городского поселения Осинцева О.Н., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 г. (л.д. № 36), в судебном заседании измененные исковые требования Шулбаевой А.Н. не признала, суду пояснила, что она приступила к работе юриста Администрации Шерегешского городского поселения с 18.01.2010 г., до этого времени на этой должности была Лоскутова А.В. После увольнения Лоскутовой А.В. в документах был полнейший беспорядок, все документы лежали в одной куче, нужные бумаги вместе с не нужными, не было никакой градации в документах: документы для постановки на очередь на жилье, для оформления приватизации и т.п., все бумаги лежали вместе одно кучей. Пакет документов на Шулбаеву они нашли, однако в нем не хватало заявления от нее самой и документов на квартиру, расположенную по ул. В. Порядок постановки человека в очередь на получение жилья происходит следующим образом: она принимает от заявителя пакет документов, проверяет полноту документов, нуждаемость заявителя в жилье, только после этого гражданин пишет заявление, она его регистрирует у секретаря Администрации, после этого вопрос о нуждаемости в жилом помещении выносится на комиссию. В марте или апреле 2010 г. к ней обратилась Шулбаева А.Н., поинтересовалось насколько продвинулась она в очереди на получение жилья и какая она по счету в очереди. Только тогда ей стало известно, чего она хочет. Часть документов на постановку в льготную очередь была у нее, часть у Сарапуловой – председателя жилищно-бытовой комиссии. Когда Шулбаева А.Н. принесла от Сарапуловой часть документов, выяснилось, что среди них не хватает правоустанавливающих документов на квартиру по ул. В. Недостающие документы Шулбаева А.Н. принесла в мае 2010 г., тогда же она и написала заявление о постановке на льготную очередь. На тот момент ей было 23 года, поэтому ее поставили в общую очередь.

Представитель ответчика Администрации Таштагольского района Герасимов А.С., действующий на основании доверенности от 10.11.2010 г. (л.д. № 34) в судебном заседании исковые требования Шулбаевой А.Н. не признал, суду пояснил, что истица обратилась с заявлением о постановке ее в льготную очередь уже после исполнения 23 лет, поэтому на льготное получение жилья, как ребенок сирота, не имеет право.

Представитель третьего лица МОУ «Школа-интернат № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, о причинах неявки суд не уведомил.

Свидетель Борисова (Лоскутова) А.В. в судебном заседании пояснила, что в сентябре 2009 г. Шулбаева А.Н., как ребенок сирота, подавала документы для постановки на льготную очередь для получения жилья. Она точно не помнит, но видимо, пакет документов был не полный, не было приложено заявление, каких-то документов не хватало еще. Она приняла от истицы документы в таком виде, сказала Шулбаевой о необходимости донести недостающие документы. На комиссии, из-за неполного перечня документов, вопрос о предоставлении жилья Шулбаевой не рассматривался. Перечень документов, необходимых для постановки на очередь, Шулбаевой она предоставляла. Почему она взяла не все документы у Шулбаевой, объяснить не может.

Третье лицо на стороне истицы – Шулбаева Г.Н. в судебном заседании исковые требования Шулбаевой А.Н. поддержала в полном объеме, полагает, что вины Шулбаевой Н.А. в том, что при первоначальном обращении в Администрацию поселка ее не поставили на льготную очередь для получения жилья, нет. Считает, что из-за не компетентности работников Администрации Шерегешского городского поселения Шулбаева А.Н. теперь вынуждена обращаться в судебные органы. Она вместе с сестрой ходила к юристу Администрации Шерегешеского городского поселения Лоскутовой А.В. Сначала Лоскутова А.В. дала перечень документов, которые необходимо собрать для постановки на очередь. У сестры не было договора мены на квартиру и она отдала Настей свой экземпляр. Когда сестра собрала все документы, она также вместе с ней ходила в Администрацию пос. Шерегеш. Лоскутова А.В. забрала все документы, Настя написала заявление, Лоскутова на этом заявлении написала номер Настиного телефона и сказала ожидать, они позвонят. Потом сестра сказала, что часть ее документов потеряли и ей пришлось брать договор мены у их брата и вновь нести его в Администраци. Пос. Шерегеш. Полагает, что только по вине работников Администрации пос. Шерегеш сестру – Шулбаеву А.Н. не поставили в льготную очередь на получение жилья.

Третье лицо на стороне истицы Шулбаев Э. Н. в судебное заседание не явился, по неизвестным причинам, о дате судебного заседания был уведомлен.

Выслушав стороны, их представителей, третье лицо, изучив письменные материалы дела, суд считает, что измененные исковые требования Шулбаевой Н.А. подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что истица Шулбаева А.Н., 15.04.1987 года рождения (л.д. № 8) является сиротой. Мать истицы - Шулбаева Л.А. умерла 06.06.1993 года (л.д. № 9), отец истицы - Шулбаев Н.А., по решению Таштагольского суда от 17.11.1994 г., был лишен родительских прав (л.д. № 17), а 04.11. 2004 году он умер.

На основании договора мены от 30.03.1995г. отец - Шулбаев Н.А. и старшая сестра - Шулбаева С.Н., действующая за несовершеннолетних шулбаеву А.Н,, Шулбаева Э.Н., а также Шулбаева И.Н., Шулбаева Г.Н. обменяли свою трехкомнатную квартиру по ул. Б, в г.Таштаголе, находящуюся у них в собственности, на 3-хкомнатную квартиру, расположенную в п.Шерегеш, ул. А, находящуюся в собственности у Пустогачевой М.С. и Пустогачева М.К. (л.д. № 19-20).

Согласно справки с места жительства от 24.09.2009 г. (л.д. № 31) в квартире по ул. В значатся зарегистрированными истица - Шулбаева А.Н. со своим ребенком, Шулбаевой Я.Е., 23.10.2008 года рождения (л.д. № 10), брат - Шулбаев Э.Н., сестра - Шулбаева Г.Н. и ее двое детей – Шулбаева В.С., 05.02.2002 года рождения и Шулбаев А.Н., 15.02.2005 года рождения.

Распоряжением Администрации г. Таштагола «Об определении детей оставшихся без попечения родителей в интернатные учреждения города Таштагола» № 419-р от 15.07.1999 года Шулбаева А. Н., 15.04.1987 года рождения была определена в школу-интернат № 3 на полное государственное обеспечение (л.д. № 41).

Согласно распоряжению Администрации г. Таштагола «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей» № 624-р от 28.06.2004 года за несовершеннолетними Шулбаевой А. Н., Шулбаевым Э. Н., оставшимися без попечения родителей, сохранено жилое помещение по адресу: п. Шерегеш, ул. Гагарина, 8-36 (л.д. № 15).

06.05.2010 года Шулбаева А.Н. обратилась к главе п. Шерегеш с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий (л.д. №24).

Распоряжением Администрации п. Шерегеш «Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам при Администрации поселка Шерегеш о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» №102-р от 18.05.2010 года, истица со своим малолетним ребенком поставлены в общую очередь, нуждающихся в жилом помещении под № 275 (л.д. № 12, 39).

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанным лицам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как следует из преамбулы ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Суд считает, что вины Шулбаевой А.Н. в том, что официально она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после повторного обращения в Администрацию Шерегешского городского поселения только с 06.05.2010 года, то есть после достижения ею 23-х летнего возраста, нет.

В судебном заседании установлено, что Шулбаева А.Н. изначально обратилась в Администрацию Шерегешского городского поселения для постановки ее в льготную очередь на внеочередное получение жилья в сентябре 2009 г., то есть до достижения возраста 23-х лет. Специалист по правовым вопросам Администрации Шерегешского городского поселения Лоскутова (в настоящее время Борисова) А.В. приняла от истицы пакет документов, проверила их перечень, о том, что в указанном перечне недостает каких-либо документов, Лоскутова А.В. истице ничего не сообщила.

Также в судебном заседании установлено, что в марте 2010 года Шулбаева А.Н. вновь обратилась в Администрацию Шерегешского городского поселения с просьбой сказать, под каким номером она значится в льготной очереди и только тогда она узнала, что ее документы утеряны.

По пояснениям специалиста по правовым вопросам Администрации Шерегешского городского поселения Осинцевой О.Н., после увольнения Лоскутовой А.В., в ее документах невозможно было разобраться. Они лежали в одной куче, даже не скрепленные и определить, какой документ, кому принадлежал, и по какому вопросу обращался гражданин, было просто невозможно. Только когда Шулбаева А.Н. пришла в Администрацию в марте 2010 года, они поняли, по какому вопросу Шулбаева А.Н. обращалась в сентябре 2009 года. Часть документов нашли, а часть нет.

Суд считает, что пояснения истицы Шулбаевой А.Н. о том, что она обращалась в Администрацию Шерегешского городского поселения в сентябре 2009 года с заявлением о постановки ее на очередь говорит тот факт, что все документы, обнаруженные в Администрации Шерегешского городского поселения на имя Шулбаевой А.Н. датированы 8-10 сентября 2009 года.

Суд считает, что требования Шулбаевой А.Н. о постановки ее в льготную очередь на внеочередное получение жилья как ребенка сироту законны и обоснованны, поскольку с данным заявлением в Администрацию поселка она обратилась до достижения 23-летнего возраста, а потому она подпадает под категорию социальную групп, которым государством гарантирована социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шулбаевой А.Н. удовлетворить.

Обязать Администрацию Шерегешского городского поселения поставить Шулбаеву А.Н., в льготную очередь для внеочередного предоставления жилья как ребенка сироту с 01.10.2009 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья И.И. Маслова.