РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Ташла 20 октября 2010 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сенякина И.И.
с участием истца Султановой М.А. её представителя Костиной М.В., а также представителя ответчика Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Р.Ф. в Ташлинском районе Оренбургской области Палагута С.Ю.
при секретаре Масленниковой Р.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султановой М.А. к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ ... о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ ... об исключении из специального стажа, дающего право на получение досрочной пенсии по старости периода с <дата> работы на должности <...> ... больницы <адрес>, периода с <дата> по <дата> работы в качестве <...>, член колхоза «КО», <адрес>, периода с <дата> по <дата> работы в качестве <...>, <адрес> и периода с <дата> по <дата> на должности <...> и о включении этих периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении из расчёта одного года работы как одного года три месяца,
УСТАНОВИЛ:
Султанова М.А. обратилась в Ташлинкий районный суд с указанным выше иском к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> по тем основаниям, что <дата> она обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 11 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
<дата> она получила Решение за ... Начальника Управления Пенсионного
фонда РФ в <адрес>, согласно которому истцу было отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на Федеральный Закон № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как ей был определен стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в сельской местности в <...>, когда требуется 25 лет, в городах и поселках, городского типа продолжительность стажа составила <...>, требуется 30 лет.
С учетом п.2 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённого Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 1 год работы в сельской местности засчитывается в стаж за 1 год и 3 месяца.
Таким образом, её не засчитанный специальный стаж <...> в сельской участковой больнице составляет <...>, что из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год равен <...>, засчитано <...>, что в общей сложности составляет <...>
Истец считает, что из предоставленных документов и сведений о её работе в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости ей необоснованно не засчитали следующие периоды её работы:
- с <дата> по <дата>, <...> работы в качестве <...>, <адрес>;
- с <дата> <...> работы в качестве <...>. член колхоза « КО», <адрес>;
- с <дата> по <дата>, <...> в качестве <...>, <адрес>;
- с <дата> по <дата> <...>., в качестве <...>, а всего не засчитано <...>, которые необходимо засчитать в её стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости был определен в <...>.
Согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, это обстоятельство подтверждается прилагаемыми документами о том, что она действительно выработала требуемый действующим законодательством необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В ходе подготовки настоящего гражданского дела к судебному разбирательству, ответчиком были представлены письменные возражения относительно исковых требований, где выражено мнение о законности действий ответчика, так как в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001г №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости истицы был рассчитан в рамках Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г., в соответствии с которым определен порядок исчисления стажа за периоды работы:
до <дата> - в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464;
с <дата>. по <дата>. - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066;
с <дата>. по настоящее время применены нормы Постановлений Правительства РФ от 29.10.2002г.№ 781 и от 11.07.2002г.№ 516.
В специальный стаж не включены вышеназванные периоды работы Султановой М.А. по следующим основаниям:
- с <дата> по <дата> в должности <...>, так как в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и
должностей работников здравоохранения и. .., утвержденного
постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464,
право на пенсию за выслугу лет предоставлено среднему медицинскому
персоналу, а должность <...>, согласно «Номенклатуры
должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с
высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения»,
утвержденная приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, не
предусмотрена.
- с <дата> по <дата> - работа в должности <...> так как в соответствии с пунктом 1 Списка
профессий и должностей работников здравоохранения и. .., утвержденного
постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464,
право на пенсию за выслугу лет предоставлено среднему медицинскому
персоналу, а должность заведующей ФАП, согласно «Номенклатуры
должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с
высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения»,
утвержденная приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, не
предусмотрена. Пунктом 2 вышеназванного постановления «колхоз» не
предусмотрен в перечне учреждений, кроме того печать в трудовой книжке
на увольнении не читается, а также не подтвержден территориальный статус
учреждения (отнесение его к сельской или городской местности).
- с <дата> по <дата> - работа в должности <...> <адрес>, так как не подтвержден территориальный статус учреждения здравоохранения, т.е. отнесение Теректинской райбольницы Амангельдинского ФАП к сельской местности на основании справочника административно-территориального деления справкой из органов исполнительной власти или местного самоуправления. Ответ на запрос из <адрес> не поступил. Печать на прием и перевод в трудовой книжке не читается.
- с <дата> по <дата> в качестве <...>; в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и. .., утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет предоставлено среднему медицинскому персоналу, а должность заведующей ФАП, согласно «Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения», утвержденная приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999 года, не предусмотрена, также не подтвержден территориальный статус учреждения здравоохранения.
По представленным документам на момент обращения продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила 15 лет 00 месяцев 05 дней, требуется 25 лет лечебной деятельности, в городах и поселках городского типа продолжительность стажа составила 21 год 05 мес. 23 дня, а требуется 30 лет.
В силу ст. 15 Конституции РФ и ст.23 ФКЗ РФ от 17.12.1997 г. №2 - ФКЗ «О правительстве РФ» Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных Конституционных Законов, Федеральных Законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ, обязательны к исполнению в Российской Федерации. Все списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на право за выслугу лет, правила исчисления периодов работы утверждены Правительством РФ, следовательно, они разработаны во исполнение и на основании Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. Пенсионный фонд, как правоприменитель, обязан исполнять постановления Правительства РФ.
В судебном заседании истец Султанова М.А. исковые требования поддержала частично, несколько их изменила, просила признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Р.Ф. в <адрес> ... от ... года в части исключения из её специального стажа, дающего право на получение досрочной пенсии по старости, периодов её работы с <дата> по <дата> работы на должности <...>, периода с <дата> по <дата> работы в качестве <...>, периода с <дата> по <дата> работы в качестве медсестры <...>, <адрес> и периода с <дата> по <дата> на должности <...>, а также просила включить в её трудовой стаж в льготном исчислении как год за год и три месяца указанные периоды её работы, в остальной части приведённые выше исковые требования не поддержала.
Представитель ответчика Палагута С.Ю. по указанным в выше приведённом отзыве основаниям иск не признала.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд считает, что исковые требования Султановой М.А. с учётом их дополнений в ходе судебного заседания подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с ч.3 ст.196 ГПК РФ на суд возлагается обязанность принимать решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Структура исковых требований, в пределах которых суд в соответствие с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ должен принимать решение состоит из основания и предмета, по которым данные требования истцом были заявлены.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Рассматривая приведённые нормы Закона во взаимной связи, суд приходит к выводу, что гражданское дело должно рассматриваться судом в пределах основания и предмета иска, с учётом представленных истцом доказательств, а также в пределах возражений ответчика с учётом представленных им же соответствующих доказательств.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствие с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты10-12пункта1статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть2), 19 (части1 и 2), 35 (часть1), 37 (части1 и 3), 39 (части1 и 2) и 55 (часть3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами10-12пункта1статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт3статьи9 и пункт2статьи10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральнымзаконом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов10-12пункта1статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части1 и 2), 39 (части1 и 2) и 55 (части2 и 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствие с п.11 указанного выше постановления, при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом11пункта1статьи28 Федерального закона №173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом"а"пункта5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002года N781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федеральногозакона N173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом1 Постановления N1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом3 Постановления N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N464.
Учитывая, что пунктом2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Суд считает, что истец Султанова М.А. доказала суду, что в указанный выше период она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, следовательно данный период её работы подлежит включению в её трудовой стаж.
Указанное обстоятельство подтверждается наряду с объяснениями истца представленными ею письменными доказательствами.
Так в соответствие с представленным дипломом ..., истец Султанова М.А. (до брака М в ... года закончила ... медицинское училище по медсестринской специальности.
Данными трудовой книжки, в соответствие с которыми
-Султанова М.А. с <дата> была принята на работу на должность <...>;
- <дата> по решению главы ТА <...> передан на баланс колхоза «КО» с ... года;
- принята в члены к/за КО в качестве <...>;
- <дата> зачислена <...>.
Представленной в суд справкой, выданной руководством Ф сельского округа <адрес>, в соответствие с данными которой Султанова М.А. действительно работала <...>, относящимся к сельской местности в колхозе «КО» <адрес> в период с <дата> по <дата>.
Представленной в суд справкой, выданной руководством <адрес>, в соответствие с данными которой Султанова М.А. действительно работала <...>, относящейся к сельской местности – <адрес>, с <дата> по <дата>.
Представленной в суд справкой, выданной руководством <адрес> сельского округа <адрес>, в соответствие с данными которой Султанова М.А. действительно с <дата> по <дата> работала в <адрес> <...>, <...> находится на территории сельской местности, указанные выше обстоятельства также подтверждаются и другими исследованными в ходе судебного заседания истцом доказательствами.
Суд также считает необходимым указать на то обстоятельство, что в оспариваемый период работы истца действовало постановление Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидиомилогических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет». Указанным списком предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечено-профилактических и санитарно-эпидимилогических учреждений всех форм собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ районный суд решил,
РЕШИЛ:
Исковые требования Султановой МА к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Р.Ф. в <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Р.Ф. в <адрес> ... от <дата> в части исключения из специального стажа Султановой МА, дающего право на получение досрочной пенсии по старости, периодов её работы с <дата> по <дата> работы на должности <...>, периода с <дата> по <дата> работы в качестве <...> периода с <дата> по <дата> работы в качестве <...> и периода с <дата> по <дата> на должности <...>
Включить в трудовой стаж Султановой МА, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в льготном исчислении из расчёта одного года работы как одного года три месяца периоды её работы с <дата> по <дата> на должности <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...>, с <дата> по <дата> в качестве <...> и с <дата> по <дата> на должности <...>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 25 октября 2010 года.
Председательствующий судья
Ташлинского районного суда
Оренбургской области Сенякин И.И.
Решение суда вступило в законную силу 01.12.2010 года. Сенякин И.И.