Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ташла «19» апреля 2011 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щурихина А.А.,
с участием истцов помощника прокурора <адрес> Садчикова В.А., К
представителя ответчика администрации ТР Мартыненко Т.М.,
при секретаре Бурак Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах К к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия администрации <адрес> по обеспечению К жилым помещением и о возложении обязанности на администрацию МО <адрес> предоставить К жилое помещение благоустроенное, отвечающее санитарным, гигиеническим и иным нормативным требованиям площадью не ниже установленной социальной нормы по договору социального найма в срок до <дата> по договору социального найма
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор района обратился в Ташлинский районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями, в своем исковом заявлении указал следующее.
Прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в отношении соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В ходе проверки было установлено, что К, ... года рождения обладает статусом оставшегося без попечения родителей, выявлена в <адрес>. До достижения ею совершеннолетия в <дата> находилась под опекой у родственницы и проживала в <адрес> ЕАО. В <дата>. К вернулась по месту жительства в <адрес>, где собственного или закрепленного за ней жилья не имеет.
Распоряжением главы <адрес> ... от <дата> К поставлена на регистрационный учет для предоставления жилой площади вне очереди.
По приезду в <адрес> после окончания опеки К неоднократно обращалась в администрацию <адрес> по вопросу предоставлений ей жилья. Жилье ей не предоставили и по настоящее время К вынуждена снимать комнату.
Тем самым администрацией <адрес> нарушаются гарантированные ст. 40 Конституции РФ права на жилище К
В соответствии со ст. 1 Жилищного Кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Жилищного Кодекса РФ или другого федерального закона.
Согласно ст. 2 Жилищного Кодекса РФ, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложены обязанности обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, по использованию бюджетных средств и иных, не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, предоставлению в установленном порядке гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма
Статьей 49 Жилищного Кодекса РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом
Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской
Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилые
помещения муниципального жилищного фонда так же могут предоставляться
органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в
установленном законодательством порядке государственными
полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», предусматривающая, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу положений ст. 2 Закона Оренбургской области от 26.1 1.2007г. № 1731/357-ГУ-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе, принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
Следуя вышеприведенным нормам законодательства, по достижению К совершеннолетия или завершении ею обучения в образовательном учреждении на условиях полного государственного обеспечения (в зависимости от того обучалась она или нет) в <дата>., администрация <адрес> обязана подготовить свободное жилье для предоставления К и предоставить ей жилье площадью не ниже установленных норм чего сделано не было, несмотря и на её личные обращение в администрацию, т.е., объективно имеется нарушение жилищных прав К
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, главой <адрес> издано постановление ... от <дата>, согласно которого установлена социальная норма предоставления жилья в размере ... кв. м. на человека.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по обеспечению К жилым помещением и обязать администрацию <адрес> предоставить К благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, гигиеническим и иным нормативным требованиям площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата>
От представителя ответчика администрации МО <адрес> по доверенности Черемисина И.И. поступили возражения в которых он указал, что администрации <адрес> с требованиями прокурора <адрес> не согласна по следующим основаниям. В собственности у муниципального образования <адрес> отсутствует социальное жилье. Администрация <адрес> по мере предоставления Оренбургской областью денежных средств областного бюджета приобретает жилье и предоставляет его по договорам социального найма в порядке очередности, определенной датой постановки на регистрационный учет. Администрация <адрес> не имеет возможности и права приобретать жилье, приобретение которого относится к государственным полномочиям <адрес> области за счет средств местного бюджета. За счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, за <дата> были обеспечены жильем ... гражданина из названной категории. На регистрационном учете состоят ... гражданина с даты постановки на учет с <дата> по <дата> В <дата> году бюджету муниципального образования <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот выделяется ... рублей субвенций, которые на сегодняшний день до местного бюджета еще не доведены. На указанную сумму планируется обеспечить жильем ... граждан из указанной категории. Бюджет МО <адрес> на <дата>. более чем на ... % состоит из субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, на начало года установлен дефицит районного бюджета. Обеспечение К жилым помещением муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке нарушит права граждан, вставших на регистрационный учет ранее К и обладающих наравне с К правом на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Садчиков В.А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по обеспечению К жилым помещением и обязать администрацию <адрес> предоставить К благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, гигиеническим и иным нормативным требованиям площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата>. При этом Садчиков В.А. суду пояснил, что К является ребенком оставшимся без попечения родителей. Администрация обязана обеспечить её квартирой по договору социального найма по месту её жительства по нормам вне очереди. Права истца К нарушены, так как жилье ему не дают уже более ... лет. В этом проявляется бездействие администрации <адрес>. Ссылка на отсутствие средств не является основанием для не предоставления жилья.
Истец К исковые требования поддержала, суду показала, что она уже более трех лет не может получить жилье. Денежных средств на оплату квартиры не хватает, в настоящее время она беременна, а жить ей негде, просила обязать администрацию района обеспечить её жильем.
Представитель ответчика администрации МО <адрес> Мартыненко Т.М. исковые требования прокурора не признала, поддержала представленные в ходе подготовки дела к судебному разбирательству возражения и суду пояснила, что администрация <адрес> не бездействует, а напротив, осваивает все выделенные из областного бюджета денежные средства, приобретает в соответствии с действующим законодательством РФ жилье и предоставляет его по договорам социального найма детям-сиротам. Согласно ч.2 ст.132 Конституции РФ – органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В настоящее время жилье предоставляется за счет средств областного бюджета. На <дата> год предусмотрено на эти цели финансирование в размере .... рублей, но деньги пока еще не поступили. Как только деньги поступят, администрация направит их на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но обеспечить всех детей сирот сразу вне очереди администрация не имеет возможности.
Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению частично.
Согласно части второй статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», предусматривающей, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу положений ст. 2 Закона Оренбургской области от 26.1 1.2007г. № 1731/357-ГУ-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе, принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В судебном заседании судом установлено, что К обладает статусом оставшейся без попечения родителей. Собственного или закрепленного за ней жилья не имеет. С <дата> стоит на регистрационном учете для предоставления жилой площади вне очереди. По достижении К совершеннолетия она обращалась в администрацию <адрес> по вопросу предоставления ей жилья, жилье администрация не предоставила, ввиду наличия очереди.
Как следует из объяснения представителя администрации МО <адрес> Мартыненко Т.М., администрацией <адрес> предпринимаются действия по постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилой площади вне очереди. К была также поставлена на учет в <дата> на очередь как нуждающаяся в получении жилья, т. е. администрацией все, что положено, было сделано. Каждый год ответчик предоставляет жилье таким детям. В настоящее время жилье предоставляется за счет средств областного бюджета. На <дата> предусмотрено на эти цели финансирование в размере .... рублей, но деньги пока еще не поступили. Суд полагает в части признания незаконным бездействия администрации <адрес> по обеспечению К жилым помещением отказать, так как установлено, что администрацией все предусмотренные законом действия предприняты, но финансовое обеспечение возможностей ответчика не достаточно. В <дата> жилье было предоставлено ... детям сиротам. В <дата> жилье было предоставлено ... детям сиротам по договорам социального найма квартир. Квартиры были приобретены на средства поступившие в райбюджет из областного бюджета.
Целевое финансирование на приобретение жилой площади на <дата> предусмотрено, но до настоящего времени не поступило. Денежные средства поступают на финансовый год, то есть, до <дата> они поступят из средств областного бюджета и будут направлены на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По достижению совершеннолетия К администрация <адрес> обязана была подготовить свободное жилье для его предоставления К и предоставить ей жильё площадью не ниже установленных норм по возвращении данного лица в <адрес> с места пребывания под опекой, чего сделано не было, т.е. имеется нарушение жилищных прав К. Следовательно, исковые требования в части возложения обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и иным нормативным требования площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.57 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», ст. 194-199, ст.206 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично. В удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> по предоставлению жилого помещения К отказать.
В остальной части исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить К жилое помещение вне очереди по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм до <дата> за счет средств субъекта Российской Федерации – <адрес>, выделяемых на эти цели.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.
Судья А.А.Щурихин
Решение суда вступило в законную силу 06.05.2011 года.