№ 2-255/2011 решение по делу по иску прокурора о признании незаконным бездействия администрации по обеспечению Б жилым помещением и о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ташла «19» апреля 2011 года

Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щурихина А.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> Садчикова В.А. и Б

представителя ответчика администрации МО Т Мартыненко Т.М.

при секретаре Бурак Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Б к администрации муниципального образования Т о признании незаконным бездействия администрации Т по обеспечению Б жилым помещением и о возложении обязанности на администрацию МО Т предоставить Б жилое благоустроенное помещение, отвечающее санитарным, гигиеническим и иным ненормативным требованиям площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата> по договору социального найма

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор района обратился в Ташлинский районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями, в своем исковом заявлении указал следующее.

Прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в отношении соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки было установлено, что Б, ... года рождения обладает статусом оставшейся без попечения родителей. Выявлена в <адрес> и передана под опеку С, с которой проживала и проживает в настоящее время в <адрес>. Собственного или закрепленного за ней жилья не имеет.

Распоряжением главы <адрес> ... от <дата> Б поставлена на регистрационный учет для предоставления жилой площади вне очереди.

По прекращении опеки, Б обращалась в администрацию <адрес> по вопросу предоставления ей жилья. Жилье ей администрация не предоставила, сославшись на наличие очередности.

Тем самым администрацией <адрес> нарушаются гарантированные ст. 40 Конституции РФ права на жилище Б

В соответствии со ст. 1 Жилищного Кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Жилищного Кодекса РФ или другого федерального закона.

Согласно ст. 2 Жилищного Кодекса РФ, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложены обязанности обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, по использованию бюджетных средств и иных, не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, предоставлению в установленном порядке гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма

Статьей 49 Жилищного Кодекса РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом
Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской
Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилые
помещения муниципального жилищного фонда так же могут предоставляться
органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в
установленном законодательством порядке государственными

полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Такой порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», предусматривающая, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу положений ст. 2 Закона Оренбургской области от 26.1 1.2007г. № 1731/357-ГУ-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе, принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

Следуя вышеприведенным нормам законодательства, по достижении Б совершеннолетия, администрация <адрес> обязана подготовить свободное жилье для его предоставления Б и предоставить ей жильё площадью не ниже установленных норм по возвращении данного лица в <адрес> с места пребывания под опекой, чего сделано не было, несмотря и на её личные обращения в администрацию. Т.е., объективно имеется нарушение жилищных прав Б

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, главой <адрес> издано постановление ... от <дата>, согласно которого установлена социальная норма предоставления жилья в размере ... кв. м. на человека.

На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по обеспечению Б жилым помещением и обязать администрацию <адрес> предоставить Б благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, гигиеническим и иным нормативным требованиям площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата>

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Садчиков В.А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по обеспечению Б жилым помещением и обязать администрацию <адрес> предоставить Б благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, гигиеническим и иным нормативным требованиям площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата>. При этом Садчиков В.А. суду пояснил, что Б является ребенком оставшимся без попечения родителей. Администрация обязана обеспечить её квартирой по договору социального найма по месту её жительства по нормам вне очереди. Права истца Б нарушены, так как жилье ей не дали начиная с <дата>, то есть в течение почти .... В этом проявляется бездействие администрации <адрес>.

Б исковые требования поддержала, суду пояснила, что она уже ... лет стоит в очереди на получение жилья, проживает на съемной квартире. Была в очереди ..., а стала .... Это передвижение в очереди объяснили тем, что список очереди был составлен по дате рождения и по дате постановки на учет. В <дата> ей было ... лет. Почему она стала в очереди ...-ой ей не понятно. Жилья как не было, так и нет.

Представитель ответчика администрации МО <адрес> Мартыненко Т.М. исковые требования прокурора не признала и суду показала, что администрация <адрес> не бездействует. Жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилье предоставляется. Б была поставлена на учет в <дата> и на очередь как нуждающаяся в получении жилья, т. е. администрацией все, что положено, было сделано. Каждый год они предоставляют жилье таким детям. В настоящее время жилье предоставляется за счет средств областного бюджета. На <дата> предусмотрено на эти цели финансирование в размере ... рублей, но деньги пока еще не поступили. Как только деньги поступят, администрация направит их на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В <дата> и <дата> жильем обеспечено ... детей сирот, а всего их на очереди ... человека. <адрес> дотационный на ... % и собственных средств практически не имеет. Деньги, поступающие из областного бюджета, идут на строго обозначенные цели согласно бюджетной росписи. Поэтому обеспечить всех детей сирот сразу вне очереди администрация не имеет возможности.

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению частично.

Согласно части второй статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», предусматривающей, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу положений ст. 2 Закона Оренбургской области от 26.1 1.2007г. № 1731/357-ГУ-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в том числе, принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

В судебном заседании судом установлено, что Б обладает статусом оставшейся без попечения родителей. Собственного или закрепленного за ней жилья не имеет. С <дата> стоит на регистрационном учете для предоставления жилой площади вне очереди. По прекращении опеки, Б обращалась в администрацию <адрес> по вопросу предоставления ей жилья, жилье ей администрация не предоставила, ввиду наличия очереди.

Как следует из объяснения представителя администрации МО <адрес> Мартыненко Т.М. и не отрицается истцом, администрацией <адрес> предпринимаются действия по постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилой площади вне очереди. Б была также поставлена на учет в <дата> и на очередь как нуждающаяся в получении жилья, т. е. администрацией все, что положено, было сделано. Каждый год ответчик предоставляет жилье таким детям. В настоящее время жилье предоставляется за счет средств областного бюджета. На <дата> предусмотрено на эти цели финансирование в размере .... рублей, но деньги пока еще не поступили. Суд полагает в части признания незаконным бездействия администрации <адрес> по обеспечению Б жилым помещением отказать, так как установлено, что администрацией все предусмотренные законом действия предприняты, но финансовое обеспечение возможностей ответчика не достаточно. В <дата> жилье было предоставлено ... детям сиротам. В <дата> жилье было предоставлено ... детям сиротам по договорам социального найма квартир. Квартиры были приобретены на средства поступившие в райбюджет из областного бюджета.

Целевое финансирование на приобретение жилой площади на <дата> предусмотрено, но до настоящего времени не поступило. Денежные средства поступают на финансовый год, то есть, до <дата> они поступят из средств областного бюджета и будут направлены на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По достижении Б совершеннолетия, администрация <адрес> обязана была подготовить свободное жилье для его предоставления Б и предоставить ей жильё площадью не ниже установленных норм по возвращении данного лица в <адрес> с места пребывания под опекой, чего сделано не было, т.е., имеется нарушение жилищных прав Б. Следовательно, исковые требования в части возложения обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и иным нормативным требования площадью не ниже установленной социальной нормы в срок до <дата> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.57 ч.2 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», ст. 194-199 ГПК РФ, ст.206 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично. В удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования Т по предоставлению жилого помещения Б отказать.

В остальной части исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального образования Т предоставить Б жилое помещение вне очереди по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм до <дата> за счет средств субъекта Российской Федерации – <адрес>, выделяемых на эти цели.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

Судья А.А.Щурихин

Решение суда вступило в законную силу 06.05.2011 года.