№ 2-227/2011 решение по жалобе Чипачиной Е.М. о признании незаконным Постановления `О снятии молодых семей с учёта участников программы Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Ташла 5 апреля 2011 года.

Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сенякина И.И.,

с участием заявителя Чипачиной Е.М. и её представителя адвоката Костиной М.В., представителя администрации МО Ташлинский район Оренбургской области Мартыненко Т.М., а также заинтересованного лица Чипачина Д.Ю,

при секретаре Доброскокиной О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Чипачиной Е.М. о признании незаконным Постановления администрации МО Т от (дата) «О снятии молодых семей с учёта участников программы Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», об отмене этого постановления и о возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Чипачина Е.М. обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление по тем основаниям, что в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, Законом Оренбургской области от 23.11.2005г. №2733/489 Ш-ОЗ « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (дата) она была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории, предусмотренной ст.7 данного Закона.

Администрацией МО Т сельсовет было принято Постановление ...-п от (дата) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении её семью в количестве ... человек, поживающих по <адрес>, с (дата).

В соответствие с постановлением № 747п от 10.12.2010 года « О снятии молодых семей с учета участников программы Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» администрации МО <адрес> её семья была сняла с учета со ссылкой на пункт 2 правил учета и формирования списков молодых семей участниц областной целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы», принятой Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010г. №527-п, в связи с достижением ... возраста.

Она обратилась по поводу восстановления своего нарушенного права к прокурору Ташлинского района и получила ответ о том, что на имя главы администрации МО <адрес> был принесен протест на это постановление с требованием его отмены, однако до сих пор она не получила никакого ответа.

Указанное Постановление она считает незаконным и несправедливым, так как собственного жилья её семья не имеет, проживают они в жилом доме, где полезная площадь ... кв.м., жилая - ... кв.м, где проживают фактически ... семьи, а всего ... человек ; никакой социальной выплаты в соответствии с данной Программой её семья не получала; её семья была поставлена на учет своевременно и до достижения мужем ... возраста они не получили жилье не по своей вине, а по вине администрации МО <адрес>; она является <данные изъяты>, подсобного хозяйства не имеет, семья испытывает большие материальные трудности.

В ходе подготовки настоящего гражданского дела к судебному разбирательству, от представителя администрации МО Т Мартыненко Т.М. поступил отзыв на жалобу, в которой она указала, что Т не согласна с требованиями Чипачиной Е.М., считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Постановление главы администрации МО Т от (дата) ...п «О снятии молодых семей с учета участников программы Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» издано в рамках полномочий, возложенных на администрацию МО Т и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Орен­бургской области, регулирующим правоотношения в этой сфере, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 № 527-п «Об утверждении правил учета и формирования списков мо­лодых семей - участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем мо­лодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы», непосредственно ре­гулирующим постановку на учет молодых семей, желающих стать участницами Программы, и снятие с учета молодых семей - участниц Программы.

Пунктом 2 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбург­ской области на 2011 - 2015 годы» определено понятие молодой семьи - «молодая семья - семья, состоящая из супругов без детей, из супругов с одним и более де­тей, из одного родителя и одного и более детей (неполная семья), при этом воз­раст супругов или родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет». Пунктом 12 Правил установлено - «Если участница Программы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 8 на­стоящих Правил, то молодая семья исключается из списка участниц Программы.».

Фактически Правила устанавливают, что в случае, если участница Програм­мы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, при выполнении кото­рых молодые семьи ставятся на учет в качестве участников Программы, то моло­дая семья исключается из списка участниц Программы. Одним из таких условий является возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье, который не должен на момент постановки молодой семьи на учет превышать 35 лет. При достижении одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет, такая семья перестает соответствовать условию, установленному п.п. а п. 8 Пра­вил, и в силу п. 12 Правил подлежит снятию с учёта.

Системное толкование перечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что при достижении одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет, семья теряет статус «молодой семьи» и право на участие в Программе. Иное толкование указанных норм повлекло бы за собой признание семей «моло­дыми семьями» без какого-либо возрастного ограничения, что противоречит зада­чам Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.05.2010 № 370-пп.

Согласно п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или му­ниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 2 ст.256 ГПК РФ причины пропуска срока выясняются в предва­рительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основа­нием для отказа в удовлетворении заявления.

Чипачиной Е.М. было известно об издании обжалуемого постановления с момента его издания, то есть с (дата) года, что подтверждает обращение её супруга Чипачина Д.Ю. с жалобой в прокуратуру Ташлинского района на дей­ствия администрации Т, выразившиеся в снятии его семьи с учета участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбург­ской области». Трехмесячный срок истек (дата), просит применить к требованиям Чипачиной Е.М. об отмене постановле­ния № 747-п от 10.12.2010г. администрации Т срок, установ­ленный п.1 ст. 256 ГПК РФ и в удовлетворении требований Чипачиной Е.М. отказать.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечён Чипачин Д.Ю.

Заявитель Чипачина Е.М. в судебном заседании свою жалобу по указанным в ней основаниям полностью поддержала, при выяснении причин пропуска установленного Законом срока для обращения в суд с данной жалобой пояснила, что о том обстоятельстве, что для обращения в суд с указанной жалобой Законом предусмотрен соответствующий срок ей и её супругу известно не было, о том, что (дата) будет вынесено обжалуемое решение ей было известно ещё до (дата), поэтому она обращалась в прокуратуру района с заявлением на действия администрации ещё (дата). После (дата) она также звонила в администрацию района, спрашивала вынесено ли постановление и ей сказали, что такое постановление было принято, но по почте ей это постановление не направлялось и она его не получала, просит её жалобу удовлетворить.

Заинтересованное лицо Чипачин Д.Ю. в судебном заседании жалобу своей супруги также поддержал по указанным в этой жалобе основаниям и дал аналогичные объяснения.

Представитель администрации МО «Т» Мартыненко Т.М. в судебном заседании по основаниям указанным в отзыве просила в удовлетворении жалобы отказать.

Свидетель Н суду показала, что проживает по соседству с семьёй заявителя, которая проживает в очень старом доме, Чипачина Е.М. со своей семьёй проживает у родителей, всего в доме проживают ... человек.

Свидетели М, Ж., и В. дали в судебном заседании аналогичные показания.

Заслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей и изучив представленные материалы, суд считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать по следующим основаниям.

В соответствие с п.п. «а» п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №286) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного или более детей, соответствующая в частности такому условию, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

В соответствие с п.6 указанных выше Правил применительно к настоящим правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что заявительница Чипачина Е.М. и её семья были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании Постановления №287-п администрации МО Ташлинского сельсовета от 29.09.2008 года.

В соответствие с п. 22 обозначенных Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В разделе 4 областной Программы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы, утверждённой Законом Оренбургской области от 28.02.2003 года №63/3-III-ОЗ «Об областной программе «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» также указывается, что участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствие с действующим жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в реализации Программы.

В соответствие с п.п. «а» п.8 Правил учёта и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», утверждённых Постановлением Правительства Оренбургской области от 3 августа 2010 года №527-п одним из условий, при выполнении которого молодые семьи ставятся на учёт в качестве участников Программы это то, что возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет. Условие по не превышению 35-летнего возраста устанавливается на момент утверждения государственным заказчиком Программы списков молодых списков молодых семей, включенных в претенденты или резерв на получение социальной выплаты в планируемом году.

В соответствие с п.12 данных же Правил если участница Программы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 8, то молодая семья исключается из списка участниц Программы. Орган местного самоуправления до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило или выявлено событие, в результате которого молодая семья перестала соответствовать условиям Программы, извещает молодую семью о снятии с учёта, за исключением случая получения молодой семьёй социальной выплаты в соответствии с Программой.

Суд считает необходимым указать на то обстоятельство, что данным пунктом не предусмотрено конкретная форма извещения соответствующей семьи, то есть такое извещение может быть произведено как в письменной, в устной так и в иной другой форме.

Из объяснений заявителя, заинтересованного лица и представленных материалов судом установлено, что администрация района требования приведённых правовых норм выполнила, заявитель и заинтересованное лицо о принятом решении были извещены.

Аналогичная норма также указана в п.7 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка, утверждёнными Постановлением Правительства Оренбургской области от 8 сентября 2006 года №301-п, кроме того, в п. 8 данных Правил также указывается, что право на получение социальной выплаты у молодой семьи возникает с момента принятия решения исполнителем программы о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Таким образом, исходя из приведённых правовых норм администрацией МО Т правомерно было вынесено постановление о снятии семьи заявителя с учёта участников программы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области» в связи с достижением супруга заявителя возраста ... лет.

Кроме того, согласно требованиям ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В судебном заседании установлено, что о принятом администрацией МО Т решении, заявителю и заинтересованному лицу было известно ещё (дата), в суд же с указанным заявлением заявитель обратилась только (дата), каких-либо уважительных причин влекущих восстановление установленного Законом срока в судебное заседание не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ районный суд

РЕШИЛ:

Чипачиной Е.М. в удовлетворении жалобы о признании незаконным Постановления администрации МО Т ...-п от (дата) «О снятии молодых семей с учёта участников программы Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», об отмене этого постановления и о возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 11 апреля 2011 года.

Председательствующий И.И.Сенякин

Решение суда вступило в законную силу 11.05.2011 года.