Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Ташла «16» августа 2011 года Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сенякина И.И. с участием заместителя прокурора <адрес> Бугуцкого Е.В., Уразаевой Н.Г. и ... Богатыревой О.Н., при секретаре Масленниковой Р.З. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Пудовкина В.М. к ЗАО С о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушение законодательства У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ташлинский районный суд с иском к ЗАО С, Уразаевой НГ и Р о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов по следующим основаниям. Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 31 декабря 2005 года) в результате которой установлено, что ЗАО «С», Уразаева Н.Г. и Р допускают существенные нарушения вышеуказанного закона. В магазине «Б», расположенном по <адрес>, принадлежащем ЗАО «С»; в магазинах «В», расположенном в <адрес> и «Ю», расположенном в <адрес>, принадлежащих ... Уразаевой Н.Г. ; магазине «К», расположенном в <адрес>, принадлежащем Р перед входами в помещения расположены ступени, не имеющие приспособлений для маломобильных посетителей, нет пандусов для подъезда на инвалидной коляске, поручней для доступного входа инвалидов. В нарушение ст.15 Федерального закона «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружения, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим сооружениям), в принадлежащих ЗАО «С», ... Уразаевой Н.Г. и Р помещении магазинов такие условия не созданы. Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В нарушение ст.27 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, ЗАО «С», ... Уразаевой Н.Г. и Р не обеспечен доступ к действующим объектам социальной группы населения с ограниченными физическими возможностями. Нарушается также закрепленный п.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Росстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации « от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации» последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемы к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Согласно ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 г. № 73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условий жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п.1.1). Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: - досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; - безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; - своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; - удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Согласно приложению А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН. В здании должен быть как минимум один выход, приспособленный для МГПН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГПН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.12). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на уровне выхода, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17). В соответствии со ст.ст.36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст.4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. Однако данные нормы ответчиком не соблюдаются. Просил суд признать незаконным бездействие ЗАО «С», Уразаевой Н.Г., Р. Обязать ЗАО «С», Уразаеву Н.Г., Р устранить допущенные нарушения законодательства путем оборудования наружных лестниц магазина «Б», магазина «В», магазина «Ю», магазина «К» пандусами и поручнями, обеспечивающими условия доступа в помещения маломобильных групп населения, равные с остальными категориями населения. Определением Ташлинского районного суда от <дата> производство по исковым заявлениям прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «С», Уразаевой НГ, Ташлинскому Р о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов было объединено в одно производство. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Бугуцкий Е.В. заявил ходатайство о прекращении гражданского дела в связи с его отказом от искового заявления в части указанных требований предъявленных к Уразаевой НГ и Р Уразаева Н.Г. и Р Богатырева О.Н. выразили согласие с ходатайством прокурора. Судом принят отказ заместителя прокурора <адрес> Бугуцкого Е.В. от заявления в части признания незаконным бездействия Уразаевой Н.Г. и Р и о возложении обязанности устранить нарушение законодательства, производство по делу по заявлению прокурора <адрес> к Уразаевой Н.. и Р прекращено, о чём судом вынесено отдельное определение. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Бугуцкий Е.В. поддержал исковые требования в отношении ЗАО «С» по основаниям указанным в заявлении, просил суд признать незаконным бездействие ЗАО «С». Обязать ЗАО «С» устранить допущенные нарушения законодательства путем оборудования наружных лестниц магазина «Б» пандусами и поручнями, обеспечивающими условия доступа в помещения маломобильных групп населения, равные с остальными категориями населения. Представитель ответчика ЗАО С в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от директора ЗАО С поступил отзыв на исковое заявление прокурора в котором он выразил согласие с иском прокурора и обязался устранить нарушения путем оборудования наружных лестниц магазина «Б» пандусами и поручнями, обеспечивающими условия доступа в помещения маломобильных групп населения. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ЗАО С. Заслушав заместителя прокурора <адрес> Бугуцкого Е.В., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению. В нарушение ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружения, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим сооружениям), в принадлежащих ЗАО «Степной» помещении магазина такие условия не созданы. В нарушение ст.27 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, ЗАО «Степное» не обеспечен доступ к действующим объектам социальной группы населения с ограниченными физическими возможностями. Нарушается также закрепленный п.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.ст.36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст.4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. Однако данные нормы ответчиком не соблюдаются. Указанные истцом обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, а именно: - Актом от <дата> об отсутствии в магазине «Б», принадлежащем ЗАО «С» расположенном по <адрес> приспособлений для маломобильных посетителей, а именно: - не оборудованы пандусом ступени для подъезда на инвалидной коляске; - отсутствуют поручни для доступного входа инвалидов; отсутствуют иные приспособления, - фототаблицей к акту от <дата> по факту осмотра магазина ЗАО «С» Факт имеющихся нарушений не отрицается директором ЗАО «С., который в своем отзыве на исковое заявление выразил согласие с заявленными требованиями. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> Пудовкина В.М. к ЗАО С удовлетворить. Признать незаконным бездействие ЗАО С и возложить обязанность в срок до <дата> устранить допущенное нарушение и оборудовать наружные лестницы магазина «Б» пандусами и поручнями, обеспечивающими условия доступа в помещение маломобильных групп населения, равные с остальными категориями населения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Ташлинского района в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 22 августа 2011 года Председательствующий Сенякин И.И. Решение суда вступило в законную силу 02.09.2011 года.