Дело по иску Гулевой А.И., Игнатовой Е.И. к УСЗН администрации Тасеевского района о возмещении материальных убытков за отопление.



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2012года с. Тасеево

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:

судьи Саюнова В.В.,

при секретаре Шунчевой Е.Л.

с участием:

истца Гулевой А.И.,

представителя истца Игнатовой Е.И. – ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Тасеевского нотариального округа ФИО6,

представителя ответчика ФИО9, действующей на основании доверенности, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ руководителем УСЗН администрации <адрес> ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – УСЗН администрации Тасеевского района ФИО8, представителя ответчика – Министерства финансов Красноярского края ФИО7 на решение мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском районе,

УСТАНОВИЛ:

Решением мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском района от 06.02.2012 года удовлетворены исковые требования Гулевой Анны Ивановны, Игнатовой Елены Ивановны к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района о возмещении материальных убытков за отопление и взыскано в пользу Гулевой А.И. <данные изъяты> рублей, в пользу Игнатовой Е.И – <данные изъяты> рублей и расходы, связанные с обращением в суд в пользу Гулевой А.И. в размере <данные изъяты> рублей, Игнатовой Е.И. – <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика – УСЗН администрации района ФИО8 обратился в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском районе от 06.02.2012 года, с которым не согласен, просит решение отменить и вынести новое решение по следующим основаниям:

1) В законодательные акты субъектов РФ были внесены существенные изменения, которыми предоставлено право на предоставление компенсации на оплату жилых помещений только педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;

2) Поскольку предоставление льгот предусмотрено федеральным законом «Об образовании» для указанной категории лиц, то обязанностью по их предоставлению относится к федеральному бюджету, а не относится к полномочиям субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Представитель ответчика – Министерства финансов Красноярского края ФИО7 обратился в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском районе от 06.02.2012 года, с которым не согласен, поскольку мировой судья неправильно применил нормы материального права, просит решение отменить и вынести новое решение по следующим основаниям:

1) Истцы получали меры социальной поддержки в виде субсидий на топливо в соответствие с Законом Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 года и требуют получения компенсаций расходов на оплату жилых помещений по Закону РФ «Об образовании», что является двойной мерой оказания услуг;

2) Законом об образовании не предусмотрено предоставление льгот на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а такая льгота предоставлялась нормативными актами СССР;

3) Законом Красноярского края предусмотрена льгота только проживающим и работающим в сельской местности педагогическим работникам, но не педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.

4) Полномочия по предоставлению льгот предусмотрена федеральным законодательством, следовательно и являются федеральными расходными обязательствами, следовательно Министерство Красноярского края, как и Управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района не могут быть надлежащими ответчиками.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО9 апелляционную жалобу поддержала и настаивает на отмене решения мирового судьи и вынесении нового решения – взыскании с Министерства финансов РФ по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

В судебном заседании истец Гулева А.И. и представитель истца Игнатовой Е.И. - ФИО5 с решением мирового судьи согласны, просят его оставить в силе, поскольку истцы являются педагогическими работниками, проживающими и работавшими в педагогических учреждениях более 10 лет, вышедших на пенсию, не должны быть ущемленными в льготах на отопление.

Представитель ответчика – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания извещен надлежащим образом и своевременно, о чем свидетельствует заказное уведомление о вручении, суд полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных и не явившихся в судебное заседание.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам:

Согласно представленных трудовых книжек истцы работали в образовательных учреждениях Тасеевского района до ухода на заслуженный отдых, тем самым истцы являлись педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающих и работающих на территории Тасеевского района – в сельской местности более 10 лет.

В соответствие с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.12.2011 года № 439 –ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных классов и семилетних школ» от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Положения, касающиеся льгот педагогическим работникам школ в сельской местности, вышедших на пенсию сохранили свое действие и в настоящее время, дополнив в 2004 году нормой предоставления мер социальной поддержки, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении № 553-О-П от 02.04.2009 года, что правовая позиция изменений содержания и форм ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами ранее действовавшим законодательством.

Данные требования заложены в Федеральном законе от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и констатирующие о необходимости введении правовых механизмов, обеспечивающих сохранение ранее достигнутого уровня и совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Статьей 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствие с Законом Красноярского края от 07.02.2008 года № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам производится юридическими лицами, оказывающими услуги отопления.

В соответствие со ст. 2,7 Закона Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 % оплаты жилой площади, 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.

Таким образом, вышедшим на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, и имеющие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением должны быть освобождены от платы за получение таких видов коммунальных услуг, - как освещение и отопление (теплоснабжение).

Мировым судьей дан анализ правовым нормам, применяемым к спорным правоотношениям, которые в полном объеме соответствуют обстоятельствам дела, поскольку истцы понесли убытки на оплату отопления своих жилых помещений за период с 2009 по 2011 года.

Поскольку педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, управлением социальной защиты населения в 2009 - 2010 годах производились единовременные компенсационные выплаты на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления на основании Законов Красноярского края от 02 октября 2008 года № 7-2096 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2008 год» и от 08 октября 2009 года № 9-3687 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2009 год», в 2010 году на основании Закона Красноярского края № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в 2011 году на основании Закона Красноярского края от 09.06.2011 N 12-5931 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что для расчета компенсационных выплат истцам на приобретение и доставку твердого топлива также должны применяться положения, установленные в изложенных выше нормах законодательных актов субъекта Российской Федерации – Красноярского края.

В абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не указано, что субъект Российской Федерации наделяется полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе и пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Законодательством установлен порядок предоставления мер социальной поддержки, не соблюдение субъектом РФ установленного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав граждан, установленного федеральным законодательством.

В силу ст.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.

Проверив материалы дела, решение мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого решения мирового судьи. Суд первой инстанции дал надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам, проанализировал нормы закона и применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу о полном удовлетворении исковых требований истцов.

Доводы апелляционной жалобы представителей ответчика по существу сводятся к переоценке доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку эти доводам дана должная правовая оценка мировым судьёй при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в вынесенном решении.

Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального права и вынесено законное, обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка 125 в Тасеевском районе от 06.02.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района ФИО8 и представителя Министерства финансов Красноярского края ФИО7 без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья В.В. Саюнов.

Дело №11-8/2012