Дело по иску прокурора Тасеевского района о признании Устава Хандальского сельсовета в части противоречащим действующему законнодательству и недействующим.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Тасеево 14 апреля 2011 года

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего федерального судьи Гурочкиной И.Р.,

с участием заместителя прокурора Тасеевского района Вундер Н.Г.,

при секретаре Усовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тасеевского района о признании Устава Хандальского сельсовета в части противоречащим действующему законодательству и недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тасеевского района обратился в суд по тем основаниям, что решением схода граждан Хандальского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Хандальского сельсовета Тасеевского района Красноярского края. Устав был зарегистрирован распоряжением Совета администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ и опубликован в газете «<данные изъяты>». Федеральными законами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в действующее законодательство, в связи с чем ряд положений Устава стали противоречить действующему законодательству. В период с момента вступления указанных выше законов в силу и по настоящее время Совет депутатов Хандальского сельсовета неоднократно собирался на заседания сессии. Однако до настоящего времени в нарушение вышеуказанных норм закона Устав в соответствие с нормами закона не приведен. Согласно ст.1 Устава он является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления. В соответствие со ст.68 Устава все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе решения Совета депутатов, постановления и распоряжения Главы сельсовета, принимаются на основе и в соответствие с Уставом. В связи с тем, что положения Устава не в полной мере соответствуют действующему законодательству, просит признать Устав Хандальского сельсовета в части (ст.ст.8, 9, 21, 65) противоречащим действующему законодательству и недействующим.

В судебном заседании заместитель прокурора Вундер Н.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении, подтвердив все основания обращения в суд, изложенные в заявлении.

Представитель органа местного самоуправления, нормативный правовой акт которого оспаривается, глава администрации Хандальского сельсовета ФИО4 требования прокурора Тасеевского района признал в полном объеме, при этом пояснил, что в настоящее время решением Совета депутатов Хандальского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в Устав внесены изменения и дополнения, Устав направлен на регистрацию в Министерство юстиции по Красноярскому краю. При проведении регистрации, Устав будет опубликован и внесенные в него изменения и дополнения вступят в законную силу.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Устава Хандальского сельсовета в части противоречащим действующему законодательству и недействующим.

На основании ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Выслушав участвующих в деле лиц, проанализировав положения Устава Хандальского сельсовета Тасеевского района на предмет соответствия его положений Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее Закон), суд находит, что действительно отдельные положения Устава Хандальского сельсовета Тасеевского района не соответствуют требованиям указанного выше Закона.

Так, согласно пп.20 п.1 ст.8 Устава к вопросам местного значения относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Однако данное положение Устава противоречит ч.1 ст.14 Закона, согласно которой к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

По тексту ст.9 Устава в ней употребляется слово «субсидии», вместе с тем согласно ст.15 Закона слово «субсидии» отсутствует, а употребляется словосочетание «межбюджетные трансферты».

Подпунктом 2 п.1 ст.9 Устава регламентировано, что органы местного самоуправления сельсовета имеют право на участие в организации и финансировании на территории сельсовета общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Однако данное положение Устава противоречит действующему законодательству, поскольку п.2 ч.1 ст.14. Закона утратил силу с 01 января 2010 года.

В соответствии с п. 8.1 ч.1 ст.14.1 Закона органы местного самоуправления поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны. При этом п.1 ст.9 Устава противоречит указанной норме Закона, поскольку не содержит указание о праве органа местного самоуправления поселения на создание муниципальной пожарной охраны.

Пунктом 2 ст.9 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления сельсовета вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Красноярского края, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субсидий и дотаций, предоставленных из федерального бюджета и бюджета Красноярского края). Однако данное положение Устава противоречит ч.2 ст.14.1 Закона, установившей, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Частью 5 ст.43 Закона установлено, что председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера. При этом п.3 ст.21 Устава противоречит указанной норме Закона, поскольку не содержит указание на все возможные полномочия председателя Совета.

В соответствие с п.3 ст.65 Устава проект устава, проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения Советом депутатов вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом порядка учета предложений по проекту устава или нормативного правового акта о внесении в устав изменений и дополнений, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Однако данное положение Устава противоречит ч.4 ст.44 Закона, в соответствии с которой проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно п.5 ст.65 Устава изменения и дополнения в Устав, изменяющие структуру, полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления сельсовета, вступают в силу после истечения срока полномочий Совета депутатов, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Однако данное положение Устава противоречит п.8 ст.44 Закона, из которого следует, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Таким образом, исследовав все обстоятельства дела их совокупности, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Тасеевского района в полном объеме, поскольку в судебном заседании добыто достаточно доказательств, подтверждающих несоответствие указанных выше положений Устава Хандальского сельсовета Тасеевского района Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, что недопустимо.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Устав Хандальского сельсовета в части (ст.ст.8, 9, 21, 65) противоречащим действующему законодательству и недействующим.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.

Председательствующий: И.Р.Гурочкина

Дело №2-118/2011 года.