Дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района о признании незаконной деятельность администрации по неисполнению федерального законнодательства.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года с. Тасеево

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:

федерального судьи Саюнова В.В.

при секретаре Исаевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации сельского поселения Вахрушевский сельсовет, Тасеевского района, Красноярского края о признании незаконной деятельность администрации по неисполнению требований Федерального законодательства в области окружающей среды и обязанности устранить допущенные нарушения

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском по выявленным нарушений природоохранного законодательства по тем основаниям, что службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края на основании представленной информации <данные изъяты>» на территории Тасеевского района, Красноярского края в муниципальном образовании Вахрушевский сельсовет Тасеевского района, Красноярского края были обнаружены следующие объекты с нарушениями организационно-правового характера, а именно разрешающей документации: свалка бытовых отходов д. Данилки.

Федеральным законом № 131 –ФЗ от 06.10.2003 года (в редакции от 07.05.2009 года) п.18 ч.1 ст. 14 к вопросам местного значения отнесено – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данная норма указана и в ч.1 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года.

Постановлением Вахрушевской сельской администрации № 9 от 03.10.1994 года отведен земельный участок площадью 0,1 га под свалку. До настоящего времени администрация сельского поселения Вахрушевский сельсовет как собственник объекта не предприняло надлежащих мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило текущую документацию на объект, как полигон твердых бытовых отходов.

Истец просит:

1.     Признать незаконной деятельность администрации по неисполнению требований Федерального законодательства в области окружающей среды;

2.     Обязать администрацию сельского поселения Вахрушевский сельсовет в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:

1) Ликвидировать свалку бытовых отходов;

2) Организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с полномочиями, возложенными законодательством на администрацию сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района Красноярского края;

3.     Запретить администрации сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района Красноярского края осуществлять деятельность по несанкционированному размещению отходов на территории Тасеевского района Красноярского края.

В судебное заседание представитель истца, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно поступившего в суд ходатайства, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие представителя ответчика на рассмотрение дела в отсутствие представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя истца.

Представитель ответчика – глава Вахрушевского сельсовета исковые требования службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края не признала и пояснила, что свалки как таковой не имеется в д. Данилки. На указанном месте имеются отходы от лесозаготовительной деятельности в виде отходов от деревьев пятилетней давности. В настоящее время в д. Данилки живет всего 2 семьи и бытовые отходы вывозятся на свалку в с. Тасеево на основании заключенного договора.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Постановление Вахрушевской сельской администрации Тасеевского района Красноярского края № 9 от 03.10.1994 года отведен земельный участок под свалку площадью 0,1 га. Собственником объекта является администрация сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района Красноярского края, на котором не (несанкционированной свалке) не определён класс опасности отходов.

Сельское поселение – согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона отнесено к вопросам местного значения поселения организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. № 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относит также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, а часть 2 статьи 51 указанного закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относит остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно -бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:

1) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

2) организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст).

Транспортирование отходов: Деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 указанного ГОСТа).

Объект у д. Данилки не являются полигоном твердых бытовых отходов так как не отвечают гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).

Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов и должны гарантировать санитарно эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1 раздела 2 Постановления). Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам ( пункт 2.2. раздела 2 Постановления).

Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3 раздела 2 Постановления).

Статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (пункт 4.4). Пунктом 5.5 этих Правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемым полигоном твердых бытовых отходов по указанному местоположению у д. Данилки отсутствует, содержание свалки твердых бытовых отходов не отвечает требованиям п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов».

С момента отвода земельного участка и до настоящего момента администрация сельского поселения Вахрушевский сельсовет, Тасеевского района, Красноярского края как собственник объекта, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны твердых бытовых отходов.

Администрацией сельского поселения Вахрушевский сельсовет, Тасеевского района, Красноярского края в 2011 году предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов - заключен договор на выполнение работ, направленных на сбор и вывоз ТБО населенных пунктов Вахрушевского сельсовета от 11.01.2011 года с ОАО «<данные изъяты>».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 6 указанного закона - осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствие с ч.2 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Администрация сельского поселения Вахрушевский сельсовет, Тасеевского района, Красноярского края обязана исполнять требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды, однако требования закона у данного юридического лица нарушены, в связи с чем следует признать незаконной деятельность по неисполнению требований Федерального законодательства в области окружающей среды и обязать устранить допущенные нарушения в виде ликвидации свалку бытовых отходов в 2 –х месячный срок с момента вступления в законную силу данного судебного решения и запретить осуществлять деятельность по несанкционированному размещению твердых бытовых отходов на территории Тасеевского района.

В связи с заключенным договором на сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории Вахрушевского сельсовета следует в этой части требований отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -198, 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1.     Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района Красноярского края о признании незаконной деятельность администрации по неисполнению требований Федерального законодательства в области окружающей среды и обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

2.     Обязать администрацию сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения: Ликвидировать свалку бытовых отходов;

3.     Запретить администрации сельского поселения Вахрушевский сельсовет Тасеевского района Красноярского края осуществлять деятельность по несанкционированному размещению отходов на территории Тасеевского района Красноярского края.

4.     Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тасеевский районный суд в течение десяти суток со дня вынесения решения в окончательной форме.

Федеральный судья В.В. Саюнов.

Дело №2-156/2011 года.