с.Тасеево 08 августа 2011 года Тасеевский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего федерального судьи ГУРОЧКИНОЙ И.Р., с участием помощника прокурора Тасеевского района КОРШУНОВОЙ О.А., действующей по распоряжению прокурора Тасеевского района, при секретаре УСОВОЙ М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к Варанкину Сергею Евгеньевичу о признании бездействия по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки незаконным и обязании Варанкина Сергея Евгеньевича произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тасеевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Варанкину С.Е. по тем основаниям, что в с.Тасеево имеется объект социальной инфраструктуры – аптека ООО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> а. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно ст.210 Гражданского Кодекса РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника. Помещение, в котором расположена аптека, является собственностью ответчика. ДД.ММ.ГГГГ между Варанкиным С.Е. и ООО «<данные изъяты> заключен договор аренды здания, которым определено целевое назначение использования здания – организация розничной торговли готовыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения – аптека. В связи с указанными обстоятельствами собственником здания должно быть обеспечено оборудование аптеки специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам, в том числе инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно пользоваться услугами аптеки. Вместе с тем, данная обязанность Варанкиным С.Е. не выполнена, доступ инвалидов к ООО «<данные изъяты>» ограничен, чем нарушены требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. В результате бездействия ответчика инвалиды, в том числе инвалиды, использующие кресла-коляски, лишены права на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры. Данное бездействие имеет место длительное время с момента ввода в эксплуатацию здания. Просит признать бездействие Варанкина Сергея Евгеньевича по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, и обязать Варанкина Сергея Евгеньевича произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в по адресу: <адрес>, а именно: установить на входе пандусы и поручни в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда. 21 июля 2011 года от прокурора Тасеевского района поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит признать бездействие Варанкина Сергея Евгеньевича по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, и обязать Варанкина Сергея Евгеньевича произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в по адресу: <адрес>, а именно: установить на входе пандусы и поручни в соответствии с требованиями СНиП РФ 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании помощник прокурора Коршунова О.А. исковые требования изменила, поскольку к моменту рассмотрения гражданского дела ответчиком на входе в аптеку установлен пандус и поручни, в связи с чем просит обязать Варанкина Сергея Евгеньевича произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: увеличить ширину верхней площадки крыльца на входе в аптеку до размера не менее 1,5 метра в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда, при этом подтвердила все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении. Ответчик Варанкин С.Е. исковые требования в объеме, поддержанном прокурором в судебном заседании, признал, пояснив, что действительно ширина верхней площадки крыльца на входе в аптеку составляет менее полутора метров, что будет им устранено в ближайшее время. Выслушав помощника прокурора, ответчика, свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам: В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, тем самым социальная направленность политики государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека. Указанная норма провозглашает один из основополагающих принципов деятельности демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является главной обязанностью государства. Специальные нормы, регулирующие основные вопросы социальной политики государства в области защиты инвалидов содержатся в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее 181-ФЗ). Указанный Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно п.1 ст.11 Международного Пакта об экономических, социальных, культурных правах от 16 декабря 1966 года - государства - участники Пакта признают право каждого на достаточный уровень для него самого и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни. В соответствие с п.7.8.10 Декларации ООН о правах инвалидов от 09 декабря 1975 года – инвалиды имеют права на экономическое и социальное обеспечение, на удовлетворительный уровень жизни, на то, чтобы их особое положение принималось во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. В соответствии со статьей 2 181-ФЗ социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Частью 1 ст.15 указанного Закона определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Деятельность этих объектов в их совокупности должна быть направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей инвалидов. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. В соответствии с информацией управления социальной защиты населения на территории Тасеевского района по состоянию на 01 февраля 2011 года проживают <данные изъяты> инвалидов, из них: инвалиды по общему заболеванию - <данные изъяты> человек, инвалиды вследствие трудового увечья - <данные изъяты> человека, военнослужащие, ставшие инвалидами - <данные изъяты> человек, инвалиды детства - <данные изъяты> человек, дети-инвалиды - <данные изъяты> человек, инвалиды войны - <данные изъяты> человек, инвалиды боевых действий – <данные изъяты> человека; на ДД.ММ.ГГГГ на территории Тасеевского района проживает <данные изъяты> инвалидов-колясочников. При этом, как было установлено в судебном заседании, верхняя площадка крыльца, через которое осуществляется вход в помещение аптеки имеет ширину менее 1,5 метра, что делает невозможным беспрепятственный доступ лиц с ограниченными физическими возможностями в здание. Частью 1 ст.15 181-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В судебном заседании было установлено, что помещение аптеки находится в собственности Варанкина С.Е., что подтверждается свидетельством о праве собственности. С учетом изложенных обстоятельств суд полагает законным и обоснованным предъявление прокурором Тасеевского района требований об обязании Варанкина С.Е. произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки, поскольку публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Суд находит, что требования прокурора, поддержанные в судебном заседании, о возложении на ответчика совершить конкретные действия не противоречит требования законодательства, поскольку одним из средств конкретизации положения ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, а именно в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Таким образом, суд считает, что требование прокурора Тасеевского района обязать Варанкина С.Е. произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки, а именно увеличить ширину верхней площадки крыльца на входе в аптеку до размера не менее 1,5 метра, подлежит удовлетворению. Также суд считает, что срок для исполнения ответчиком возложенных законом обязанностей, определенный прокурором – в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда разумный и в течение данного срока ответчик может и должен совершить действия по обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Варанкина Сергея Евгеньевича произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: увеличить ширину верхней площадки крыльца на входе в аптеку до размера не менее 1,5 метра в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня вынесения судьей решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд. Председательствующий: И.Р.Гурочкина